RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

От перемирия на Донбассе до падения рейтингов Зеленского: главные политические итоги 2020 года

Чем нам запомнится уходящий год

Чем нам запомнится уходящий год Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Очень трудный для Украины 2020-й год подходит к концу. За это время мы стали свидетелями массы политических конфликтов, громких отставок и не всегда понятных назначений. Впрочем, были и положительные моменты, хотя и не так много как нам бы этого хотелось. На прощание с уходящим годом "Апостроф" решил собрать десятку самых важных политических событий и тенденций, которые случились в стране за это время.

Тихая революция на Банковой

Об уходе Андрея Богдана с должности главы Офиса президента говорили еще с конца 2019-го, а уже в первые недели января стало понятно, что их броманс с президентом Владимиром Зеленским подошел к концу. Богдан, который сыграл важнейшую роль во время двух избирательных кампаний, после победы оказался малополезным для внешней политики и слишком токсичным для внутренней.

"Есть конфликты. Они мешают работать. Я всегда против таких конфликтов, так как у них нет победителей, и не бывает ничьих. К сожалению. Поэтому мы теряем или время, или людей. А все, кто работает в Офисе - они все профессиональные люди. То есть мы сто процентов кого-то будем терять. Потому что ты не можешь жить в постоянном конфликте. Вот и все", - объяснял мотивы своего решения Зеленский.

Его место занял более спокойный Андрей Ермак. Также претерпела изменения и команда Зеленского в ОП: за этот год мы стали свидетелями сразу нескольких уходов в отставку (заместителей главы Сергея Трофимова и Юлии Ковалив), появление политтехнолога Михаила Подоляка, который пришел на должность советника Ермака и стал отвечать на Банковой за работу с медиа, падение и возвышение еще одного заместителя главы ОП Кирилла Тимошенко, который теперь курирует работу с регионами, а также коррупционным скандалом с еще одним топом Банковой Олегом Татаровым.

Всего за год ближайшее рабочее окружение Зеленского претерпело серьезные изменения, что, разумеется, имеет самое непосредственное влияние на принятие президентом решений.

Шмыгаль оказался не таким уж временщиком

После назначения Дениса Шмыгаля на пост премьер-министра в марте многие не давали ему и его Кабинету больше чем полгода. Однако он продержался уже 10 месяцев, хотя так и не сумел получить от Верховной Рады одобрения программы своих действий и, соответственно, уходит в Новый год без годового иммунитета от увольнения.

Впрочем, такая "защита" не спасла его предшественника Алексея Гончарука, а лучшим предохранителем от увольнения для премьера остается покровительство олигарха Рината Ахметова, который получает за это широчайшие преференции в сфере энергетики. Пока Ринат Леонидович доволен работой своего бывшего менеджера на новом фронте — Шмыгаль может не тревожиться за свое место.

"Слуга народа" провалила выборы, а бренда Зеленского уже не хватает

Результат "Слуги народа" на местных выборах можно было бы назвать удовлетворительным, если бы не разительный контраст с триумфом президентской силы летом 2019-го. Очевидно, что проигрыш партии на выборах мэра во всех областных центрах, жуткое фиаско на выборах в Киевсовет и крайне шаткие позиции в других радах — это не тот результат, которого ожидали на Банковой.

Владимир ЗеленскийФото: Апостроф / Александр Гончаров

Эти выборы показали сразу несколько тенденций. Во-первых, "Слуга народа" так и не превратилась в полноценную партию с сильными региональными ячейками. Во-вторых, влиятельные игроки на местах предпочитали присоединяться к другим менее известным политическим силам, хотя еще за год до этого наверняка отдали бы все ради попадания в "зеленые" списки. В-третьих, бренд Зеленского, который позволил пройти в Верховную Раду практически любому кандидату-мажоритарщику без внушительного реноме на местных выборах сыграл гораздо слабее.

Электорат предпочитал голосовать по принципу "лишь бы не хуже", а разочарование в "новых лицах" позволило большинству мэров удержать свои позиции. У "Слуги народа" еще есть шанс превратиться в полноценную партию, но времени все меньше.

Региональные элиты стали сильнее

Раньше Киев мог диктовать свои условия регионам с позиции силы: в центре были сосредоточены все деньги, там же принимались и все политические решения. Как показал 2020-й год — больше такая схема не работает. Многие мэры крупных городов чувствуют себя достаточно сильными, чтобы открыто игнорировать назначенных из центра губернаторов. В этом есть вина и самих назначенцев сверху, поскольку в ту же Одесскую и Харьковскую области прислали крайне слабых управленцев, которые не смогли выстроить отношения с местной властью.

Местные выборы и продолжающаяся реформа децентрализации лишь усилили этот тренд. Теперь на местах стало еще больше денег и власти, а это значит, что Киеву придется выстраивать отношения с регионами совершенно по-новому. Похоже, что на Банковой понимают новые правила игры. Назначение на должность председателя Одесской области близкого к Геннадию Труханову Сергея Гриневецкого, усиление позиций главы МВД Арсена Авакова в Харькове и решение поставить председателем Днепропетровской области Валентина Резниченко, который считается дружественным к Борису Филатову, демонстрирует желание искать общий язык с местными лидерами. Логика понятна, но вот насколько прочной окажется эта конструкция — покажет время.

Избиратель разочарован Зеленским, но к старым игрокам не идет

Весной-летом 2019-го Зеленский и его "Слуга народа" собрали под свои знамена электорат с диаметрально противоположными взглядами. При этом идеология президентской политической силы была мягко говоря туманна — то ли центристы, то ли либертарианцы, а на самом деле просто неопределившиеся.

Абсолютно логичным продолжением этой истории стало падение рейтингов и самой партии, и президента, которые теперь безальтернативно отвечали в стране практически за все — справиться с таким уровнем ожиданий и ответственности не получилось бы и у более квалифицированных людей, поэтому разочарование понятно. Однако парадокс заключается в том, что ушедший от старых партий и политиков электорат не спешит к ним возвращаться. Да, мы наблюдаем за постепенным ростом сторонников у той же "Европейской солидарности" и "Оппозиционной платформы - За жизнь", однако это далеко не та динамика, которая бы позволила им перестать считаться нишевыми партиями — хотя и те, и другие мечтают о том, чтобы монополизировать "правый" и "левый" электорат, но пока крайне далеки от этого.

При этом и новые проекты по типу партии олигарха Игоря Коломойского "За Майбутнє", которая пыталась "выехать" на экономических лозунгах, не взлетают. Получается, что народ все еще не хочет возвращения старых лиц, однако и новым уже не верит. Похоже, что новым игрокам следует приготовиться.

Союз Кличко с Банковой продолжает жить

Победа Виталия Кличко на выборах мэра Киева в один тур наверняка будет иметь далеко идущие последствия. Ситуативный союз, который был заключен между ним и Банковой осенью 2019-го года, оказался гораздо более долгоживущим, чем многие ему предрекали.

Виталий КличкоФото: kiev.klichko.org

Теперь Виталий Владимирович, который одержал на выборах весьма уверенную победу (не в последнюю очередь благодаря ужасной работе "Слуги народа" в столице), может спокойно выстраивать стратегию уже с прицелом на президентскую гонку. Для этого есть практически все: широкая коалиция в Киевсовете, деньги ряда крупных застройщиков, поддержка одного из национальных телеканалов, который принадлежит давнему союзнику Кличко Сергею Левочкину и крепнущие связи с главой Офиса президента Андреем Ермаком.

Кличко уже начинает подготовку к президентской предвыборной кампании. Об этом свидетельствуют и его поездки в регионы, и "социально-ориентированный" бюджет Киева на 2021 год, и тихие кулуарные переговоры с потенциальными союзниками на похоронах Геннадия Кернеса. Похоже, что Виталий Владимирович, который в 2014 году отказался от участия в президентской гонке ради кресла мэра, все же хочет достичь большего. И кажется, что у него есть все шансы, если запрос на новые лица в украинской политике сохранится.

Украине удалось не вляпаться в драку Байдена и Трампа

Пожалуй, что главной задачей украинской дипломатии и президента Владимира Зеленского на выборы в США — было не позволить затянуть себя в полыхающий между американскими кандидатами в президенты конфликт. Как показывает практика 2016-го года, когда практически весь украинский эстеблишмент открыто "топил" за победу Хиллари Клинтон, это не такая уж легкая задача.

На этот раз получилось, хотя Зеленского и Киев очень пытались затащить в эту тему. Чего только стоят пленки бывшего нардепа Андрея Деркача, который весьма активно публиковал компромат на Байдена и компанию Burisma летом и в начале осени, а потом внезапно затих. Неужели закончились записи или просто пропал интерес?

Как бы там ни было, но отношения со следующим американским президентом Киев сможет выстраивать без удушающего шлейфа обид и претензий с той стороны — а это весьма важно. И решение одним из первых поздравить Байдена с победой хоть и было весьма рискованным, но все же может сыграть Зеленскому на руку.

"Я думаю, что сейчас позиция американского президента, в отличие от Трампа, абсолютно однозначна и определена по Украине. Байден всегда повторял, что поддержка Украины является приоритетом - и это не пустые слова, мы знаем по его деятельности на посту вице-президента, насколько он симпатизирует Украине. в администрации Обамы он был даже более благосклонен к Украине, чем сам Обама. Поэтому в такой ситуации нет никакого смысла искать какие-то обходные пути. Разве что ради самопиара различных украинских политиков. Я думаю, Киеву нужно как раз использовать все официальные каналы", — рассказал "Апострофу" российский политолог и публицист Андрей Пионтковский, который проживает в США.

Перемирие на Донбассе оказалось реальным

О мире на востоке Украины можно только мечтать, однако изначально было понятно, что добиться этого в ближайший год (да и в дальнейшем тоже) без сдачи национальных государственных интересов практически невозможно. Поэтому остается радоваться тому, что мы все же получили — первому реальному перемирию за все годы войны. Да, стрельба все еще периодически ведется и жертвы тоже есть, однако это трудно сравнить с тем, что было раньше во время других "перимирий".

Если посмотреть на цифры, то мы видим следующую картину: по состоянию на 1 декабря 2020 года ВСУ потеряли 56 человек в результате боевых действий. Однако за четыре месяца перемирия наши потери составили лишь четыре человека. Картина с предыдущими годами весьма показательна: в 2019-м году ВСУ потеряли 97 человек, в 2018-м — 110, 2017-м — 198.

Показательно, что оппозиция, которая говорила о том, что перемирие "от" Зеленского приведет к еще большему количеству погибших на фронте и сдаче территорий, затихла: сейчас даже наиболее воинственные депутаты из "Европейской солидарности" стараются не вспоминать о ситуации на фронте.

"Я и год назад считал, что мы не можем рассчитывать на мир. В лучшем случае на перемирие. И эти ожидания оправдались. Могу также сказать, что во второй половине года действия украинской стороны выглядели более ловкими, чем в первой, когда переговоры велись более активно. Мы можем рассчитывать, что беспрецедентно длинное перемирие продлится. Все же интенсивность боевых действий снизилась, и нет того, что было буквально несколько лет назад, когда чуть ли не каждый день появлялись какие-то трагические новости с фронта", - отметил в разговоре с "Апострофом" руководитель аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

Конфликт с КСУ заморозили, но война не окончена

Еще одно важнейшее событие, которое будет иметь продолжение в следующем году — конфликт Зеленского с Конституционным судом, который внезапно и не без помощи третьих лиц решил "грохнуть" всю антикоррупционную систему в Украине. Разумеется, к деяниям наших славных антикоррупционеров тоже есть масса вопросов, но такие действия судей грозили всем нам весьма печальными последствиями.

Конституционный суд УкраиныФото: Апостроф / Александр Гончаров

Впрочем, не менее грустно было бы, если бы Зеленский все же решился пойти поперек Конституции и провел закон о роспуске КСУ — в таком случае президенту бы грозили огромные проблемы вплоть до импичмента. Да и в случае провала его законопроекта Верховной Радой имиджевые потери были бы невосполнимы.

Впрочем, к декабрю ситуация относительно успокоилась: Верховная Рада восстановила антикоррупционное законодательство, а председателю КСУ Александру Тупицкому помешали провести съезд, на котором он собирался протащить своего человека, чтобы восстановить кворум. Впрочем, эта война пока тоже далека от завершения. В следующем году в Украине собираются провести судебную реформу. А это значит, что будет жарко.

Коронавирус изменил все

Весь этот год прошел под знаком борьбы с эпидемией COVID-19, которая кардинально повлияла на политический вектор в Украине. Во-первых, на первый план вышла тема спасения бедствующей отечественной медицины, которая оказалась не готова к такому повороту событий. По силе влияния эпидемию можно сравнить с российской агрессией в 2014-м году, когда всей стране пришлось в срочном порядке скидываться на модернизацию Вооруженных сил и в следующие несколько лет именно тема развития армии была в приоритете. Сегодня и в следующие год-два на первом месте точно будет медицинская сфера и хочется надеяться, что это тоже приведет к определенным сдвигам.

Во-вторых, эпидемия спровоцировала ряд политических скандалов, которые в первую очередь ударили по Зеленскому и его окружению. Все ведь помнят историю с гумманитарным грузом для "Эпицентра", который встречал президент и его команда? Огромный провал, который еще будет иметь свои последствия. И далеко не единственный.

В-третьих, из-за эпидемии сразу несколько мэров крупных городов не дожили до победы на местных выборах. Самый яркий пример - градоначальник Харькова Геннадий Кернес, смерть которого будет иметь далеко идущие последствия не только для его города, но и для расстановки сил на всем востоке Украины. А ведь были и другие: мэры Конотопа, Борисполя, Новгород-Северского — все они побеждали на местных выборах, но так и не вступили в права.

Изменились мы, изменилась Украина. Это был очень трудный год. Остается надеяться, что следующий будет к нам всем добрее.

Читайте также