RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Политика
Мнение

Россия может взорвать ситуацию в Одесской области

Близость Приднестровья не является единственной опасностью для региона

Близость Приднестровья не является единственной опасностью для региона Украина надежно контролирует участок границы с Приднестровьем Фото: Украинское Фото

Когда речь идет о ситуации в Одессе, автоматически вспоминается приднестровский фактор. Более двух десятилетий Приднестровский конфликт оставался в замороженном состоянии. Россия управляла ситуацией с помощью немногочисленного военного контингента (формально он является миротворческим) и лояльной местной элиты. Это позволяло влиять на внешнеполитическое позиционирование Молдовы. Кроме того, до недавнего времени тесное военно-техническое сотрудничество с Украиной обеспечивало беспрепятственный транзит российских военнослужащих. Подпитывала Приднестровье и коррупция в таможенной и пограничной службе нашего государства. Однако Революция Достоинства в Украине положила начало изменениям вокруг Приднестровья.

Переменам способствовала цепочка последовательных событий: подавление "русской весны" в южной и восточной Украине (кроме оккупированных на сегодняшний районов Донецкой и Луганской областей), разрыв военно-политического и военно-технического сотрудничества с Россией, блокада Приднестровья и назначения экс-президента Грузии Михаила Саакашвили председателем Одесской областной госадминистрации (ОГА).

Территории Приднестровья отводилась отдельная роль в проекте "русская весна". По замыслу Кремля, государственное образование "Новороссия" должно было появиться в качестве реакции на неприятие русскоязычными жителями южных и восточных областей постреволюционного правительства в Киеве. Проект "Новороссия" должен был обеспечить сухопутный мост между Крымом, Донбассом и Приднестровьем, устанавливая тотальный контроль Москвы над северным побережьем Черного моря и делая Украину нежизнеспособной без морских портов. Именно российский контингент в Приднестровье должен был открыть второй фронт при наступлении на Одессу. Трагические события 2 мая 2014 года в Одессе, в которых принимали участие многие граждане непризнанной республики, стали кульминацией "русской весны" в регионе.

В дальнейшем эффективная работа СБУ, волонтеров и местных администраций укрепила контроль Украины над Одесской областью и приднестровским участком украинской-молдавской границы. В результате Приднестровье оказалось в самой неблагоприятной ситуации из всех непризнанных республик на территории бывшего СССР, поскольку потеряло финансовую и военную подпитку со стороны России, в отличие, например, от Абхазии, Южной Осетии, ДНР и ЛНР. Более того, после изменения геополитической расстановки сил девальвировалась значимость Тирасполя для Москвы.

Но означает ли изоляция Приднестровья, что угроза военного вторжения России уже неактуальна для Молдовы и юга Украины? С одной стороны, несмотря на смену status quo, пока возвращение конфликта в горячую фазу маловероятно по двум причинам. Во-первых, суммарная численность российских войск и приднестровских формирований на неподконтрольной Молдове территории не позволяет осуществить широкомасштабное наступление на Одессу. Во-вторых, Россия, которая сейчас стремится к деэскалации конфликта на Донбассе в надежде на смягчение санкций, тактически не заинтересована размораживать приднестровский конфликт.

С другой стороны, Россия будет искать новые инструменты влияния на Кишинев. Один из таких вариантов может заключаться в согласии на возвращение Приднестровья в Молдову на условиях федерации, конфедерации или какого-либо другого особого статуса, вроде предложений относительно Донбасса. Это позволит Москве с помощью связей с приднестровской элитой влиять на внутреннюю и внешнюю политику Кишинева.

Другой вариант касается эскалации напряжения в Гагаузии. Гагаузы, которые живут на юге Молдовы и южной части Одесской области, традиционно испытывают лояльность к России и отвергают членство в ЕС. А в начале 1990-х годов дискурс вокруг присоединения Молдовы к Румынии спровоцировал протесты гагаузов, которые Кишинев едва смог урегулировать. Этническая гетерогенность региона может дать Москве потенциальную возможность создать еще одну точку напряжения в непосредственной близости от границ ЕС, что представляет собой большую угрозу для одесского региона.

Южные районы Одесской области требуют особого внимания. В этих этнических анклавах проживают пять этносов, ни один из которых не составляет большинство: молдаване (румыны), болгары, гагаузы, украинцы, русские. Проект "Бессарабская Народная Республика" пользуется немалой популярностью среди значительной части гагаузов и болгар, в то время как гетерогенность и запущенность инфраструктуры края ставит под вопрос мобилизацию проукраинских сил с целью противодействия сепаратистам. Если в конфликте на Донбассе этнический фактор не играет решающей роли, то в условиях полиэтничности исторической Бессарабии легче спровоцировать межнациональную вражду. Кроме того, зажатые между Днестром и Дунаем южные районы Одесской области легко изолировать от Украины, взорвав два моста через Днестровский лиман. В свою очередь, российский флот будет способен поддерживать морской коридор с оккупированным Крымом. При таком сценарии убытки Украины очевидны: потеря ряда портов, дельты Дуная, выхода на Балканы и появление пророссийских вооруженных групп в непосредственной близости к Одессе.

Тем не менее, многие факторы работают в пользу Украины. В частности, за последние полтора года жители Одесской области могли увидеть последствия, к которым привело создание "народных республик" на Донбассе. Если центральное правительство и новый всемирноизвестный реформаторский председатель Одесской ОГА будут проводить рациональную политику, регион сможет превратиться в "украинскую Аджарию" и принести Украине множество политических и экономических дивидендов. Развитие инфраструктуры и создание рабочих мест самая действенная вакцина от любой угрозы сепаратизма.

Читайте также