RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

"Монополия на реформы": как РПР подрывает процесс назначения государственных секретарей

РПР приватизирует квоту общественности в Комиссии высшего корпуса по вопросам государственной службы

РПР приватизирует квоту общественности в Комиссии высшего корпуса по вопросам государственной службы Процесс назначения государственных секретарей вскрыл серьезные проблемы, которые могут перерасти в громкий скандал Фото: Fotolia

В пятницу, 8 июля, состоится голосование по избранию представителей общественности в Комиссию высшего корпуса по вопросам государственной службы, которая в дальнейшем будет уполномочена назначать государственных секретарей и других госслужащих категории А. Процесс подготовки заседания по формированию Комиссии уже вскрыл серьезные проблемы, которые завтра могут перерасти в громкий скандал и привести к дискредитации роли общественных организаций в процессе реформ. Не говоря уже о возможных дальнейших судебных тяжбах, которые могут перезапустить процесс формирования Комиссии.

В экспертных кругах ситуацию с избранием 4 представителей общественных организаций и научно-образовательных институтов в Комиссию высшего корпуса по вопросам государственной службы (далее – Комиссия) уже называют "договорняком" и политической коррупцией от Реанимационного пакета реформ (РПР), который изначально установил контроль над Организационным комитетом.

Новый закон о государственной службе, вступивший в силу с 1 мая, предусматривает создание института государственных секретарей, которые будут реально руководить работой центральных органов исполнительной власти. При этом Комиссия будет отвечать за вопросы не только назначений, но и увольнений, а также рассматривать вопросы конфликтов между госсекретарями и министрами. Фактически Комиссия будет потенциально определять правила игры в новой системе государственного управления.

В случае избрания членов Комиссии на основаниях квалификации, меритократии и гражданской позиции этот орган действительно может стать фильтром для ограничения политического влияния победителей выборов на государственный аппарат. Это позволит оставить за политиками вопрос политических решений, а за госсекретарями – их реализацию в административные процедуры в соответствии с новым законом и публично утвержденными приоритетами в тех или иных сферах.

В состав новой Комиссии по одному человеку будут назначать Президент, КМУ, ВРУ, орган судебной администрации, НАЗК, Национальное агентство по вопросам госслужбы. Еще два члена Комисии будут представлять интересы работодателей и профсоюзов, а 4 человека – общественный сектор.

Процесс избрания "общественной четверки" членов Комиссии начался в мае 2016 года и за это время уже оброс скандалами и подозрениями в "коррупции" от общественных организаций. Дело идет к тому, что может повториться история с избранием членов в НАЗК, которое после судебных разбирательств закончилось перезапуском процедуры и проведением прозрачного отбора кандидатов.

Организационный комитет по отбору членов Комиссии от общественности, который возглавил заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ (ЦППР) Игоря Колиушко – Виктор Тимощук, уже продемонстрировал в своей работе двойные стандарты по отбору организаций.

На стадии формирования Комиссии желание принять участие в конкурсном отборе выразила 81 общественная организация (выдержка из Протокола №3 оргкомитета).

В итоге к участию в конкурсе было допущено только 20 участников. Остальные были выкинуты по формальным причинам.

Например, некоторые организации в пакете документов подали не выписку, а "выдержку" из государственного реестра, хотя юристы указывают на то, что особых отличий, по сути, в этих документах не существует. Но с другой стороны, несколько организаций, которые нарушили такие формальные требования, были все же приняты господином Тимощуком, прямо нарушая условия подачи документов. Например, одна из организаций - Лаборатория демократических трансформаций подала документы позже установленного срока, но ей это простили. Со слов одного из членов Оргкомитета, документы от имени этой организации были отосланы на неправильный адрес вообще, что, между прочим, не помешало господину Тимощуку также их зарегистрировать.

К одним организациям подходили со всей строгостью согласно нормам законодательства, к другим же была применена дискреция со стороны руководства оргкомитета. Например, организации, имеющие профиль работы в реформе в дипломатической службе или занимающиеся вопросами системы общего образования или местного самоуправления, были исключены без полного изучения предоставленных документов в связи с якобы другим профилем деятельности.

Другая организация, не имея даже работающего сайта, подала с ошибками пакет документов. Однако Организационный комитет, принимая во внимания то, что это "нужная и хорошая" организация, "закрыл на это глаза", сделал исключение и позволил им доработать пакет документов. А от имени общественной организации "Лига интернов" был допущен вообще сотрудник посольства Республики Словения в Украине – Тарас Притула. Все эти факты зафиксированы на видеосъёмке заседания Оргкомитета.

На вопрос, почему такая жесткость и формализм к одним и исключение из правил для других, эксперты дают прямой ответ: Комиссии принципиально важно провести только те организации, которые контролируются Реанимационным пакетом реформ. Именно поэтому Оргкомитет, возглавляемый РПР, выбросил по формальным критериям чужие организации, а провел свои, технические.

РПР, который всплыл на волне постмайданного энтузиазма, пробует сейчас монополизировать бренд "гражданского общества" и, пользуясь благоволением властей, провести максимум своих представителей в Комиссию путем проверенной "схемы Сандея Аделаджы". Эта схема предусматривает создание искусственного большинства из приближенных организаций, которым велено поддержать не лучших, а "своих". По предварительным подсчётам, РПР контролирует до подобных 10 организаций, что и составляет контрольный пакет при избрании "общественной четверки".

Несколько организаций, которые прошли отбор, не особо и скрывают то, что принять участие в процессе их "попросили" в Реанимационном пакете реформ. РПР же готовил для подачи их документы, а потом определил тех, за кого стоит голосовать, а за кого нет.

По имеющейся информации, на этой неделе РПР уже принял неофициальное решение относительно тех кандидатов, которые должны войти в состав Комиссии. Этими кандидатами РПР определил Дениса Бродского, представителя небезызвестной организации TransparencyInternational, Игоря Колиушко – главу ЦПРР, который является также начальником Тимощука, возглавлявшего Оргкомитет, и Владимира Куприя - представителя Лаборатории исследований ТЦК.

Четвертую кандидатуру "для баланса интересов" было решено оставить представителю научно исследовательских институтов.

Как оказалось, несмотря на то, что РПР удалось сформировать контрольный пакет организаций и контролировать процесс избрания, уверенности в том, что все организации проголосуют так, как им скажет руководство РПР, у них нет.

Поэтому подготовительный комитет, возглавляемый господином Тимощуком, пошел на беспрецедентные шаги, призванные обеспечить контроль над голосованием.

Вместо тайного голосования его участникам выдадут именные бюллетени, с корешком и номером, который будет оставаться на самом бюллетене и позволит четко отследить, кто за кого проголосовал. РПР очевидно считает, что нарушение демократических процедур, если речь идет об избрании своих представителей, не имеет значения. О вопросах же квалификации и наличии предметных знаний и гражданской позиции никто в процессе избрания даже не говорит. Конечно, зачем нужна квалификация для организаций, за которых заполнили документы и привели их для участия в голосовании просто для того, чтобы провести "нужных" кандидатов.

В случае, если этот сценарий будет реализован, доверие людей к способности представителей общественности в данной Комиссии отражать действительную позицию общества будет под очень большим вопросом.

Таким образом, вся эта история выглядит как сговор группы заинтересованных лиц по предварительному согласию с целью взятия под контроль процесса назначения высших должностных лиц в органах государственной службы.

Не исключено, что в дальнейшем все эти факты могут стать предметом разбирательств со стороны органов прокуратуры, ведь "коррупция" от РПР ни чем не лучше коррупции "злочинної влади".

Читайте также