RU  UA  EN

четверг, 9 января
  • НБУ:USD 42.15
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.15
Политика

Две Европы: почему Старый свет раскололся из-за "путинского вопроса"

В Европе не могут решить - общаться с Путиным или нет

В Европе не могут решить - общаться с Путиным или нет Фото: Getty images

После того, как канцлер Германии Ангела Меркель призвала Евросоюз пригласить на саммит президента РФ Владимира Путина, это вызвало серьезные публичные распри между европейскими странами. "Апостроф" разбирался, стоит ли говорить о полноценном расколе в Европе или же речь идет о традиционной демонстрации отсутствия у Евросоюза единой геополитической стратегии.

Немецко-французский таран не сработал

Российский вопрос серьезно портит отношения внутри Евросоюза. 18 июня канцлер Германии дала первый сигнал о том, что она хочет восстановить коммуникацию с Москвой. "Мы очень заинтересованы, если мы хотим безопасности и стабильности в ЕС, оставаться в диалоге с Россией, как тяжело это не было бы", - подчеркнула Меркель.

По ее словам, "если президент США Джо Байден встречается с Владимиром Путиным как президентом России и ведет очень открытый диалог, то по крайней мере оправдано, что мы с европейской стороны сделаем то же самое". Макрон согласился с Меркель и, в свою очередь, подчеркнул важность выработки общей линии ЕС в отношении России.

Позднее, 23 июня, стало известно о предложении Германии и Франции устроить саммит Россия-ЕС, на котором бы участвовали руководители стран Евросоюза. Стоит отметить, что саммиты в таком формате не проводились с 2014 года – начала оккупации Крыма РФ.

Данное предложение немцев и французов немедленно встретило категорическое сопротивление со стороны ряда стран Евросоюза, прежде всего, трех государств Балтии и Польши. После встречи в четверг, 24 июня, в Брюсселе 27 лидеров ЕС не смогли договориться – и от диалога с Путиным отказались.

Тем не менее, Германия и Франция всячески демонстрировали, что в дальнейшем будут гнуть свою линию. В частности, Меркель выразила сожаление в связи с отказом ЕС от встречи с хозяином Кремля, назвав положительным моментом тот факт, что обсуждение "по крайней мере будет продолжено".

Раскол или отсутствие общей стратегии?

По мнению экспертов, такая дискуссия свидетельствует о том, что в Европе формируется четкое разделение по вопросу выстраивания дальнейших отношений с Россией. Так называемая "старая" Европа, в частности, Германия, Франция, Австрия, Италия – готовы договариваться с Путиным и нормализировать отношения, допуская только шаблонные оговорки про "настороженность", чтобы успокоить "молодую" Европу, которая неоднократно сталкивалась с "российскими методами" расширения своего влияния.

По словам соучредителя аналитического центра ADASTRA Тараса Проданюка, история с "приглашением" Путина – очередное свидетельство того, что сейчас в Европе нет единства.

"Ответ на вопрос, почему "молодая" и "старая" Европа не могут найти общий язык – базируется на геополитических принципах. ЕС — это давно уже не только про экономический союз, это и про совместную социальную политику и общую безопасность. И именно на последнем пункте возникает больше противоречий", - считает эксперт.

В то же время эксперт МЦПИ Николай Капитоненко назвал происходящие события очередным подтверждением отсутствия единой внешней политики у Европейского союза.

"Есть страны, которые традиционно выступают за диалог с Россией, и в этом как бы нет никакого отступления от общей политики ЕС, потому что это не означает, что политика в отношении России становится менее жесткой или что с Москвы снимаются какие-то существенные санкции. Просто есть желание некоторых стран вести с Россией диалог, и сейчас оно усилилось, потому что с Россией диалог ведут США", - отметил он.

По словам Капитоненко, с точки зрения Германии или Франции логичной является ситуация, при которой если американцы ведут такой диалог Россией, то европейцы, платя цену за санкции, тоже должны вести свой диалог с РФ.

Эммануэль Макрон и Ангела МеркельФото: Getty images

То есть, мы имеем конкуренцию между "старой" Европой и США за эффективный диалог с российским президентом. Инициатива Меркель провести саммит с участием России является ничем иным, как реакцией на встречу Байдена с Путиным. Ни Берлин, ни Париж не хотят быть зависимыми от США. Не хотят, чтобы Байден представлял их всех – они сами желают встречаться с Путином и выстраивать свой диалог.

При этом Капитоненко против того, чтобы "колоть" Европу на два лагеря по признаку "за или против Путина".

"У стран который выступают против, чаще всего может не быть собственной важной повестки дня в отношениях с Россией, а у немцев и французов она есть. То есть это не то, что раскалывает ЕС, но это те отличия, которые были в Европе всегда. Поэтому мы не можем разделить Европу на два лагеря, поскольку там изменчивая коалиция альянсов внутри самого ЕС по внешнеполитическим вопросам. Да, есть некоторые страны, которые перманентно антироссийские, но позиции остальных стран меняются. Здесь много нюансов, и не исключено, что в зависимости от очередных выборов в этих государствах или каких-то изменившихся региональных проблем, их конфигурация будет меняться. Так же, как и в Западной Европе, в старой и новой, могут появляться более решительно настроенные на противостояние с Россией государства", - отметил эксперт.

В свою очередь, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков отмечает, что с момента саммита ЕС в 2016 году, на котором были приняты пять принципов отношений с Россией, ничего особенно не поменялось в подходе ЕС к России.

"Ощущался дефицит стратегии ЕС на российском направлении, и сейчас он подтвердился. То, что есть противоречия между некоторыми странами старой и молодой Европы — это и было раньше. В принципе, тут вряд ли можно говорить, что это внезапно возникло и вдруг появился такой раскол. Более того, по большому счету, это не раскол. Дело в том, что политика в ЕС вырабатывается достаточно сложно и проблематично. То, что касается стратегии ЕС по отношению к России, то она до сих пор находится в стадии формирования, и какой она будет – пока что достаточно сложно сказать. Но то, что сейчас прорисовывается – то вероятнее всего, это будет смягченный и избирательный вариант, а именно сдерживание и диалог, как это было в недавней доктрине НАТО", - отметил эксперт.

Дорогу молодой Европе

Впрочем, пока что говорить о единой международной стратегии Евросоюза не приходится. Тем более, что мы наблюдаем новые форматы сотрудничества между странами той же "молодой" Европы.

"Речь идет как о новых форматах, таких как Люблинский треугольник, так и о старых - встречах Вышеградской четверки, усилении сотрудничества в так называемом проекте Триморья, и так далее. Фактически уже сейчас молодая Европа – центральная и восточная, начинают искать какие-то форматы, через которые она будет более эффективно действовать как объединение", - рассказал "Апострофу" эксперт Совета внешней политики "Украинская призма" Александр Краев.

Совместная литовско-польско-украинская бригада на церемонии открытия учений "Анаконда-2016"Фото: Wikipedia.org

В то же время, соучредитель аналитического центра ADASTRA Тарас Проданюк отмечает, что сегодня страны "молодой" Европы входят в так называемый формат "Бухарестской девятки", который был создан по инициативе НАТО для стран с постсоветским прошлым и находящихся в относительной близости с Российской Федерацией.

"И если посмотреть на реакции стран "Бухарестской девятки", касательно приглашения Путина на саммит ЕС, то они будут синхронизированы с позицией "против" этой встречи, поскольку сильная Россия представляет угрозу для их территориальной безопасности и суверенитета. Трудно спрогнозировать, сможет ли "молодая" Европа сформировать свой центр силы, но вероятнее всего он уже есть в формате Бухарестской девятки. Наверное, стоит ожидать расширения инструментария данного формата", - считает эксперт.

Меркель уйдет – порядок придет

Как отмечает эксперт Александр Краев, в заявлениях Меркель и Макрона, следует искать определенную личную политическую выгоду для них.

"Меркель вот-вот уходит со своего поста, фактически подходят к концу выборы, а значит у Германии будет новый канцлер. У Макрона выборы – в следующем году, и во многом они определят судьбу его политической силы. И если в плане Макрона это менее заметно, то у Меркель – это точно основной фактор – есть четкий мотив. Европейские центристские лидеры не склонны заканчивать политическую карьеру на каком-то большом кризисе или имея какую-то большую проблему или "хвост". И поэтому Меркель старается закончить свое канцлерство вроде как попыткой помириться с Россией, чтобы сказать - "вот, действительно во время моего канцлерства был большой конфликт, но я делала все возможное и налаживала диалог". Иными словами, со стороны Меркель – классическая позиция: нельзя уходить, оставляя после себя большой кризис", - считает эксперт.

Однако желание Меркель соблюсти образ миротворца, в очередной раз ввергает Евросоюз в пучину раздора и разногласий. Впрочем, эксперт Александр Краев считает, что с уходом Меркель будет меньше центробежных движений.

"Меркель будет последним политиком, которая будет стараться так близко сойтись с Россией, за исключением Макрона. Поэтому действительно, переформирование основных центров силы в Европе в результате выборов 2021-2022 года покажет нам новую картину", - считает эксперт.

Что делать Украине?

В сложившейся ситуации Украине следует играть в "дипломатический баланс" чтобы позволить стране иметь не одну точку опоры. Об этом сообщает Тарас Проданюк, соучредитель аналитического центра ADASTRA.

"Украине следует разделять идеологию "молодой" Европы и одновременно поддерживать дружеские отношения со "старой" Европой. Кроме этого, после Brexit, следует уделять больше внимания украино-британским отношениям, которые имеют все шансы, чтобы выйти на новый уровень", - считает эксперт.

Кроме того, эксперт Александр Краев считает, что Украина должна доказать Европе что она – надежный партнер, с которым можно иметь дело.

"В сотрудничестве с европейцами Украина должна показывать результаты своих реформ, потому что это то, что беспокоит европейцев – они хотят иметь дело с предсказуемым партнером, в которого можно вложить деньги и быть уверенным что их не украдут на первой же таможне, например. Проблемы, которые возникли у нас после якобы влияния Украины на выборы в США, подыгрывания то республиканцам, то демократам – мне кажется, это был хороший показатель того, что все-таки не нужно влезать во внутреннеполитическую кухню иностранных государств, а нужно стараться показывать результат и нормально работать на межгосударственном уровне", - подытожил эксперт.

Читайте также

Новини партнерів