RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Как Украине не допустить нового Крыма и Донбасса: три варианта давления на Россию

Организация уже более двадцати лет не соответствует реалиям мирового порядка

Организация уже более двадцати лет не соответствует реалиям мирового порядка Ответственная за мировой порядок ООН оказалась неспособной к адекватному противодействию империалистическим амбициям Владимира Путина и нуждается в реформировании Фото: Devra Berkowitz/UN Photo

Развязанная Россией война на Донбассе, а также незаконное включение Крыма в состав РФ стали ярким подтверждением неэффективности существующей системы международной безопасности. Ответственная за мировой порядок Организация Объединенных Наций (ООН) оказалась неспособной к адекватному противодействию империалистическим амбициям Владимира Путина и нуждается в реформировании. Перестройка ООН должна быть проведена уже в ближайшее время и основываться на принципах демократичности, справедливости и эффективности.

Текущий визит постоянного представителя США в ООН Саманты Пауэр в Украину является очередным выражением поддержки Запада, который с момента аннексии Крыма оставался на стороне нашего государства. Американские и европейские официальные лица неоднократно высказывали "глубокую озабоченность" действиями России и приверженность демократическим ценностям, верховенству права и нерушимости украинских границ. Впрочем, помимо введения экономических санкций и оказания политического давления на РФ, у международного сообщества, по сути, нет реальных инструментов воздействия на страну-агрессора.

ООН, созданная, по сути, для предотвращения кровопролитных конфликтов, оказалась бессильной в данной ситуации из-за устаревших механизмов функционирования. Видение принципов глобального мироздания 70-летней давности не только морально и политически устарело и не отвечает современным реалиям, но, что более важно — не в состоянии решить наиболее важных современных проблем. ООН не имеет альтернативы в современном международном правопорядке, но часть ее механизмов и структур нуждаются в срочном пересмотре. Достаточно уже примера того, что в случае, если страна-агрессор является постоянным членом Совета Безопасности (СБ) организации, она может безнаказанно нарушать международное право, пользуясь возможностью накладывать вето на любые решения этого органа. И этим правом, как показывает опыт последних событий, российская сторона пользуется вполне охотно. Среди прочего, именно из-за вето РФ в марте прошлого года Совбезу не удалось принять резолюцию о нелегитимности референдума в Крыму, а осенью — об осуждении "выборов" на территориях так называемых ЛНР и ДНР. По этой же причине инициатива украинских властей о введении на Донбасс миротворческого контингента ООН также является практически нереализуемой, если, конечно же, под миротворцами не имеются в виду российские солдаты или же реализация российской концепции "достижения мира" на Донбассе.

Таким образом, Совет Безопасности ООН, как и вся организация в целом, стали заложниками национальных интересов отдельных стран. Причем Украина является наиболее ярким, но не единственным примером неспособности ООН умиротворить и образумить агрессора. Вспомним российскую агрессию в Грузию. Вспомним иракскую авантюру США, провозглашение независимости Косово и так далее, и тому подобное. Примеров более чем достаточно. Поэтому тема необходимости реформирования организации останется актуальной даже после урегулирования конфликта на Донбассе. ООН должна быть единственной организацией, которая в состоянии разными, в том числе и военными, методами восстановить мир и наказать агрессора. А для этого должны быть разработаны новые, справедливые принципы функционирования этой организации вместе с более эффективными механизмами воплощения принятых решений.

Следует отметить, что такие разговоры о реформе ООН ведутся уже более 20 лет. Многие эксперты говорили о необходимости внесения изменений в принципы деятельности организации еще после распада СССР и окончания холодной войны. Уже в конце 1990-х годов ООН называли организацией, которая не соответствует реалиям времени, а конфликты на Ближнем Востоке, в Африке, бывшей Югославии, Грузии, а теперь и в Украине лишь стали ярким тому подтверждением.

Поэтому реформа Организации Объединенных Наций нужна, и Украина сегодня имеет все моральные и политические причины стать инициатором и лидером этого процесса. В центре предложений должны быть новые идеи переформатирования Совета Безопасности на принципах демократичности, справедливости, прозрачности и пропорциональности вкладу страны в усиление (или наоборот — в разрушение) международной безопасности. Мировому сообществу можно предложить как минимум три варианта реформирования СБ.

Первый — это трансформация ООН в более демократическую и справедливую организацию. Этот сценарий, в частности, предполагает отмену права вето и статуса "постоянного члена" Совета Безопасности. Таким образом, принять любое решение в Совбезе можно будет при поддержке 2/3 голосов, то есть 10 из 15 членов.

Второй вариант — сохранение статуса "постоянного члена" Совбеза при проведении постоянной ротации в этой категории. Смена стран, согласно этому сценарию, должна проходить за принципом географической принадлежности: мандат пяти постоянных членов Совета Безопасности должен переходить от одного представителя континента к другому. При этом принципы и механизмы смены главенства государств еще предстоит выработать.

Третий вариант также основан на принципе ротации, однако он предусматривает предоставление статуса постоянного члена Совбеза, исходя из роли конкретного государства на международной арене. То есть это должны быть страны, чей взнос в международную помощь, отправку миротворцев и поддержку безопасности в конфликтах является наибольшим. При использовании таких критериев Россия не сможет стать постоянным членом Совбеза, а ее место могут занять такие страны, как Япония или Индия.

Впрочем, реализовать подобные инициативы не так просто. Согласно существующим правилам, для изменения устава ООН нужна поддержка соответствующей идеи не только со стороны 2/3 представителей Генеральной Ассамблеи, но и ее ратификация странами-постоянными членами Совета Безопасности. Таким образом, без согласия все той же России осуществление данной идеи практически невозможно.

Тем не менее, история знает примеры, когда, несмотря на позицию "больших государств", в том числе и входящих в Совет Безопасности, позиция большинства стран все-таки брала верх. Примером тому можно назвать учреждение в 1998 году Международного уголовного суда, которое не поддержали ни США, ни РФ. Несмотря на мнения этих государств, благодаря поддержке Европейского союза и многих стран мира, идея Римского статута набирает все больший авторитет.

Поэтому, даже несмотря на возможное сопротивление постоянных членов Совбеза, рациональные идеи реформирования ООН должны обсуждаться. Инициатором этого процесса может стать Украина. Наше государство создало прецедент, отказавшись от ядерного оружия и став впоследствии жертвой внешней агрессии. Поэтому у руководства страны есть моральное право выступить с собственной идеей. Это, по крайней мере, вызовет активную дискуссию и станет еще одним элементом давления на Россию.

Читайте также