Громкие заявления российского ФСБ о том, что Киев готовил "диверсию" в оккупированном Крыму, породили опасения в том, что Россия формирует почву для широкомасштабного вторжения на территорию Украины. Впрочем, по мнению экспертов, для России невыгодна большая война с Украиной, а заявления ФСБ являются инструментом принуждения к игре по российским правилам. Но если Киев выполнит Минские соглашения в той последовательности, на которой настаивает Кремль, то новое переформатированное украинское государство станет федеративным и будет напоминать сшитую из кусков Боснию и Герцеговину (БИГ). И это лишь один из четырех возможных вариантов развития событий.
Боснийская война закончилась уже более 20 лет назад, однако БИГ является одной из самых отсталых стран Европы, там процветает коррупция и углубляется эрозия институтов власти. Локальная идентичность доминирует над национальной, отсутствуют консенсус и национальное единство, что в конечном итоге мешает стране развиваться.
Боснийская модель достижения мира на Донбассе очень выгодна Кремлю. Россия хочет видеть Украину как нейтральное, федеративное государство без претензий на Крым, в котором антироссийская Западная и Центральная Украина уравновешивалась бы пророссийским анклавом на Донбассе.
В целом, политический компонент Минских соглашений 2015 года по содержанию очень напоминает Дейтонский формат урегулирования конфликта в Боснии 1995 года. Дейтонские соглашения предусматривали новое Конституционное устройство - федерацию, в которой были бы сбалансированы и защищены интересы всех этнических, культурных и религиозных групп.
Единственным серьезным отличием Минских соглашений от Дейтонских является то, что на Балканах изначально действовал военный миротворческий контингент НАТО SFOR, который затем был заменен военную миссию Европейского Союза – EUFOR Althea. Международный контингент способствовал достижению устойчивого мира, а также проведению выборов в субъектах федерации Боснии и Герцеговины. После подписания Минских соглашений в Киеве поняли, что итоговый документ не достаточно проработан в контексте обеспечения безопасности во время проведения выборов. Поэтому украинские дипломаты начали безуспешно продвигать идею развертывания полицейской миссии ОБСЕ на территориях оккупированного Донбасса.
С помощью Минских соглашений Кремль планирует внедрить в Украину пророссийский анклав ДНР-ЛНР с правами особого местного самоуправления (своя милиция, суды, юстиция, гуманитарная и экономическая политика, ориентированная на Москву). Комплекс мер обязывает украинское руководство принять ряд непопулярных законов в парализованном парламенте о выборах на оккупированных территориях, амнистии террористов, а также о закреплении в Конституции особого статуса для Донбасса. Минские соглашения также обязывают украинских переговорщиков вести прямой диалог с главарями ДНР-ЛНР. При таком развитии событий Россия окончательно превратится из непосредственной стороны конфликта в посредника и наблюдателя. После завершения Конституционной реформы Кремль готов вернуть Донбасс на своих условиях в украинское политико-правовое пространство, в котором право мятежных регионов на свой язык, восприятие истории и образование гарантировало бы невозможность культурного перевоспитания. Россия в любом случае будет работать над тем, чтобы провернуть федерализацию в Украине, если не в нынешних условиях, то через пару электоральных циклов, когда в стране появится новая прагматическая власть, как в Грузии после Саакашвили.
Отсутствие политики национального единства в Украине также способствует федерализации страны. Попытки президентов Ющенко и Януковича создать гомогенную структуру на основе ценностей Запада или Востока вылились сначала в бунт восточных областей (после Оранжевой революции в 2004 году), а после прихода к власти Партии регионов в 2010 году - в протест украиноязычного запада и центра против насильственной русификации "Табачника-Колесниченко". В 2014 году, когда националистические партии-победители Евромайдана захотели "перевоспитать ватников" в Крыму и на Донбассе, это послужило одним из драйверов для мятежа и развязывания войны с последующей оккупацией украинских территорий со стороны России.
Минские соглашения не выгодны и опасны для Украины, но и отказаться от их выполнения Киев также не может ввиду взятых на себя международных обязательств. Поэтому как можно быстрее Украине нужно решить, что делать с Донбассом и Крымом. При этом существует несколько сценариев развития ситуации.
Первый - согласиться на условия Кремля, провести федерализацию страны, отказаться от НАТО и выстраивать взаимовыгодную внешнюю политику на принципах многовекторности.
Второй – строить "украинский Израиль", отгородиться от мятежных территорий, и ждать лучших времен для их возвращения. При этом строить успешную страну, мощную армию и конкурентоспособную экономику.
Третий – жить в условиях "ни войны, ни мира", при которых страна продолжит увязать в коррупции и топтаться на месте. Этот сценарий рано или поздно приведет к первому или четвертому варианту.
А четвертый вариант – попытка решить конфликт военным путем, которая может закончиться полной катастрофой или формированием новой государственной идеи и мифологии.