На этой неделе пресс-служба президента Украины Петра Порошенко сообщила, что в разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель стороны договорились о встрече министров иностранных дел стран "нормандской четверки" в конце ноября. Ранее о проведении таких переговоров условились на октябрьском саммите в Берлине лидеры Франции, Германии, Украины и России. Предполагается, что главы МИД четырех стран должны принять проект "дорожной карты" по Донбассу – то есть порядок имплементации пунктов Минских соглашений, по которому есть существенные разногласия. В среду немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер даже назвал дату переговоров – 29 ноября. Впрочем, накануне его российский коллега Сергей Лавров заявил, что пока не видит смысла в проведении встречи, поскольку у сторон нет консенсуса по содержанию "дорожной карты". Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк рассказал, каковы перспективы будущей встречи и что мешает сторонам договориться о "дорожной карте".
Главная проблема имплементации Минских соглашений заключается в том, что стороны по-разному трактуют подходы и этапность выполнения самого документа. "Дорожная карта" должна быть неким компромиссом между Россией, Украиной и представителями Германии и Франции относительно выполнения политического компонента и компонента по безопасности.
Заявление министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова свидетельствует о том, что стороны даже не наработали сам проект документа. Насколько я знаю, в украинской стороне, в экспертных кругах сейчас идет активная работа по созданию проекта "дорожной карты". В ближайшее время будут проходить закрытые экспертные обсуждения, где будут нарабатываться предложения. И, насколько я знаю, там в первую очередь обсуждаются именно моменты безопасности.
Итак, в чем разница между украинским и российским подходами? Россияне настаивают на выполнении политического компонента. Украинская сторона в первую очередь требует завершения переговорного процесса в сфере безопасности, верификации отвода оружия. Другие представители "нормандского формата", судя по тому, что говорят в дипломатических кругах, больше поддерживают комбинированный подход, когда процессы достижения безопасности и политических компонентов будут проходить параллельно.
Какие есть проблемы? В первую очередь мы здесь говорим о разнице подходов, пока не достигнута договоренность о некой единой формуле. Во-вторых, мы говорим об отсутствии условий для принятия политического компонента. И в России, и на Западе понимают, что в нынешних условиях выполнить этот политический компонент невозможно, мы перешли в зону политической турбулентности. И в-третьих, это отсутствие геополитического консенсуса между Западом и Россией. Основная проблема заключается в том, что этот конфликт является трехмерным: мы ведем переговоры на определенном региональном уровне, а страны "нормандского формата" не могут выработать формулу без учета изменений подходов США или Российской Федерации.
Мой личный прогноз: все же до конца года эта встреча состоится, как и было анонсировано, но, возможно, на ней будут рассматриваться только определенные проекты "дорожной карты". Насколько я знаю, готовятся четыре проекта "дорожных карт". Украинская сторона готовит свой проект, Россия – свой, ФРГ и Франция готовят свою "дорожную карту", которая по разным оценкам и будет взята в качестве основной. Ну, и отдельные районы Донецкой и Луганской областей тоже готовят свое видение.
Но сейчас со слов Лаврова мы видим, что ни одного проекта этих документов не поступило на рассмотрение. Поэтому я думаю, что на эту встречу "нормандской четверки" будут вынесены сначала предложения. Само обсуждение может затянуться на следующий, 2017 год. Но эта "дорожная карта" и не может быть принята до конца этого года. Максимум там могут быть представлены определенные предложения или рекомендации. Скорее всего, это будет продолжение и отсрочка переговорного процесса, поскольку украинская сторона, очевидно, заняла такую роль и выполняет функции отсрочки.
Возможные альтернативы – это возобновление активных боевых действий, какие-то определенные провокации или подключение третьих игроков – Соединенных Штатов Америки. Все зависит от того, какую линию поведения выберет администрация Трампа. На самом деле, я не думаю, что расширение формата каким-то образом повлияет на выполнение Минских соглашений, хотя сам "нормандский формат" не показывает своей жизнеспособности. Должен быть переговорный процесс на геополитическом уровне между Западом и Россией. И украинский вопрос в этом комплексе выступает одним из главных элементов переговорного меню. Но мы не можем делать никаких прогнозов, потому что мы не знаем, какую линию поведения выберет Дональд Трамп. Если это будет линия конфронтации, то, конечно, для нас это будет означать возвращение к военной риторике или возобновление активных боевых действий, поскольку решение о предоставлении летального оружия или другой военной поддержки может категорически изменить баланс сил.
Скорее всего, следующие переговоры министров в "нормандском формате" будут безрезультатными. Мы, возможно, услышим какое-то более сбалансированное видение ФРГ и Франции относительно "дорожной карты", мы увидим неизменную линию Кремля, который будет настаивать на выполнении политического компонента, на принятии решений по амнистии и отдельного закона о выборах. Украинская сторона, конечно, будет настаивать на обеспечении компонента по безопасности, развертывании миссии ОБСЕ. Дилемма зависнет в воздухе, пока в ключевых странах не пройдут выборы. Поэтому все прекрасно понимают, что сами эти переговоры могут завершиться ничем.