RU  UA

понедельник, 4 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 44.30
НБУ:USD  41.00
Транспорт и связь

Подарок от Евросоюза: новые дороги или возможность украсть 4,5 миллиарда евро

На сегодня не известны условия финансирования проектов в Украине

На сегодня не известны условия финансирования проектов в Украине Фото: Александр Гончаров / Апостроф

Украинские власти порадовали соотечественников новостью о том, что Европейский Союз готов выделить 4,5 миллиарда евро на инфраструктурные проекты в нашей стране. Всего, по словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, речь идет о 39 проектах, которые предусмотрены Национальной транспортной стратегией до 2030 года. Есть ли шансы у Украины получить указанные средства и реализовать нужные стране проекты, разбирался "Апостроф".

Европейский Союз включил 39 украинских инфраструктурных проектов в свой индикативный план развития трансъевропейской транспортной сети TEN-T. На реализацию этих проектов Еврокомиссия и Всемирный банк планируют выделить около 4,5 миллиарда евро. "Благую весть" принес министр инфраструктуры Владимир Омелян. По его словам, реализация указанных проектов позволит значительно углубить инфраструктурную интеграцию Украины и в перспективе стать органичной частью общеевропейской транспортной сети.

Общеевропейская транспортная сеть TEN-T – масштабный инфраструктурный проект Европейского Союза с горизонтом реализации до 2050 года. Он предусматривает создание на территории ЕС новой транспортной системы, которая будет включать в себя 94 порта, 38 аэропортов, около 15 тысяч километров скоростных железных дорог. Программой также предусмотрено строительство автомобильных дорог. В 2016 году было принято решение расширить программу TEN-T на страны, входящие в "Восточное партнерство".

Что касается нашей страны, то, по словам Владимира Омеляна, включенные в европейский инфраструктурный план проекты вписываются в стратегию Drive Ukraine 2030.

Правительство Украины утвердило Национальную транспортную стратегию до 2030 года - Drive Ukraine 2030 – еще 30 мая 2018 года. Стратегия, в частности, предусматривает, что к 2030 году в стране будет 10 автобанов, построенных по принципу концессии. Планируется также строительство "умных" дорог для беспилотных транспортных средств, а также строительство пилотной дороги, генерирующей электроэнергию.

В железнодорожном транспорте, помимо прочего, планируется на ряде направлений проложить так называемую "европейскую" колею.

Не обошла вниманием национальная транспортная стратегия Украины и такое явление как Hyperloop.

Дадут ли денег?

Насколько можно судить по имеющейся на сегодня информации, пока с уверенностью нельзя говорить о каких-то конкретных проектах в Украине, которые получит европейское финансирование. "На самом деле, пока речь идет об общей стоимости этих проектов и готовности Еврокомиссии финансировать. Но пока нет ни условий, ни подтверждения, что Еврокомиссия готова финансировать все проекты", - заявил "Апострофу" бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.

Что касается того, какие проекты получат финансирование и в каком объеме, нужно смотреть по приоритетам Евросоюза, считает эксперт. "По автомобильным дорогам они однозначно готовы финансировать", - добавил Кава.

Немаловажный вопрос - получит ли Украина деньги ЕС на проекты в качестве безвозмездной помощи, в виде инвестиций или кредитов? К сожалению, пока об этом можно только гадать. Учитывая, что в программе участвует Всемирный банк (ВБ), можно предположить, что значительная часть финансирования будет оформлена именно в виде кредитов, пусть и под достаточно низкие проценты.

"Скорее всего там есть и невозвратная часть", - отметил в разговоре с изданием директор инфраструктурного направления в "Украинском институте будущего", бывший первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Эксперт в области транспорта Кирилл Новиков также не исключает, что применительно к некоторым проектам речь может идти именно об инвестициях. Например, по его словам, это возможно на проектах автодорожной инфраструктуры. "Как такая инвестиция должна возвращаться? – Возможно, через платную автостраду", - сказал специалист в комментарии "Апострофу". Он напомнил, что в Украине уже некоторое время обсуждается необходимость строительства платных участков автодорог, в частности, на юге в районе Одессы, а также от Львова до западной границы. "Если эти участки будут проинвестированы, таким образом они могут отбиться инвестору. Остальное, думаю, может быть построено за кредитные средства", - пояснил Новиков.

Украсть не получится

Есть еще, как минимум, один важный вопрос, касающийся упомянутых проектов и их финансирования: будут ли выделенные деньги потрачены по назначению, а также не случится ли так, что какие-то из проектов не будет реализованы в полном объеме? По этому поводу эксперты, опрошенные "Апострофы" достаточно единодушны.

"Риск (нецелевого использования средств - "Апостроф") отсутствует полностью, поскольку те проекты, которые финансировались ранее через Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, проходят по процедурам банков, и наши чиновники существенного влияния на результаты не имеют", - отметил Александр Кава. По этой же причине, по его словам, маловероятно, что какие-то проекты будут не реализованы или реализованы не в полной мере. "Например, проекты строительства и ремонта дорог идут под обязательным независимым инженерным надзором", - пояснил он.

Фото: УНИАН

По словам Владимира Шульмейстера, вероятность реализации указанных проектов высока, "так как обычно там жесткий контроль от дающих". "Просто спилить, как обычно, не получится. Поэтому или проекты произойдут, или, как тоже бывало, деньги не дадут", - сказал эксперт.

Особые условия

Как отметил Кирилл Новиков, Украина за последние пять лет "отошла от практики брать кредиты и распылять средства". "Мы видим, что деньги идут на проект. Вопрос в другом - международные организации и финансовые доноры, когда нам дают деньги, ставят все более жесткие условия по их использованию и мониторингу", - добавил он. При этом, по его словам, речь идет не только об условиях прямого использования кредитных средств, но и, в целом, улучшения социально-политической ситуации в стране, например, в том, что касается работы антикоррупционного суда. "Я думаю, что именно такого порядка требования будут со стороны финансовых институтов. Тогда нам эти деньги дадут, и тогда вероятность того, что мы их используем правильно, я считаю, очень велика", - резюмировал Новиков.

Важны и чисто технические условия, под которые ЕС будет выделять деньги Украине, особенно кредиты. По словам Александра Кавы, правительство Германии, "которое неоднократно заявляло, что готово оказать помощь на восстановление инфраструктуры Донбасса", в конечном итоге выделило кредит через немецкий Банк развития под 7% годовых плюс EURIBOR (европейская усредненная процентная ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым в евро, European Interbank Offered Rate - "Апостроф"). "Это очень дорогие условия", - заявил эксперт.