Народный депутат Украины Виталий Войцеховский стал известен после того, как с трибуны Верховной Рады призвал президента Украины уволить главу Черкасской областной военной администрации генерал-майора Игоря Табурца. После этого в СМИ стали появляться публикации в которых Войцеховский обвинялся во всех смертных грехах. Нардеп рассказал в интервью "Апостроф TV " о своей работе в парламенте и о влиянии на родную Черкасскую область, а также о том, что побудило выступить с резким заявлением в парламенте.
- Господин Виталий, расскажите, как начался ваш путь в большую политику?
– Путь в парламент начался с разговора с нашим президентом Владимиром Зеленским. После этого разговора я понял, что могу быть полезным не только в своем городе и громаде, но все же, учитывая опыт моей работы, могу быть полезным и в масштабах всей страны.
– Если сравнивать работу в парламенте и работу в местном самоуправлении, то что вам ближе?
- На самом деле я скучаю по тем временам, когда я был председателем громады, но я бы не сказал, что я сожалею, что перешел на эту работу. В органе местного самоуправления ты видишь проблемы локально, а когда ты в парламенте, надо понимать, что не только есть Черкасщина, а есть еще оккупированная Донетчина. Надо уже думать, что там нужно делать. На уровне местного самоуправления – это просто ежедневная работа по обеспечению жизнедеятельности громад. А вот уже в парламенте, к сожалению, политика включается, и очень много есть демагогии, очень много популизма и это вредит эффективности работы.
Читайте также: Все громады работают на победу, есть большое доверие к президенту - нардеп Виталий Войцеховский
– А что помогает эффективности? Вы как человек с пониманием работы местного самоуправления можете привнести что-то свое?
– Я не скажу что я вундеркинд, который перестроит работу парламента. Основная часть парламентариев более опытны, потому что они на 2 года больше работают. Война заставила парламентариев пересмотреть свою работу. Да, популизм есть. Да, есть демагогия, которую я упоминал. Но у нас сменились приоритеты. Сегодня все в парламенте, в том числе и оппозиция, понимают, что у нас есть одна цель – победа.
- Пан Виталий, вы трижды избирались городским головой Золотоноши, имеете ли вы сейчас какое-то влияние на город, или связь с происходящими там процессами?
– Я не могу не иметь связи по той причине, что я живу в Золотоноше, я не переехал жить в Киев. Даже когда проходят парламентские заседания, вечером я еду домой в Золотоношу и я гражданин этого города, я там живу. Влияю ли я на этот город? Не могу сказать. Сегодня у нас в Золотоношской городской громаде много авторитетных людей. Мы живем дружно и нет такого, что сказал Войцеховский и все.
- Может, вы влияете на какие-то кадровые решения, работу местных депутатов?
- На самом деле депутаты в Золотоношской громаде мне нравятся. Там есть разные взгляды, там всегда дискуссия, всегда идет оживленное обсуждение всех проблем. Они все хотят, чтобы и община развивалась, и страна. Но то, что мы называем исполнительным комитетом Золотоношской громады, это команда, которая сформировалась тогда, когда я был городским головой, и они работают. Мне приятно, что когда я иду по улице, а мне говорят: "Виталий, ты знаешь, слава богу, работа в громаде идет".
- Что касается работы в парламенте. В каком комитете вы сейчас работаете, и на что основные акценты работы?
– В парламенте я работаю в комитете органов государственной власти и местного самоуправления и градостроительства. Это как раз то, что близко мне по духу, чем я занимался последние годы, будучи главой громады. Сегодня мы работаем над новым административно-территориальным устройством. Мы понимаем, что после нашей победы придется работать над этим направлением, особенно на деоккупированных территориях. Некоторые населенные пункты мы, к сожалению, не будем восстанавливать в ближайшее время. Речь идет о таких населенных пунктах как Бахмут, Попасная, Волноваха. И это только те, что на слуху. А еще есть села, шахтерские поселки.
Также наш комитет работает над вопросом выборов. После победы мы должны проводить выборы, которых у нас еще не было, потому что мы будем иметь деоккупированные территории со своей ситуацией. У нас есть заграничный избирательный округ, там сегодня людей очень много. Они граждане Украины и должны реализовать свое конституционное право проголосовать. На территории, которая не оккупирована, много перемещенных лиц, которые тоже должны реализовать свое право. И нужно все эти нюансы учесть. Сегодня мы много работаем, изучаем опыт выборов наших коллег из независимых стран бывшей Югославии: Хорватии, Боснии. По административно-территориальному устройству работаем с коллегами из Польши, Германии, балтийских стран.
Мы ездим по всей Украине, общаемся с внутриперемещенными лицами. Мы должны услышать мнение наших людей из-за границы. А потом все это должны учесть. У нас проходят круглые столы, у нас проходит очень много встреч. И законы не могут приниматься быстро, если мы хотим, чтобы они были действенны и действительно служили для людей.
- Общественная организация "Команда Войцеховского" – это какой-то новый политический проект?
– У нас в Украине много общественных организаций, тысячи благотворительных фондов и я не думаю, что все это политические проекты. Как возникла идея общественной организации? Началась война и стало ясно, что нам нужно помогать ребятам на войне, перемещающимся людям, людям, попавшим в тяжелую ситуацию. И когда помогаешь, процесс нужно формализовать, создать общественную организацию. Мы могли бы ее назвать, например, "Мир во всем мире", и я был сторонником какого-то нейтрального названия, но когда собрались, то люди всегда спрашивают кто в эту организацию входит. Мне сказали: "Виталий, люди знают, что здесь ты, это будет больше доверия". Я не хочу хвастаться, что я такой молодец, но на самом деле мы больше 60 автомобилей отправили на фронт, там и тепловизоры, и дроны. Также проходит помощь и рядовым гражданам. Это делает не только Войцеховский, в округе работает команда. После войны, я не знаю, будет ли необходимость в этом проекте. Сейчас он выполняет миссию помощи людям, попавшим в трудную ситуацию и людям, защищающим наше государство.
- Господин Виталий, 23 марта с трибуны Верховной Рады вы громко призвали уволить главу Черкасской областной военной администрации генерал-майора Игоря Табурца. Какие у вас к нему претензии?
– Лично, как к человеку, ничего не могу сказать. У меня были и есть претензии к нему, как к человеку, который был назначен президентом, которого я искренне уважаю. Крайней каплей стал случай с рейдерским захватом предприятия, находящегося в моем округе. Когда три дня рейдеры, и это было очевидно для всех, занимались незаконными действиями, а один из них сказал, что губернатор в курсе дела. А губернатор вместо того чтобы отреагировать на эту информацию, проводит брифинг и говорит, что он просто контролирует ситуацию. После того, может немного эмоционально, я призвал президента уволить Табурца. Мне, кстати, сказали, что будь я взвешенным политиком, я бы это заявление не сделал. Но, я считаю, что если что-то, по моему мнению, идет незаконно, я должен об этом говорить. Это будет честно и перед собой, и перед людьми, которые меня избрали.
– Что изменилось после этого заявления для вас, для Табурца?
- Табурец работает. Не все, что делается в области мне нравится. Есть вопросы. Я эти вопросы теперь озвучиваю через депутатские запросы или депутатские обращения в правоохранительные органы, какое отношение к этому имеет губернатор и его окружение. Это не какая-то месть. Сегодня война и просто очень стыдно перед ребятами, защищающими нашу Родину. А у нас есть факты, которые должен был бы пресечь человек, назначенный президентом. А он этого не делает.
Что изменилось по отношению ко мне? По этому поводу я вспомнил произведение Марка Твена, оно кажется называется "Как я баллотировался в губернаторы". Там человек захотел баллотироваться, о нем стали столько всего писать. И когда он потом почитал, то сказал, что такой человек не имеет права идти в губернаторы. Вот и обо мне написали много интересного. Оно для меня смешно. Не скажу, что это добавляет положительных эмоций, но я сильно и не расстраиваюсь по этому поводу. Один человек мне сказал: "Виталий, наверное, ты наступил на мозоль, если так пошло". Меня в Черкасской области очень хорошо знают. Я не хочу хвастаться. Я хожу по городу и даже после того выступления, публикаций, люди здороваются и говорят эту фразу: "Виталий, наверное, ты наступил на мозоль". Я догадываюсь кому это нужно, и догадываюсь, кто за этим стоит. Но всему свое время.