RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Итоги Брюссельского саммита: Европа не готова забрать безвиз, но передала сигнал

В Евросоюзе пока не хотят идти на жесткие шаги

В Евросоюзе пока не хотят идти на жесткие шаги Здание Европейской комиссии Фото: pixabay.com

22-й Саммит ЕС-Украина, который прошел в Брюсселе во вторник, 6 октября, несмотря на опасения, обошелся без скандалов. Апокалипсические прогнозы некоторых экспертов об отмене безвиза Украине не оправдались. Правда, и больших прорывов достичь не удалось. Европа показала, что пока не готова наказать миллионы украинцев из-за неспособности или неумения власти бороться с коррупцией. Во время встречи стороны обсуждали, в том числе и острые вопросы, но это не переросло в "ссору", и это уже неплохо. О результатах саммита в эксклюзивном комментарии "Апострофу" рассказал дипломат, экс-министр иностранных дел КОНСТАНТИН ГРИЩЕНКО.

Перед саммитом в украинских СМИ широко звучала версия о том, что Евросоюз будет предъявлять претензии к изменению правил работы антикоррупционных органов Украины. Однако я думаю, что в ЕС уже тоже начали осознавать, что в нынешней форме антикоррупционные органы не дают результат. Поэтому и давление по этому поводу было достаточно умеренным. Для ЕС вопрос состоит уже не в том, какими именно полномочиями должны быть обеспеченны антикоррупционные органы, а главное, чтобы в конечном счете система давала результат. Так что если украинская сторона заверила ЕС, что система заработает даже с новыми изменениями, то европейцев это вполне могло удовлетворить.

Что касается опасений об отмене безвиза для Украины, то здесь необходимо понимать следующее. Подобные заявления звучали в основном от отдельных европейских политиков, но официально ЕС таких заявлений не делало. Конечно, есть понимание, что безвиз предоставляется с учетом многих обстоятельств. В частности, если будет явное нарушение тех договоренностей, которые предшествовали предоставлению безвиза, то вопрос о его отмене все-таки может возникнуть. Но давать сигнал о том, что будут наказаны миллионы украинцев, из-за того, что украинская власть не способна или не умеет эффективно внедрять систему борьбы с коррупцией - я полагаю, что на данном этапе Европа не готова на это пойти.

В общем заявлении после саммита было также упомянуто о создании оценочной миссии касательно "промышленного безвиза" с Украиной. Следует понимать, что "промышленный безвиз" это, по сути, сигнал об открытости ЕС и о готовности сотрудничать в дальнейшем. В Евросоюзе продолжается дискуссия по этому поводу уже долгое время, но в данном случае это сигнал от европейцев, что они готовы более серьезно отнестись к стремлениям Украины, однако со своей стороны ЕС тоже будет выставлять требования по обеспечению инвестиционного климата и защиты этих инвестиций. Так что это не будет "дорогой в одну сторону", и все зависит от последующих шагов украинской власти.

Также в контексте обсуждения вопросов по Донбассу, как украинская, так и европейская стороны не имели противоречий в продолжении работы по мирному урегулированию конфликта на Востоке Украины в Минском формате. Потому что пока никто не предложил другой вариант работающего формата, который бы позволил добиться более значительных успехов. Поэтому ЕС и Украина констатировали тот факт, что до тех пор, пока нет более эффективных альтернатив, работа в Минском формате продолжается. Можно работать только над тем, каким способом имплементировать эти соглашения, чтобы это было приемлемо для украинского общества.

В рамках пресс-конференции после саммита президент Зеленский напомнил о своей инициативе создания Крымского форума, где будет обсуждаться деоккупация полуострова. Что ж, очевидно, что вопрос Крыма надо ставить на всех платформах, и тот факт, что этим вопросом вплотную не занималась как предыдущая власть, так и новая до недавних пор – это большое упущение. Конечно, есть серьезные сомнения, что данная платформа станет эффективным средством по возвращению Крыма, но она поможет вернуть крымский вопрос в повестку дня, в том числе, и во время диалога с европейцами.

Читайте также