Внеочередное заседание Верховной рады 9 июня, на котором могли быть приняты изменения в Конституцию в части децентрализации и особого статуса Донбасса, не состоялось. Это произошло из-за наметившихся разногласий между "Блоком Петра Порошенко" и "Народным фронтом" по поводу того, в каком виде следует принимать эти изменения. На Банковой считают, что децентрализация должна быть проголосована совместно с особым статусом районов, подконтрольных ДНР и ЛНР, а "Народный фронт" предлагает голосовать за децентрализацию и за особый статус отдельно. Разногласия между партнерами по коалиции из кулуарных переговоров уже вышли в публичную плоскость.
Тупик в процессе принятия конституционных изменений по вопросу урегулирования ситуации на Донбассе поставил Петра Порошенко между двух огней. С одной стороны, у него есть обязательства перед западными партнерами относительно принятия изменений в Конституцию, касающихся децентрализации и проведения выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областях, а с другой – отсутствие необходимых для этого 300 голосов в парламенте. В первую очередь, свою жесткую позицию демонстрирует вынужденный союзник по коалиции – фракция "Народный фронт" (НФ).
Дело в том, что кулуарные переговоры по Донбассу уже перешли в публичную плоскость. Это проявилось на заседании Кабмина 8 июня, когда между министром внутренних дел Арсеном Аваковым и вице-премьером Геннадием Зубко возник спор. В частности, представитель НФ Арсен Аваков потребовал исключить из проекта изменений в Конституцию норму об особом статусе отдельных районов Донбасса. Иначе, по его мнению, парламент не примет эти изменения. Таким образом, Банковая настаивает на том, что децентрализация должна быть проголосована совместно с особым статусом районов, подконтрольных ДНР и ЛНР, а "Народный фронт" предлагает голосовать за децентрализацию и за особый статус по отдельности. К слову, лидер "Народного фронта" Арсений Яценюк неоднократно говорил о том, что голосовать за особый статус Донбасса их фракция будет только после того, как Киев восстановит контроль над неконтролируемым участком российско-украинской границы, а перепалка между Аваковым и Зубко лишний раз подтвердила наличие разногласий.
В целом генеральная линия поведения "фронтовиков" понятна. В случае возможных перевыборов она позволит не только сохранить, но и развить имидж партии войны, который принес команде Яценюка щедрый электоральный урожай. Ведь в политической повестке украинского избирателя запрос на воинственную идеологию вовсе не пропал, а в случае активизации боевых действий на Донбассе продолжит расти. Поэтому с точки зрения собственных политических интересов Арсений Яценюк не заинтересован помогать Петру Порошенко выполнять перед западными партнерами заведомо невыполнимые минские обязательства и тем самым давать ему сильный козырь в походе на второй президентский срок. Все понимают, что у Арсения Петровича на будущие президентские выборы есть свои амбиции и соображения.
Из-за разногласий между партнерами по коалиции, собственно говоря, и провалились первоначальные планы продавить конституционные изменения по Донбассу на внеочередном заседании Рады 9 июня. Хотя инициаторы вполне могли рассчитывать на успех, поскольку голосование за изменения в Конституцию в части судебной реформы получило поддержку 335 народных депутатов. Более того, лидеры фракций "Самопомочи" и РПЛ Олег Березюк и Олег Ляшко не скрывали, что голосование 2 июня было генеральной репетицией перед внесением изменений в Конституцию относительно особого статуса оккупированного Донбасса.
В такой ситуации у президента не остается другого выхода, кроме как и дальше проталкивать изменения в Конституцию, иначе он потеряет статус договороспособного партнера со стороны Запада и может быть обвинен в срыве Минских соглашений. В этом случае политические и имиджевые потери Киева будут невосполнимы. Таким провалом обязательно воспользуются внутренние оппоненты, недовольные тем, как быстро концентрируются в руках президента политические и экономические ресурсы. Но как протянуть одновременно и децентрализацию, и особый порядок местного самоуправления в ДНР и ЛНР, не имея голосов, на Банковой пока не знают.
Однако варианты есть всегда.
Вариант первый. Воспользоваться "мусорным провалом" мэра Львова Андрея Садового, которого могут привлечь к ответственности за экологическую катастрофу, повлекшую за собой гибель людей. Как разрешится эта чрезвычайная ситуация и понесет ли кто-либо ответственность за катастрофу, еще непонятно, но болевая точка во фракции "Самопомич", на которую можно нажать, чтобы заставить ее голосовать так, как нужно Банковой, уже появилась.
Вариант второй. Использовать с целью усмирения политических оппонентов так называемые "списки Геллера". Но для того, чтобы "черная касса регионалов" действительно превратилась в эффективный инструмент, потребуется синергия с правоохранительными и антикоррупционными органами. Пока что это только инструмент обнуления политической репутации, который вряд ли сработает против большинства украинских "тефлоновых" политиков.
Вариант третий. Возобновление активных боевых действий на Донбассе. В условиях постоянных обстрелов на линии разграничения Киев может в любой момент поддаться на провокации. И тогда ни о каких конституционных изменениях речь идти не будет по определению.
Вариант четвертый. Неожиданное для общества голосование за изменение в Конституцию, которое может состояться в любой удобный момент, невзирая на сессионное расписание парламента. Для этого будет использована фактически уже существующая коалиция БПП с фракциями бывших "регионалов". А склонить "Народный фронт" к голосованию поможет Виктория Нуланд.