27 апреля в Киеве состоится саммит Украина ‒ Европейский Союз. Эксперты отмечают, что к мероприятию Украина подходит с рядом проблем: начиная от медленного темпа проведения реформ и заканчивая отсутствием конкретики в некоторых положениях в Соглашении об ассоциации. Несмотря на это, уверяют отечественные чиновники, в ходе саммита планируется достижение договоренностей по вопросам финансовой помощи со стороны ЕС, противодействия российской агрессии, а также евроинтеграционной перспективы нашей страны.
Предстоящий саммит Украина ‒ Европейский союз станет первым подобным мероприятием за последние два года, а также первой встречей в рамках реализации Соглашения об ассоциации (СА). Его знаковость связана не только с радикальными изменениями в нашей стране, но также с тем, что за этот период сменилась и верхушка ЕС. Некоторые эксперты и представители украинской власти уже окрестили событие историческим. Свою позицию они аргументируют тем, что «саммит еще никогда не проходил в настолько критической ситуации», а также тем, что «никогда еще отношения между Украиной и Евросоюзом не были такими тесными».
С этим трудно не согласиться. Анонсированный приезд в Киев президента Европейского совета Дональда Туска, главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини говорит о серьезности намерений наших европейских партнеров. Впрочем, евроинтеграционный курс Украины ‒ двухсторонний процесс, в котором помимо политической воли Евросоюза требуются также конкретные шаги отечественной власти. Иными словами ‒ реформы.
«Именно отчет о достигнутых и запланированных реформах, а не заклинания в "европейскости" украинцев или упреки в адрес агрессора или сепаратистов должны стать сутью апрельского саммита Украина ‒ ЕС»,‒ говорится в отчете Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), приуроченном к саммиту. В документе сообщается, что из 350 актов, предусмотренных СА, украинским правительством было принято всего 80 планов имплементации для реализации положений 120 актов. Стоит подчеркнуть, что речь идет преимущественно о планах, а не о согласованных и принятых законопроектах. При этом 16 апреля на заседании Национального Совета реформ сообщили, что два ведомства не смогли подготовить даже планов по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС.
«Подписав СА с отсрочкой о Зоне свободной торговли до 31 декабря 2015 года, ЕС пошел на значительные уступки Украине – предоставление торговых преференций в одностороннем порядке. Казалось бы, этот шаг должен был спровоцировать значительное увеличение экспорта в ЕС, однако по сравнению с 2013 годом экспорт в страны Евросоюза в 2014 году увеличился всего на 2,6%. При этом в январе-феврале 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, он упал на 33,3%»,‒ отмечает старший экономист МПЦИ Василий Поворозник. Такие низкие показатели эксперт связывает не только с медленным темпом проведения реформ государством, но и с безынициативностью украинских производителей, которые не спешат адаптировать свою продукцию к стандартам ЕС.
Несколько улучшилась ситуация в секторе энергетики, отмечает директор энергетических программ МЦПИ Наталия Слободян. По ее словам, прогресс реформирования в отрасли частично связан с повышением тарифов на газ для населения на 330%, а также увеличением стоимости отопления на 72% и электроэнергии на 19%. Также была проведена диверсификация источников энергии: налажен импорт норвежского газа и реверс голубого топлива из стран ЕС. При этом, считает эксперт, украинским властям еще многое предстоит сделать как в отношении обновления энергетической инфраструктуры, так и в дальнейшем проведении реформ.
Следует отметить, что до сих пор так и не подписано Соглашение об общем авиационном пространстве, медленная адаптация образовательных и научных стандартов ЕС в Украине заставляет все больше студентов учиться за границей, а отсутствие реформ в области здравоохранения оставило качество медицинских услуг на прежнем уровне. Неоднозначной остается и перспектива безвизового режима между Украиной и ЕС. Государству не удалось в полной мере выполнить необходимые технические требования: обеспечить безопасность документов и защиту персональных данных, а также усилить меры по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией.
При этом, отмечает независимый эксперт по европейской интеграции Роберт Хорольский, необходимо провести работу по конкретизации положений самого Соглашения об ассоциации. С ним соглашается и сопредседатель Платформы гражданского общества Украина ‒ ЕС Александр Сушко. «Основной гражданский институт, предусмотренный в СА,‒ Платформа гражданского общества ‒ уже был создан. Этот процесс был длительным и непростым. Было много дискуссий по поводу его содержательной части. Чем именно он должен заниматься? Сама по себе ассоциация по этому поводу говорит не очень много. Там говорится, что Платформа создается для содействия выполнению Соглашения об ассоциации. Понятно, что речь идет о мониторинге, адвокации, и других формах гражданского содействия, однако конкретные механизмы там не прописаны»,‒ сказал он.
Тем временем представители украинской власти оптимистично настроены относительно предстоящего саммита. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, в ходе саммита основополагающими станут три вопроса: финансовая помощь со стороны ЕС, поддержка Украины в противодействии российской агрессии, а также евроинтеграционная перспектива нашей страны в контексте подготовки к Рижскому саммиту «Восточного партнерства». При этом президент Петр Порошенко добавляет к перечню тему углубления сотрудничества в секторе безопасности и обороны. В МИД Украины даже проанонсировали возможные пункты итогового заявления саммита:
«Над общим заявлением все еще ведется работа. Мы, безусловно, отстаиваем амбициозные формулировки, касающиеся, в том числе, и европейских перспектив. Это наши известные мантры, касающиеся статьи 49 (статья из Договора о Европейском Союзе, предусматривающая возможность любого европейского государства подать заявку на членство в ЕС.‒ “Апостроф”), которые мы не снимаем с повестки дня. Однако пока что они, к сожалению, все еще находятся в квадратных скобках. Это и вопросы относительно четкой оценки действий Российской Федерации. И тут, я уже это вспоминал, единства в ЕС нет. По разным причинам. Кроме того, со стороны Евросоюза прорабатывается определенная позиция по ратификации Римского устава и другим вопросам»,‒ заявил директор департамента Европейского союза МИД Украины Всеволод Ченцов.
Сами представители ЕС настроены более сдержанно. В ходе телефонной беседы с Петром Порошенко Дональд Туск заявил о готовности и впредь поддерживать Украину, а также прилагать усилия «для консолидации позиции ЕС в солидарности с Украиной». Впрочем, несмотря на активную поддержку государства со стороны международного сообщества, подчеркивают в ЕС, будущее страны зависит только от усилий самих украинцев. «Европейский союз проживет без украинских реформ, но вот проживет ли без них Украина – это для меня вопрос… »,‒ сказал глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбински.
«За последний год руководство страны сделало сотни политических заявлений относительно преданности европейским ценностям и неизменности евроинтеграционного курса Украины. Сейчас нужно прекратить эту риторику и приступить к практическим действиям»,‒ считает председатель правления МЦПИ Василий Филипчук. По его словам, украинским властям необходимо активизировать работу по конституционной реформе, децентрализации, реформе судебной системы, правоохранительных органов, государственной службы, усовершенствованию избирательного законодательства и процедуры госзакупок.
И лишь тогда, когда действия Украины совпадут с требованиями ЕС, можно будет надеяться на исторический характер саммита в связи не с беспрецендентностью ситуации вокруг нашего государства, а с готовностью Украины к евроинтеграции не на словах, а на деле.