В среду, 5 мая, в Киев с долгожданным визитом приехал госсекретарь США Энтони Блинкен. За сутки, которые он провел в Украине, глава Госдепа успел встретиться со спикером и главами фракций Верховной Рады, премьером, министром иностранных дел, и конечно, с президентом Владимиром Зеленским. Именно во время разговора с президентом и последовавшей пресс-конференции стал окончательно ясен круг тем, обсуждавшийся украинскими топ-чиновниками и главой американской дипломатии. О том, чего ждать Украине от этого общения с Блинкеном, читайте в материале "Апострофа".

Получим ли мы "зонтик" от Вашингтона

Естественно, главной темой - да и, собственно, причиной приезда Блинкена в Украину - стала война на Донбассе и резко возросшая угроза российского вторжения. Госсекретарь во время совместной пресс-конференции с Владимиром Зеленским подчеркнул, что россияне отвели от границы только часть своих подразделений. "В этом контексте мы активно рассматриваем возможность увеличения помощи Украине в сфере безопасности", - добавил Блинкен. В свою очередь Зеленский назвал конкретные цифры: сейчас у границ Украины расположено 75 тысяч российских военных.

Впрочем, стороны весьма бегло коснулись формата поддержки Украины со стороны США. Показательно, что Зеленский, который в апреле неоднократно поднимал в публичной плоскости вопрос о предоставлении Украине Плана действий по членству в НАТО, на сей раз по этому поводу молчал. Эксперты не исключают, что это может свидетельствовать об изменении целеуказания в стратегии Киева и начале работы над формализацией двухсторонних отношений с США. В частности, речь идет о предоставлении Украине статуса MNNA (Major Non-NATO Ally) — основного союзника США вне НАТО.

Тем более, как отмечает содиректор программ внешней политики и безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков, в Конгрессе с 2014 года лежит законопроект об Украине как союзнике США вне НАТО, и он не утратил свою актуальность.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Эксперт напоминает, что тема MNNA, включает не только военное сотрудничество, но и сотрудничество в других сферах, в том числе - энергетике, инвестиционном сотрудничестве в различных отраслях. То есть, сам по себе такой статус потянет за собой цепочку контактов в других сферах, что очень важно. "Но нужно быть достаточно трезвыми в этом плане и учитывать, что американцы не будут закрывать глаза на внутриукраинскую проблематику. На проблемы, связанные с нашим нефтегазовым комплексом, с корпоративным управлением, коррупцией, реформу судебной системы, реформу системы госуправления", - отметил Пашков в комментарии "Апострофу".

"Конечно, это было бы очень хорошо, если бы мы получили такой статус. Нам нужны юридически обязывающие, закрепленные гарантии безопасности и военной помощи. Соответственно мы тоже обязуемся предоставлять США необходимую помощь, если это касается каких-то региональных проблем или участия Украины в миротворческих миссиях. В принципе, это мы можем сделать не только на уровне международных организаций: ОБСЕ или ООН, но и на уровне двустороннего партнерства", — говорит "Апострофу" профессор КИМО, американист Сергей Галака.

Он отмечает, что речь не идет о размещении американских баз или каком-то масштабном военном присутствии в Украине, но в случае успеха можно будет говорить, как минимум, об учебных центрах. Соответственно, украинские военные активнее поедут на обучение в США. Также помимо обучения и инструктажа военных, США могут обеспечить Украину довольно современным оружием.

"США и их союзники по НАТО проводят перевооружение. Постепенно истребители F-16 списывается или выводятся в резерв. Если у них ресурс не исчерпан или можно его продлить, передача таких машин в существенном количестве или их продажа по остаточным ценам была бы очень ценным приобретением для украинских Вооруженных сил. Возможны и поставки американских беспилотников, ведь в Израиле мы закупили их всего шесть единиц, это несерьезно. У американцев есть дальние беспилотники, которые могут летать на тысячи километров, они из баз в Турции запускают их, над Ираком, Ираном, Афганистаном, там выполняют боевые задачи", — добавляет эксперт.

По его словам, американцы могут помочь Украине и с флотом. Например, американцы многим союзникам передавали эсминцы, которые отслужили 30 лет, или сторожевые корабли за символические деньги, так как в США на западном и восточном побережье стоит гораздо больше "бесхозных" бортов, чем в действующем флоте. Как отмечает Галака, Вашингтон вполне мог бы передать их нам по цене металлолома. Есть и другие направления, по которым США может нам помочь - в том числе, и по ПВО.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко отмечает, что тема получения статуса союзника США вне НАТО давно обсуждается, тем не менее, добиться его будет сложно, однако договориться о заключении договора об особом партнерстве с США - реальная задача. Это может стать заменой членству в НАТО, ведь ряд стран Западной Европы, сотрудничающих с Россией и являющихся членами НАТО, не хотят конфликта с Россией и получения Украиной ПДЧ. То есть, стратегически и тактически мы все делаем правильно, очерчивая "меню" наших интересов.

"Мы заинтересованы в активном развитии военно-технического сотрудничества и стабильной политической поддержке. Вряд ли возможно подписание Договора о взаимопомощи со США, который есть у некоторых союзников Вашингтона. И надо быть реалистами: большинство наших западных партнеров не готово воевать с ядерной державой. Но развивать системное партнерство, которое существенно увеличит гарантии безопасности Украины — нужно", — добавляет политолог.

Кто приедет в Киев говорить об оккупированном Крыме?

Еще одна магистральная тема переговоров на высшем уровне — презентация Крымской платформы 23 августа аккурат к 30-летию Независимости Украины. Зеленский пригласил США поучаствовать в этой инициативе, а президента Байдена - приехать в Киев. Но глава Белого дома вряд ли приедет, считает Галака.

"Не думаю, что Байден приедет на презентацию. Думаю, будет тот же Блинкен или вице-президент Камала Харрис. Кстати, я бы к ней присмотрелся очень внимательно, учитывая возраст Байдена и то, что он вряд ли на второй срок будет выдвигаться", — резюмировал эксперт.

С Галакой не согласен эксперт Международного центра стратегических исследований Николай Капитоненко. По его мнению, значение визита Блинкена в целом — чисто символическое, а цель — показать, что Украина занимает важное место в региональной политике США. Занимает ли она вправду столь ключевую роль в геополитических позициях Вашингтона — можно будет понять из того, как будут развиваться контакты с Байденом, приедет ли он в Украину и в каком виде будут участвовать США в Крымской платформе.

Ранее Джо Байден не раз был в КиевеФото: Getty images


В целом, Капитоненко считает, что все инициативы, которые были озвучены от украинской стороны, выглядят как список пожеланий, который уже давно на слуху. Дескать, мы много чего хотим - в НАТО хотим, а если не в НАТО, то быть основным союзником США вне этой организации, план ПДЧ и денег хотим, вооружение тоже, а также усиления военного сотрудничества и двусторонний альянс. Но дело не в наших желаниях, а в том, что мы реально можем получить.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Исходя из риторики, которая звучала на встрече, думаю, украинская политика Байдена будет выглядеть как политика администрации Обамы, немного адаптированная к изменившимся условиям. Главная задача, которую решал Обама по поводу наших событий, состояла в том, чтобы как-то оказать Украине поддержку, но не оказаться заложником конфликта и не поставить слишком многое на карту. Все, что связано с вопросами репутации, денег, связывания рук, Обама решил предоставлением несколькосотмилионной помощи Украине, разных организационных и консультационных услуг, а также антироссийскими санкциями и дипломатической поддержкой", — говорит эксперт "Апострофу".

Апологетам теории о "внешнем управлении" Украиной стоит прислушаться к эксперту: Капитоненко призывает не переоценивать влияние США на внутриукраинские процессы, судьбы олигархов, предприятий и политиков.

"Актуальное состояние дел в нашем регионе США пока устраивает. Может их что-то не устраивает в наших реформах, отдельных направлениях, личностях, но это не настолько важно для них, потому что Украина — все же довольно маленькая страна, в которой вникать в детали происходящего на уровне отраслей и предприятий им неинтересно. Кроме того, у них действительно нет возможности что-то здесь изменить", — подытоживает Капитоненко.

Пример США и невоенное сотрудничество

"Для Украины очень важно восстановить и наладить каналы сотрудничества, на встрече с депутатами этот вопрос поднимался, в частности о после США в Украине, о спецпредставителях по Донбассу. Также стороны, скорее всего, не обошли вниманием и необходимость все-таки в ближайшее время провести Комиссию по стратегическому партнерству, которая действовала ранее", — говорит Михаил Пашков, отмечая, что в отношении участия США в Крымской платформе на американцев оглядываются, поскольку пример такого участия — самодостаточный стимул для других стран.

"Пример США касается и Европейского союза, и стран-членов НАТО, где Америка играет первую скрипку, это момент очень важный, стимулирующий. Есть еще один очень важный аспект участия Вашингтона в начинании Киева: Крымская платформа даст очень серьезный стимул задуматься странам, которые воздерживаются в период голосования на Генассамблее ООН по крымской проблематике", — говорит Пашков.

Украинско-американские ученияФото: Getty images

По словам Фесенко, для американцев на переговорах с украинским руководством важно было акцентировать внимание на реформах, особенно антикоррупционной.

"Зеленский сделал хитрый ход, повысив ставки и пригласив Байдена в Украину на презентацию платформы. Президенты США к нам приезжали очень давно, почти 20 лет назад, последним был Буш-младший. Есть факторы, которые мешают Байдену приехать: пандемия и уважаемый возраст. Но мы подразумеваем: если не президент США, то другой руководитель США, то есть Камала Харрис, либо тот же Блинкен", — говорит Фесенко.

"Нафтогаз" и корпоративное управление

Что касается щекотливого вопроса реформы корпоративного управления и увольнений в "Нафтогазе" (в том числе - решение Кабмина об отставке Андрея Коболева, что вызвало негативну реакцию ряда западных структур), то Фесенко считает, что в результате изменений государство утратило контроль над госкомпаниями, и это ненормально, несмотря на замечания Вашингтона.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"В США никогда не было больших госкомпаний, в отличие, к примеру, от Франции. Нам ближе европейский опыт. Например, Олланд боролся с утратой контроля государства над крупными компаниями. А критическая позиция Госдепа во многом сформирована лоббистами Коболева из Украины, как и по многим другим вопросам. Дело еще и в том, что взгляд на украинские реформы из Вашингтона и Брюсселя и из Киева не всегда совпадает. Тарифы, например: для американцев важна рыночная цена на газ в Украине, а уровень тарифов волнует нас и наших политиков", — резюмирует Фесенко.