RU  UA

четверг, 28 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Транспорт и связь

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Новый транспорт в страны Евросоюза: чем это опасно для украинцев

Поезд "четырех столиц" обещает быть востребованным и прибыльным

Поезд "четырех столиц" обещает быть востребованным и прибыльным Фото: УНИАН

В сентябре из Киева начнется ходить поезд в столицу Латвии Ригу, который на пути следования будет также делать остановки в столицах Беларуси и Литвы. Этот маршрут, по мнению экспертов, должен пользоваться спросом со стороны потенциальных пассажиров, так как данное направление является на сегодня востребованным. К тому же, анонсированная цена билета вполне привлекательна в сравнении с альтернативными способами транспортного сообщения. Вместе с тем, для определенных категорий украинских граждан данный маршрут представляет определенную угрозу. "Апостроф" выяснил, почему активистам и журналистам следует подумать дважды, прежде чем решиться на путешествие на поезде "четырех столиц".

Поезд "четырех столиц", который свяжет железнодорожным сообщением Киев с Минском, Вильнюсом и Ригой, начнет курсировать в конце сентября. Согласно расписанию движения состава, обнародованному на сайте "Укрзализныци", поезд в свой первый рейс из столицы Украины отправится 28 сентября.

На пути следования поезд будет останавливаться не только в Минске и Вильнюсе, но и в ряде других населенных пунктов – на станциях Словечно, Калиновичи, Жлобин-Пассажирский, Молодечно, Сморгонь, Гудогай (Беларусь), Кяну и Шяуляй (Литва), Елгава (Латвия).

Уже известна цена билета за проезд из Киева в Ригу – по предварительным данным она составит 1855 гривен (эквивалент 59 евро). Правда, пока неясно, будет ли она со временем меняться в сторону увеличения (по крайней мере в евро).

Доходное дело

Идея создания новых международных железнодорожных маршрутов стала в последние годы в Украине достаточно популярной. Причем речь идет исключительно о Европе, в то время как российское направление из-за агрессии РФ в Крыму и на Донбассе, наоборот, сужается.

Первым таким проектом, который был изрядно разрекламирован властями, стал маршрут Киев-Перемышль (через Львов). Этот поезд начал курсировать в декабре 2016 года. Его удобство состоит в том, что до приграничного польского города проложена "украинская" колея, доставшаяся нашей стране с советских времен. При этом паспортный и таможенный досмотр проводится практически без остановки состава.

Несмотря на опасения скептиков, поезд оказался востребованным. Более того, 24 августа 2017 года появился новый рейс Киев-Перемышль, который в отличие от своего "старшего товарища" следует также через Винницу, Хмельницкий и Тернополь. Особенно популярным этот поезд стал после того, как на нем 10 сентября 2017 года пытался безуспешно попасть в Украину лидер партии "Рух новых сил" Михеил Саакашвили.

Что касается направления Киев-Рига, то изначально планировалось, что конечным пунктом будет столица Эстонии Таллин. Однако со временем от этого отказались по экономическим соображениям. Впрочем, не исключено, что в будущем маршрут будет продлен до эстонской столицы - такие переговоры сейчас идут.

Определяющей в этом проекте должна быть экономическая составляющая. Эксперты полагают, что данный маршрут будет рентабельным.

"Расчеты "Укрзализныци" по заполняемости поездов на этом маршруте должны были быть корректными, иначе запускать такой поезд было бы просто нецелесообразно", - сказал "Апострофу" эксперт в области транспорта Кирилл Новиков.

Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава в разговоре с "Апострофом" отметил, что межгосударственный тариф в несколько раз выше тарифа на территории Украины, "и такие маршруты приносят неплохую прибыль железной дороге".

Директор инфраструктурного направления в "Украинском институте будущего", бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер также указывает на то, что цены билетов на зарубежных направлениях всегда выше, чем внутри страны.

"Это позволит "Укрзализныци" хоть как-то компенсировать гигантские убытки, которые есть в пассажирских перевозках", - сказал он "Апострофу". Но если достаточной заполняемости не будет и такой поезд будет нерентабельным, то его отменят.

Однако с заполняемостью проблем быть не должно. "Объективно спрос на перевозки между Украиной и странами Балтии существует. Мы это видим, в том числе по тем трендам, как авиакомпании открывают рейсы в этом направлении", - отметил Кава.

Первым делом самолеты

Действительно, сегодня можно авиатранспортом достаточно легко и, главное, относительно недорого добраться до всех балтийских столиц. К тому же, авиаперелет существенно короче по времени – чуть более полутора часов до Риги (даже с учетом перемещения до аэропорта и из него - не более 4 часов).

Так, например, венгерский лоукостер Wizz Air выполняет рейсы в Вильнюс. Если сегодня покупать билет на 29 сентября (28 сентября рейса нет, но поезд прибудет в Вильнюс именно 29 сентября), тариф (без бронирования места в салоне и регистрация багажа) составит 1219 гривен (около 40 евро). Время полета - 1 час 20 минут.

В Ригу летает авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ). На 28 сентября билет в эконом-классе продается по цене 3310 гривен. Время полета – 1 час 35 минут. Время прибытия самолета в рижский аэропорт - 22.20. Есть и альтернатива – на рейс в тот же день, но в более удобное дневное время билет стоит чуть дороже – 3446 гривен.

Кроме того, в Ригу осуществляет полеты латвийская авиакомпания airBaltic. Самый дешевый билет на 28 сентября стоит 89 евро (примерно 2700 гривен).

Так что цена поезда, как видно из приведенных примеров, действительно вполне привлекательна. К тому же, как подчеркнул Александр Кава, авиакомпании применяют так называемое динамическое ценообразование. "Вы можете в феврале полететь дешевле, а летом или перед новогодними праздниками вы дешевых билетов не найдете никогда. При этом один и тот же билет по ценам может отличаться в разы или даже десятки раз. Поэтому сравнивать цены билетов на самолет и на поезд очень сложно, потому что на железной дороге, по сути, всегда flatrate (плоский тариф) – почти всегда одинаковый", - пояснил эксперт.

Что касается времени движения состава, то, оно, безусловно, значительно. Однако украинцы не боятся длительных переездов. "У нас внутри Украины есть поезда с еще более продолжительным временем курсирования. Главным фактором, по моему мнению, будет не время в пути, а комфорт", - сказал Кирилл Новиков, добавив, что в понятие комфорта следует включить не только наличие кондиционеров в вагонах, но и приемлемое питание, интернет, различные виды досуга.

Фото: УНИАН

Но есть и другие причины, по которым люди будут отдавать предпочтение именно этому способу перемещения. "Есть люди, которые априори не летают", - поясняет Шульмейстер.

Кроме того, по словам Александра Кавы, поезд позволит захватить много городов Латвии и Литвы, которые не имеют аэропортов, и в которые добираться с пересадкой в Вильнюсе или Риге сложнее.

Пятый элемент

Следует отметить, что больше всего остановок поезд будет делать в Беларуси - семь. Очевидно, что какая-то часть пассажиров нового поезда будет ехать именно в эту страну. Сегодня значительный пассажиропоток с Беларусью вызван тем, что украинские граждане используют ее в качестве транзита на пути в Россию, с которой в октябре 2015 года было прервано авиационное сообщение. Совсем недавно министр инфраструктуры Владимир Омелян выступил с инициативой прекратить и железнодорожное сообщение с РФ в качестве ответной меры на блокирование украинские судов в Азовском море. Возможно, если соответствующее решение будет принято, поезд "четырех столиц" станет подспорьем для тех, кто хочет попасть в Россию, и тогда этот проект снова можно будет назвать поездом "пяти столиц", хотя в этом случае пятым номером будет уже не Таллин, а Москва.

Впрочем, эксперты скептически оценивают как саму идею запрета железнодорожного сообщения с РФ, так и вероятность того, что поезд будут использовать для поездок в Россию.

По словам Кирилла Новикова, железная дорога не столь маневрена, как авиация, а потому не так просто переориентировать такие маршруты под поездки в Россию. "Возможно, желающих ездить таким слишком уж длинным маршрутом будет немного", - сказал эксперт.

Владимир Шульмейстер также сомневается, что для таких путешествий найдется много желающих. "Если такие и будут, то – единицы. Большинство просто пересядут на альтернативные виды транспорта - автобусы, маршрутки, автомобили", - рассказал он.

Явная и скрытая угроза

Однако не исключено, что некоторые пассажиры поезда Киев-Рига, в чьи планы не входит посещение Российской Федерации, могут оказаться в этой стране против собственной воли. Почти год назад в Беларуси пропал украинец Павел Гриб. В августе 2017 года молодой человек поехал в Гомель на встречу с гражданкой РФ, с которой познакомился в соцсетях. Вскоре выяснилось, что Гриб находится в России, где его обвиняют в содействии терроризму.

"Мы должны понимать, что Беларусь – это одна из двух частей Союзного государства с Россией. И там полная координация спецслужб и правоохранительных органов, и вообще, всех государственных институтов с Российской Федерацией", - рассказал "Апострофу" эксперт по вопросам безопасности, ветеран внешней разведки, генерал-лейтенант Василий Богдан.

По его словам, для обычного гражданина Украины в Беларуси рисков и угроз не должно быть как таковых.

"Но если человек засветился в какой-то общественно-политической деятельности или в деятельности, направленной на то, чтобы вести информационно-пропагандистскую работу против российского агрессора, априори мы уже можем понимать, что в Беларуси к нему могут появиться не только вопросы, но и могут быть осуществлены определенные провокации", - сказал он.

Генерал-лейтенант добавил, что в отношении такого человека вполне может быть проведена спецоперация с последующим задержанием и переправкой в РФ.

"Риски, безусловно, есть, но они дифференцированы в зависимости от того, чем человек занимается, связана ли его сфера деятельности с финансами, экономикой, безопасностью, идеологией, информационной работой. Поэтому при посещении этой страны каждый гражданин должен отдавать себе отчет, может ли он ехать туда, если он занимается той или иной деятельностью, которая априори наносит ущерб интересам Российской Федерации. Мы должны осознавать, что передвижения таких людей в той или иной мере контролируются и таможенниками, и пограничниками, поэтому в отношении них могут применяться провокации с тем, чтобы задержать и затем использовать в информационно-пропагандисткой войне и в целом в гибридной войне против Украины", - резюмировал он.

Экс-глава Службы внешней разведки, генерал армии Украины Николай Маломуж согласен с коллегой. Он считает, что потенциальная опасность для граждан Украины, которые будут пребывать на территории Беларуси даже транзитом, например, путешествуя на поезде, существует.

При этом действия спецслужб в отношении людей, которые едут транзитом, более ограничены в сравнении с ситуацией, в которой оказался Павел Гриб. "Но, безусловно, угроза будет. Они будут вычислять, кто проезжает, и на остановках, имея информацию о тех людях, которые находятся, как говорится, на контроле, или по ним возбуждено уголовное дело, - конечно же существует такая угроза. Это не будет иметь массовый характер, но целевая угроза в отношении активистов, воинов, - будет проблема", - рассказал Маломуж.

Читайте также

Полеты во сне и наяву: можно ли возобновить авиасообщение в Украине

В Украине возникла идея возобновить авиасообщение еще до окончания войны - возможно ли это

Вне зоны досягаемости: кто погасил "Киевстар" и когда он заработает

Компания Киевстар подверглась масштабной хакерской атаке, когда восстановится связь и есть ли угроза для других мобильных операторов Украины

Поляки наглеют: между Киевом и Варшавой разгорается новый конфликт

Польские перевозчики грозят перекрыть пункты пропуска на границе с Украиной - что происходит