RU  UA  EN

четверг, 14 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  41.05
Политика

Кандидат на замену, или об особенностях правительственного иммунитета

Так откуда "бронь" у Владислава Криклия, необходимость замены которого выглядит едва ли не самой очевидной?

Так откуда "бронь" у Владислава Криклия, необходимость замены которого выглядит едва ли не самой очевидной? Фото: unian

Правительство Гончарука пережило первый кризис. Премьер и большинство членов Кабмина сохранят свои должности. Но несколько министров все же готовятся "на выход". СМИ активно обсуждают кандидатуры первых потенциальных отставников. Как ни странно, в их числе не называется фамилия министра инфраструктуры Владислава Криклия. Между тем, необходимость смены руководителя МИУ выглядит едва ли не самой очевидной.

После скандала с публикацией "пленок Гончарука" и отправленного "не по адресу" заявления Премьера об отставке, Президент Зеленский провел встречу с руководителем Правительства. Глава государства заявил о намерении "дать еще один шанс" Кабмину. Но, в то же время, потребовал от Гончарука кадрового усиления главного органа исполнительной власти: "Мы с вами хотим укрепления Правительства. Поэтому я вас очень прошу найти слабые места и заменить тех или иных руководителей министерств, согласно с их профессиональными данными".

Уже известно, что должна уйти в отставку министр громад и развития территорий Алена Бабак. Кандидатами на увольнение пресса считает вице-премьеров Дмитрия Кулебу и Михаила Федорова, министра экономики Тимофея Милованова, министра культуры Владимира Бородянского, министра образования Анну Новосад. Но – не министра инфраструктуры Владислава Криклия.

Более того, СМИ и общественность почему-то не замечает многочисленных ошибок и просчетов Криклия, которых уже накопилось достаточно.

Откуда "бронь"?

Считается, что нынешний Кабмин был сформирован двумя мощными политическими группами: Офисом Президента и ориентированными на западные центры влияния общественными активистами – так называемыми "соросятами". Глубинной причиной кризиса Правительства стала борьба между этими двумя политическими группами.

И только две министерские позиции получила "третья сила" - Арсен Аваков. Сам Арсен Борисович сохранил должность главы МВД, которую занимает еще с 2014 года. А его ставленник Владислав Криклий пошел на повышение, и пересел из кресла начальника Главного сервисного центра МВД в кресло министра инфраструктуры.

То, что Криклий не принадлежит ни к среде Банковой, ни к среде "соросят", позволяет ему пока оставаться вне критического внимания общественности. Показательно, что пресса проигнорировала даже вопрос о том, где и как отдыхал министр. Ведь на работе его не было с начала года вплоть до 13 января, когда Криклий впервые обозначил свое физическое присутствие в министерстве.

Криклий не сразу прервал отпуск даже после того, как в Иране был сбит украинский пассажирский самолет. Видимо, именно поэтому профильный министр так и не был вовлечен в дальнейшее решение вопросов, связанных с расследованием трагедии.

Но как долго министру удастся пребывать в "оке урагана"? И не пора ли Премьеру, во исполнение президентского пожелания, обратить взор в поиске "слабых мест" на Министерство инфраструктуры?

"Железный кайзер" или пиар-министр?

Министерству инфраструктуры "везет" на склонных к активному информационному продвижению собственной персоны руководителей.

Предыдущий министр – Владимир Омелян – прославился тем, что мог за неделю дать до десятка интервью. А больше всего запомнился – идеей привлечения Hyperloop в Украину и другими малореальными прожектами.

Криклий пока не перешел на "вакуумные игрушки". Он еще играется паровозиками. Только в конце прошлого – начале текущего года министр провел несколько "паркетных" мероприятий, закончившихся подписанием меморандумов с мировыми лидерами железнодорожной отрасли. Так, были подписаны:

Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совместную работу сторон, направленную на подготовку соответствующего контракта, между Министерством инфраструктуры, Укразизныцей и компанией Wabtec (GE Transportation).

Документом предусмотрено приобретение 40 локомотивов General Electric в дополнение к уже полученным 30-ти. Показательно, что американские тепловозы еще на старте работы в Украине продемонстрировали свою уязвимость. Так, в январе прошлого года локомотивы не смогли сдвинуться с места из-за перегруженности. Оказалось, что их тяговой потенциал ниже, чем у старых локомотивов "Лугансктепловоза".

Меморандум о взаимопонимании межу "Укрзализныцей" и китайской компанией CRCC.

По словам Криклия, сотрудничество с китайцами поможет Украине создать высокоскоростное железнодорожное сообщение в Украине. И в Одессу можно будет доехать по "железке" за полтора часа, а в Варшаву, Будапешт, Бухарест – за три. Не "гиперлуп", конечно, но тоже – смело. Особенно, с учетом того, что электричка из Фастова до Киева в реальности едет почти столько же времени, сколько поезд в Одессу – в мечтах министра.

Меморандум о взаимопонимании с железнодорожным оператором Германии Deutsche Bahn.

С немцами вообще неловко получилось. Криклий сообщил о том, что подписал "соглашение о сотрудничестве в транспортной отрасли". Видимо, тем самым он дезориентировал Премьера Гончарука, заявившего о передаче "Укрзализныци" в управление Deutsche Bahn на 10 лет. Немцы эту информацию опровергли, подтвердив только договоренность о консультативной деятельности. Подписанный документ, на практике, оказался размытой декларацией о намерениях. К тому же, очень быстро выяснилось, что Deutsche Bahn – далеко не идеал успешности и пунктуальности.

В конечном итоге, "кипучая" активность Криклия в "реформировании" железной дороге пока не привела ни к чему. "Укрзализныця" остается проблемным госпредприятием. К тому же, министр пребывает в конфликте с руководителем УЗ Е.Кравцовым. Последний, вроде, написал заявление об отставке, но с должности пока не ушел.

Как следствие, вопрос о реформировании "Укрзализныци" с места не сдвинулся. Зато данная тема дала министру несколько поводов для громкого пиара.

Как остановить международные автоперевозки?

Еще один "успех" Криклия – дезорганизация международных автоперевозок. В конце прошлого года министр сообщил о создании транспортного портала электронных услуг. Этот ресурс якобы должен был упорядочить получение разрешений на международные автоперевозки. Но, реальным результатом "реформы" стала практическая остановка этих самых перевозок. Сервис оказался нефункциональным. Электронное бронирование разрешений не избавило водителей от необходимости получать бумажный документ. А возможность бесконтрольно бронировать разрешения обернулась тем, что месячные квоты на разрешения были выбраны уже к средине января. При этом фуры с товаром, которым нужно срочно ехать, "застряли" на границе.

Министр долгое время "не находил времени" для встречи с автоперевозчиками. Тем не осталось ничего другого, как создать Забастовочный комитет и заявить о готовности к акциям протеста включительно с перекрытием дорог.

В истории транспортным порталом особенно показательный момент состоит в том, что Криклий перешел в МИУ с работы, которая предусматривала доскональное владение вопросами электронных сервисов. Но, как оказалось, трехлетнего опыта руководства сервисным центром МВД Криклию недостаточно для того, чтобы создать работающий электронный транспортный портал…

Частности или система?

Можно предположить, что провалы Криклия в вопросах реформирования железнодорожного хозяйства или организации международных автоперевозок – частные случаи, объясняемые проблемами становления молодого топ-чиновника. Но так можно было бы утверждать, если бы у министра были очевидные успехи на других направлениях. Но ему пока не удалось ни привести инвесторов в инфраструктуру, ни решить вопросы управления отраслью, ни реализовать тот или иной крупный проект.

По данным ресурса "Слово и дело", за время пребывания на должности, Криклий дал 78 конкретных обещаний. Не выполнено ни одно. Все находятся "в процессе выполнения". Министр мыслит исключительно стратегически? Возможно. Он дал понять, что рассчитывает на пятилетнюю каденцию на должности. Но более вероятная причина нулевой результативности – неумение решать конкретные вопросы.

Скриншот

Одна из главных претензий бизнеса, работающего в инфраструктурной отрасли, к Криклию – полное отсутствие профессионального опыта у него и его команды. И этот не тот случай, когда отсутствие опыта – преимущество. Министр попросту не владеет вопросами, за решение которых отвечает.

Времени на то, чтобы Криклий и его команда обучались в процессе руководства инфраструктурой, попросту нет. Нужно строить дороги, реформировать отрасль, приводить инвестиции, а не громко заявлять о планах. Нужно создавать работающие сервисы, а не "перерезать ленточки" – на недоработанных. Нужно приводит в отрасль профессионалов, а не лоббировать на высокие должности "своих" людей.

Что дальше?

Каждый день пребывания Криклия на должности министра инфраструктуры усугубляет проблемы отрасли. Возможно, он "хороший парень". Но это – не профессия. От развития инфраструктуры зависит, сможет ли украинская экономика модернизироваться, и реализовать свой потенциал.

Сейчас, когда идет процесс "кадрового усиления" Правительства, есть шанс провести ротацию на должности министра инфраструктуры. Если же этого не произойдет, Кабмин, в конечном итоге, будет отправлен в отставку. Должность главы МИУ – ключевая для успеха Правительства.

Впрочем, сценарий, при котором Криклий останется министром, но Кабмин проработает недолго, тоже многими рассматривается, как вполне реальный. В таком случае, важно, чтобы при смене всего состава Правительства Криклий не остался на должности. Иначе и следующий Кабмин будет недолговечным.

В общем, как говорил Президент в бытность кандидатом, "Думай-ТЕ". Думайте, Премьер Гончарук!

Читайте также