RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Агитация прошла как на заказ

Общественные организации представили результаты мониторинга избирательной кампании парламентских выборов

Общественные организации представили результаты мониторинга избирательной кампании парламентских выборов Политические силы по-прежнему не гнушаются подкупом избирателей во время предвыборной гонки Фото: УНИАН

Сегодня в Украине последний день предвыборной агитации перед парламентскими выборами 26 октября. Итоги избирательной кампании подвели вчера представители общественных организаций. По мнению экспертов, кампания стала более прозрачной и конкурентной в сравнении с парламентскими выборами 2012 года, в частности, существенно снизилось использование административного ресурса. В то же время имеют место факты подкупа избирателей и предвзятого отношения Центризбиркома к кандидатам. Новым для этой кампании стало беспрецедентное количество заказных материалов в СМИ, а также риски, связанные с проведением выборов в зоне конфликта на востоке Украины.

Итоги избирательной кампании накануне парламентских выборов 26 октября вчера подвели представители общественных организаций «Опора» и «Комитет избирателей Украины» (КИУ). Эксперты были единодушны в том, что эта кампания выгодно отличается от предыдущей, 2012 года. «Эти выборы стали более конкурентными благодаря тому, что в избирательном процессе нет мощного фактора незаконного вмешательства государства, как это было два года назад. Факты злоупотреблений рассредоточены, нет единой вертикали власти, которая бы работала на одну партию или на одного кандидата»,‒ заявил аналитик «Опоры» Александр Клюжев.

По данным организации, на прошлых выборах было зафиксировано 1435 фактов нарушений, связанных с использованием административного ресурса, в этом году количество нарушений такого рода снизилось более чем в три раза и составило 442. Чаще всего кандидаты в народные депутаты, будучи должностными лицами, нарушали запрет на осуществление предвыборной агитации во время официальных мероприятий. В подобных действиях наблюдатели уличили министра инфраструктуры Максима Бурбака (округ №204 в Черновицкой области), министра образования и науки Сергея Квита (список партии «Блок Петра Порошенко»), а также заместителя министра иностранных дел Даниила Лубкивского (округ №118 во Львовской области). «Вызывают обеспокоенность факты применения админресурса главой Херсонской областной госадминистрации, который на многочисленных официальных мероприятиях пиарит отдельных кандидатов в народные депутаты, а также Херсонским городским главой, который изображен на плакатах вместе с местными кандидатами. В округе 119 во Львовской области и 139 в Одесской области местные главы областных госадминистраций также лично агитируют за кандидатов»,‒ привел примеры злоупотреблений председатель правления Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. По его мнению, для пресечения подобных случаев президенту следовало бы инициировать служебное расследование в отношении этих лиц.

Самым распространенным нарушением в ходе кампании этого года представители общественных организаций назвали подкуп избирателей. По состоянию на 14 октября «Опора» зафиксировала подобные факты в кампаниях 52 кандидатов в 44 одномандатных округах. Причем часто речь шла не только о прямом подкупе, кандидаты предпочитают склонять избирателей в свою пользу, предлагая им не деньги, а бесплатный транспорт, лекарства или продукты. «Каждый год наша организация фиксирует тот факт, что подкуп избирателей больше всего используется в последнюю неделю или в последние дни избирательной кампании. Это специфика технологии. Если избиратель получит деньги заблаговременно, до выборов он может забыть имя благодетеля»,‒ сообщил Алексей Кошель, отметив, что в этом году подобным фактам препятствует закон об ужесточении ответственности за нарушение прав избирателей, который вступил в силу на этой неделе.

Работу Центральной избирательной комиссии (ЦИК) общественные организации в целом назвали удовлетворительной, отметив при этом предвзятость при регистрации кандидатов. В частности, по данным КИУ, ЦИК зарегистрировала кандидата от партии «Сильная Украина» Валерия Хорошковского, который выехал за пределы Украины в 2012 году, отказав при этом ряду других кандидатов, в связи с тем, что они якобы не проживают на территории страны в течении последних пяти лет.

По мнению экспертов, ЦИК хорошо отработала организацию выборов в зоне антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях, в то время как Верховная Рада при разработке соответствующего законодательства проявила себя не лучшим образом. «Бездеятельность парламента в рассмотрении этих проблем является свидетельством его безответственности. ЦИК вынуждена была искать нестандартные подходы в условиях недостаточного правового регулирования, а Рада до сих пор только обсуждает проблему, в то время когда выборы уже на носу. Это оскорбительно для общества»,‒ заявил Александр Клюжев.По данным организаций, проведение выборов в полной мере возможно только в 16-18 округах Донецкой и Луганской областей. В большинстве этих округов формирование и работа окружных избирательных комиссий в целях безопасности проходили «непублично и непрозрачн»". «Возникает конфликт между необходимостью обеспечить голосование для всех граждан Украины и принципом равенства условий для всех кандидатов»,‒ пояснил господин Клюжев.

Критику наблюдателей вызвала также предвыборная реклама кандидатов и партий. По их данным, реклама часто используется без исходных данных, является «несодержательной и строится на спекуляциях на тему войны и люстрации». Беспрецедентным в этом году стало количество «джинсы» ‒ заказных материалов, не обозначенных как реклама. В частности, эксперты отметили «войну компроматов» представителей крупного бизнеса, владеющих ведущими украинскими телеканалами. «На этих выборах количество заказных материалов достигло критической точки. Есть отдельные каналы или газеты, которые на 80% заполнены “джинсой”. Это проблема зависимости наших медиа от крупнейших кошельков Украины. Журналистский материал в рамках новостийного блока очень сложно идентифицировать как политическую рекламу в рамках избирательного законодательства. Чтобы изменить ситуацию, нам следует полностью отказаться от политической рекламы на телевидении и радио в избирательный период, тогда агитация в СМИ ограничится только "джинсой"»,‒ считает Алексей Кошель.

Читайте также