RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Политика
Мнение

​Почему малый бизнес – преследуемое меньшинство

Мнение народного депутата Андрея Николаенко

Мнение народного депутата Андрея Николаенко Фото: unian

Красноречивое молчание президента Владимира Зеленского в ходе акции бизнеса "Кофе с президентом" и вчерашнее заявление премьер-министра Алексея Гончарука с почти "людоедским" афоризмом: "Малым переживать нечего" в красках денонсирует предвыборный лозунг ЗЕ-команды о либертарианской идеологии реформ. Принуждение и силовое решение проблемы – это новая государственная политика в сфере фискальной политики, считает народный депутат Украины и член комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Андрей Николаенко и независимый эксперт в области налогообложения Вячеслав Черкашин.

В борьбе с теневой экономикой и погоне за несколькими тысячами крупных компаний, использующих упрощенную систему налогообложения как внутреннюю низконалоговую зону, обязанность применения кассовых аппаратов (фискализация расчетов) и процедуры хранения первичной документации вменяются экономическими властями десяткам тысяч физических лиц – предпринимателей из малого и микробизнеса.

Никто из нынешнего монобольшинства в спешке турборежима не обременил себя простым вопросом: а есть ли более цивилизованное (менее "кровавое") решение проблемы злоупотребления специальным режимом налогообложения, коим является упрощенная система налогообложения?

А решение существует. И мало того - находится в рамках выполнения сразу двух международных обязательств Украины:

- по BEPS project - план действий в области международного налогообложения, разработанный ОЭСР/G20, к которому наша страна присоединилась еще 01.01.2017;

- по Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским союзом.

Первый документ предлагает нам механизм "Теста основной деятельности" (principal purpose test или РРТ), вмонтированный в многостороннюю конвенцию MLI и начинающий применяться в нашей стране уже с 1 декабря 2019 года (Закон № 2692 от 28.02.2019 года). Суть РРТ - компания не может пользоваться льготной ставкой налогообложения по конвенции, если будет доказано, что основной целью осуществления операции является получение налогового преимущества. Но что мешает распространить эту идеологию с внешнеэкономических операций еще и на внутренние?

При условии, подчеркиваем, надлежащего применения контролирующими органами "теста основной цели", Украина получит мощный инструмент борьбы с теми налогоплательщиками, которые избегают уплаты налога, используя агрессивные стратегии налогового планирования как за пределами страны, так и внутри нее, включая злоупотребление упрощенной системой налогообложения.

Вторая альтернатива касается имплементации отдельных положений европейского законодательства (а именно ст. 6 Council Directive (EU) 2016/1164 или ATAD I), в частности общих правил противодействия уклонению от уплаты налогов (General Anti- Avoidance Rules или сокращенно GAAR), подлежавщих повсеместному внедрению в странах Евросоюза до 31.12.2018 года.

GAAR является европейским аналогом РРТ и предоставляет налоговому органу полномочия препятствовать схемам, главной целью (одной из главных) которых является получение компаниями–плательщиками налога на прибыль неправомерных налоговых преимуществ, включая право отказывать в применении налоговых льгот по соглашению и начисление налоговых обязательств по национальным а не международным правилам.

И опять же, указанная философия, при условии ее распространения на внутренние операции, в значительной степени решает проблему злоупотреблений специальными режимами налогообложения - без поражения в правах и дополнительного обременения процедурами налогового контроля представителей малого бизнеса.

В заключении, оппонируя этакому фискальному ранкизму команды власти по отношению к здравому смыслу и части налогоплательщиков, приведем еще несколько аргументов:

Во-первых, вопрос фискализации субъектов упрощенной системы налогообложения не может быть изолированным. Его надо рассматривать в более широком контексте налоговой или даже шире - большой экономической реформы, которая, прежде всего, содержит миссии на радикальное упрощение и удешевление ведения бизнеса и выравнивание правил игры.

Во-вторых, нереформированная новая/старая налоговая служба, пораженная недугом коррупции и далеко не сервисной идеологией взаимоотношений с бизнесом, по определению не сможет обеспечить выполнение премьерского обещания «не трогать хороших ФОПов, а бить только плохих». Дискреция (право чиновника, кого выбирать) все равно приведет маховик репрессий к печальному итогу: лес рубят - щепки летят!

И, наконец, итоги исследования экспертов Международного валютного фонда (WP/15/73) результатов фискализации в 20 странах мира свидетельствуют, что:

- несмотря на значительную стоимость для государства и бизнеса, положительный фискальный эффект от обязательного введения кассовых аппаратов нельзя считать доказанным. А утверждения о молниеносном успехе фискализации основываются на отдельных единичных примерах и не подтверждаются имеющимися данными;

- технология, в данном случае обязанность иметь кассовый аппарат, сама по себе не способна изменить поведение людей в среднесрочной перспективе. Поэтому все положительные эффекты, наблюдавшиеся от фискализации, за несколько лет исчезали, а расходы бизнеса и государства оставались. Под положительным эффектом имелось ввиду краткосрочное (на год-два) увеличение налоговых поступлений;

- рассматривать фискализацию как "золотой ключик" от детенизации это ошибка. Фискализация может быть эффективной только тогда, когда базируется на тщательном анализе рисков в различных сегментах плательщиков налогов и предлагает набор мер для уменьшения этих рисков. Иными словами, фискализация имеет смысл только в отношении рисковых групп плательщиков налогов.

Читайте также