5 августа в российском Сочи побывал президент Турции Реджеп Эрдоган, который встретился с Владимиром Путиным. Как было заявлено по результатам четырехчасовой встречи, лидеры обсудили двустороннее сотрудничество, войну в Украине, ситуацию в Нагорном Карабахе и в Сирии. Российские СМИ говорят о Сирии, о взаимодействии государств в транспортной, сельскохозяйственной, строительной сферах, а также в промышленности. По словам вице-премьера правительства РФ Александра Новака, часть поставок газа Турция согласилась частично оплачивать в рублях.
Однако ни россияне, ни турки не сказали очень важную вещь, что было решено по Нагорному Карабаху. "Апостроф" попытался разобраться в ситуации.
В Нагорном Карабахе - очередное обострение. При этом российская сторона с 2020 года официально выступает гарантом поддержания режима прекращения огня, а Турция - неофициально. Однако совершенно очевидно, что ситуация на Южном Кавказе претерпела ряд существенных изменений.
Еще в середине июля президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Российская Федерация нарушила обещание обеспечить выход армянских войск из Нагорного Карабаха до июня 2022 года. В ответ, 16 июля, главы МИД Армении и Азербайджана в Тбилиси провели переговоры. Это была первая двусторонняя встреча сторон за последние годы. Казалось бы дипломаты нашли какое-то решение, однако уже 3 августа ситуация на линии соприкосновения серьезно обострилась. Утром военное ведомство Азербайджана заявило, что в Лачинском районе (отделяющем Нагорный Карабах от Армении) в результате "интенсивного обстрела" был убит азербайджанский военнослужащий. Специально акцентировалось внимание на том, что стрельба велась с территории, где временно расположен российский "миротворческий контингент".
В ответ азербайджанские военные молниеносно провели локальную операцию, которую назвали "Возмездие", в результате которой взяли под контроль ряд высот вдоль карабахского хребта Малого Кавказа - Кырхкыз, Сарыбаба и ряд других.
Азербайджанская армия уничтожила несколько позиций и нанесла удар с воздуха (вероятно, с помощью "Байрактаров" и дронов-камикадзе) по воинской части в населенном пункте Верхний Оратаг, где были уничтожены живая сила, несколько 122-мм гаубиц Д-30 и боеприпасы.
По этому поводу Министерство обороны Азербайджана подчеркнуло, что Баку предупреждал российских миротворцев о том, что присутствие армянских военных на подконтрольной им территории "является источником опасности". Мало того, официальные лица потребовали провести полную демилитаризацию подконтрольных сепаратистам территорий и полный вывод "оккупационных сил армянских элементов".
На этом активные боевые действия закончились, однако именно они зафиксировали совершенно новую ситуацию в зоне конфликта.
Армянская сторона (а вернее, власти так называемой "НКР") сообщили, что в результате удара азербайджанского дрона, по меньшей мере, двое солдат погибли и 14 получили ранения, и объявили частичную военную мобилизацию.
4 августа выступил премьер-министр Армении Никол Пашинян, который заявил, что его страна считает "крайне необходимым уточнение деталей миротворческой операции в Нагорном Карабахе". Это был прямой вызов Москве, учитывая, что Азербайджан еще при подписании пакета документов отказался подписать мандат на операцию миротворческих сил в Нагорном Карабахе, считая эту территорию своей и полагая, что россияне там находятся временно.
Никол Пашинян
Почему именно сейчас Баку проявил такую активность? Причин этому несколько.
Вторая война в Карабахе закончилась в ночь на 10 ноября 2020 года подписанием трехстороннего (Армения, Азербайджан и Россия) соглашения, по результатам которого Азербайджану вернулись районы вокруг Карабаха, а также историческая столица региона - Шуша. Однако такое решение было половинчатым. Начиная осеннюю войну 2020 года, Баку рассчитывал окончательно решить "карабахскую проблему". А в итоге получил только линию соприкосновения с группировкой российских миротворцев. Естественно, это была не полная победа для Алиева и практически сразу же аналитики заговорили о возможном продолжении войны в ближайшее время. И вот, судя по всему, Баку начал понемногу продвигать собственную повестку дня.
И для этого есть все основания. Во-первых, с эскалацией войны в Украине, Россия была вынуждена срочно уменьшить свой военный контингент в регионе. Не имея достаточных сил и средств, россияне не смогли выполнить взятые на себя обязательства обеспечить вывод армянских вооруженных формирований из Карабаха. И, фактически, таким образом развалили соглашения 2020 года, которые, впрочем, не имеют никакого международного признания и подтверждены только военной силой, а также сложившейся на тот момент ситуацией в мире.
Обострение в Карабахе стало неожиданным для Владимира Путина, который 3 августа созвал по этому поводу оперативное совещание с членами Совета безопасности. Очевидно, что Путину и его клике сейчас очень важно каким-то образом восстановить свое влияние на Южном Кавказе, потому что в Ереване укрепляются в понимании - РФ использует армян как разменную карту для своих отношений с Реджепом Эрдоганом, а Армению просто кинули в беде.
Что именно в этих условиях может предпринять Путин - совершенно непонятно. У турецкого лидера в руках множество "козырей" - от газового транзита до ситуации вокруг российского военного контингента в Сирии. Да и война в Украине является болевой точкой – ведь очевидно, что Турция продолжает поставку "Байрактаров" для ВСУ, что является одним из самых серьезных раздражителей для Кремля.
Скорее всего, в Карабахе Эрдоган возьмет свое. Возможно, очень скоро россияне будут вынуждены вывести оттуда своих миротворцев. Естественно, в рамках "жеста доброй воли" - остров Змеиный тому порука…