RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Перенос встречи Зеленского и Байдена: "рабочий момент" или провал Банковой

Киев сейчас находится в крайне сложной ситуации в отношениях с США

Киев сейчас находится в крайне сложной ситуации в отношениях с США Фото: Апостроф / Коллаж

Одним из ключевых итогов прошедшей недели стало то, что Офис президента Владимира Зеленского наконец дождался анонса аудиенции в Белом доме. Встреча Владимира Зеленского с американским коллегой Джо Байденом в Овальном кабинете запланирована на конец августа. Невзирая на общий оптимизм сторон, беседа президентов будет проходить в крайне непростой обстановке. У Киева и Вашингтона скопилось слишком много претензий друг к другу по целому спектру политических и экономических вопросов. Какие именно темы омрачают украинско-американские отношения и как Кремль пытается этим воспользоваться, читайте в материале "Апострофа".

"Рабочая ситуация"

Соединенные Штаты ожидают визита президента Владимира Зеленского в Вашингтон 30 августа. "Президент Джо Байден с нетерпением ждет возможности встретиться с президентом Украины Владимиром Зеленским в Белом доме 30 августа 2021 года", - заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки в среду, 21 июля.

По ее словам, визит призван подтвердить "непоколебимую поддержку со стороны США суверенитета и территориальной целостности Украины перед лицом продолжающейся российской агрессии в Донбассе и Крыму".

Президент Владимир Зеленский отреагировал на сообщение Белого дома с оптимизмом, обозначив перечень основных тем для разговора с американским коллегой.

"Продолжим обсуждение важных вопросов стратегического партнерства Украины и США – мира на Донбассе, возвращения Крыма, безопасности Украины, энергетики как вызова безопасности, экономического развития Украины и поддержки реформ", - заявил глава государства.

Правда, оптимизм нашего президента выглядит абсолютно наигранным. В Офисе президента ожидали, что визит состоится в июле или – в крайнем случае – в начале августа, но этого не произошло. Теперь на Банковой пытаются смягчить имиджевые потери. Пресс-секретарь президента Сергей Никифоров заявил, что перенос визита Владимира Зеленского в Вашингтон и его встречи с Джо Байденом является "рабочей ситуацией". Если учитывать тот факт, что за это время Белому дому удалось без какого-либо сопротивления со стороны Украины решить с Германией вопрос достройки "Северного потока-2", то оправдания функционеров ОП выглядят несколько наивными.

Единственный плюс в этой ситуации заключается в том, что у Офиса Владимира Зеленского теперь будет больше времени подготовиться к встрече, разработав пакет предложений по наиболее актуальным вопросам двустороннего сотрудничества. Прежде всего это касается "Северного потока-2", войны на Донбассе и ситуации, сложившейся вокруг оккупированного Крыма.

"В том, что встречу перенесли на конец августа, есть свой позитив. У Банковой будет время подготовить свои предложения. Ведь совместное заявление Байдена и Меркель по "Северному потоку-2" – это еще не финал. Остается множество технических, коммерческих и бюрократических вопросов, которые следует рассмотреть, прежде, чем по трубе пойдет газ. Визит Зеленского в Вашингтон именно 30 августа удобен еще и потому, что примерно в это время РФ и Беларусь будут проводить учения "Запад-2021" (запланированы на начало сентября - "Апостроф"). Будет повод обсудить с Байденом вопросы безопасности", - отметил в беседе с "Апострофом" руководитель Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

На этом, правда, гипотетические плюсы от переноса встречи заканчиваются.

Корень разногласий

Прошлая и нынешняя власть совершила одну грубую ошибку, наивно полагая, что Вашингтон при любых обстоятельствах будет поддерживать Киев в пику Кремлю.

Исходя из этого, при президенте Петре Порошенко "делили надвое" требования Запада реформировать государственные институты и бороться с коррупцией. При прошлом гаранте была создана профессиональная система имитации реформ, когда содержание подменяется формой.

Один из примеров – создание многочисленных органов по борьбе с коррупцией, которые в итоге постоянно критикуют за плохую эффективность и отсутствие громких посадок.

Как только запросы США напрямую касались шкурных интересов обитателей украинского "олимпа", в ход шел саботаж. В парламенте сознательно проваливали важные законопроекты или вставляли в них различные предохранители, которые защищали высокопоставленных коррупционеров от ответственности. Как пример, в первой версии закона о Госбюро расследований "забыли" вписать оперативные подразделения, дабы ГБР не было возможности самостоятельно документировать действия первых лиц государства и их соратников.

При этом Петр Порошенко лишь разводил руками, кивая то на ВР, то на Кабмин. Именно чужими руками прошлая власть отменила уголовную статью за незаконное обогащение.

Такая система по инерции продолжила работать при президенте Зеленском, что вызывало неприкрытое раздражение европейцев и американцев.

Требования и претензии Вашингтона хорошо известны: судебная реформа, реформирование СБУ, игры вокруг НАК "Нафтогаза" и корпоративного управления стратегическими предприятиями в целом, ликвидация Киевского окружного админсуда, история с "вагнеровцами", которая висит дамокловым мечом над главой ОП Андреем Ермаком. Результаты по этим направлениям - более чем скромные.

Ошибочная тактика Банковой

Претензии к США и ЕС, неудобные вопросы (почему Украина еще не в НАТО) и требования Киева в адрес Вашингтона не сработали. Информационные вбросы про "разворот на Китай" были восприняты, в лучшем случае, как ребячество, неумелый шантаж, а не как серьезная политика.

Перенос визита президента Зеленского на 30 августа – это уже провал Банковой. Встреча состоится уже после Дня независимости и проведения "Крымской платформы" 23 августа. Таким образом, представительство американского руководства на этих важных для ОП событиях – под большим вопросом. Учитывая нынешний уровень отношений, рассчитывать на то, что в Киев приедет кто-то из первых лиц американского истеблишмента, не приходится.

Именно проведение саммита "Крымской платформы" станет для Кремля лакмусовой бумажкой, по которой можно будет судить, насколько коллективный Запад реально готов поддержать Киев в вопросе оккупированного полуострова.

Тут Администрация президента РФ, в отличии от Офиса президента, играет на опережение. Россия впервые обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с межгосударственной жалобой на Украину, обвинив Киев в целом ряде правонарушений, включая блокирование Крыма. И хотя ЕСПЧ сразу же отклонил некоторые пункты иска, главную задачу – напугать и принудить западные страны не приехать на саммит в Киев – в РФ могут достичь.

Впрочем, эксперты главной проблемой видят крайне эксцентричную манеру поведения Офиса президента во время переговоров.

"Что касается встречи 30 августа, то это, конечно, большой перенос с символической точки зрения. Нам ничего не сказали о том, что это произойдет уже после дня Независимости Украины, после того как будут приняты все решения по поводу "Северного потока-2" – и это, конечно не очень хороший сигнал. Хотя как по мне, большой трагедии в этом нет, потому что главнее в встрече Зеленского с Байденом будет то, что будет на повестке дня. Но хуже будет для нас то, что повестка, скорее всего, будет опять состоять из смеси упреков и просьб", - отметил эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко "Апострофу".

Собственные интересы Запада

Невзирая на бодрые заявления отдельных оптимистов из властной команды, Вашингтон и Берлин таки договорились по "Северному потоку-2", проигнорировав мнение Киева.

Есть основания полагать, что американцы и европейцы и далее будут вести такую линию в отношении Киева. Как минимум, до того момента, пока украинское руководство не пересмотрит свою модель поведения и не станет предлагать альтернативное видение, а не только выражать публичное недовольство.

Вместе с тем приходится констатировать, что подходы администрации Джо Байдена существенно отличаются от политики его предшественника Дональда Трампа, который громко бил горшки с европейцами и грозил прекратить поддержку НАТО.

Белый дом поставил во главу угла отношения с союзниками в Европе и восстановление доверия с партнерами по Североатлантическому альянсу. Стабильные союзнические отношения с ведущими государствами ЕС предполагают компромиссы. В том числе, за счет третьих стран к коим, увы, относится и Украина.

"Чтобы остановить "Северный поток-2", Соединенным Штатам очевидно необходимо было бы вводить санкции не только против русских, но и против конечных бенефициаров проекта в самой Германии. Это задело бы немецкий большой бизнес, и даже государственные учреждения. Это привело бы к прямому конфликту между двумя странами. Его Байден пытался избежать, чтобы не подорвать свою внешнюю политику и сотрудничество с Германией", - отмечает руководитель экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин.

Кремлевские ожидания

Российское руководство уловило тренд на игнорирование запросов и возражений Киева, если того требуют интересы США и ЕС. Замглавы Администрации президента РФ Дмитрий Козак в недавнем интервью французским журналистам фактически назвал американцам и европейцам кремлевские "красные линии" относительно Украины вообще и оккупированного Донбасса в частности.

Как настаивает Дмитрий Козак (читай, президент РФ Владимир Путин), Киеву следует выполнить Минские договоренности в их российской трактовке: "особый статус" ОРДЛО, местные выборы и только потом передача контроля над границей.

Кроме того, дабы процесс урегулирования на Донбассе шел быстрее, Дмитрий Козак предложил "забыть" о Крыме и не увязывать его с ОРДЛО.

Формально предложение прозвучало Киеву, но его основным адресатом являются американцы и европейцы. То есть, если Владимир Зеленский намерен обсудить с Джо Байденом тему возвращения оккупированного полуострова, то россияне опять пытаются убедить Запад, что вопрос Крыма как бы "закрыт".

"В Кремле в первую очередь хотят, чтобы Киев продолжал делить проблему украинско-российской войны на кейс Донбасса и отдельно кейс Крыма. Для Украины такой вариант категорически не выгоден, но именно такая рамка обозначена существующими договоренностями. Москве важно, чтобы "Минск-2" выполнялся строго в российской интерпретации, а Крыма в политическом диалоге с Украиной и Западом не было вообще. Тут Козак не сказал ничего нового, но его слова – очередной повод нам в Украине задуматься над тем, что стратегия "сначала Донбасс, а потом – Крым" должна быть отброшена", - пояснила в разговоре с "Апострофом" политический аналитик, эксперт по оккупированным территориям Мария Кучеренко.

Сможет ли Зеленский 30 августа в Вашингтоне в разговоре с Байденом объединить эти две части одной большой российской агрессии? Определенный шанс есть. Судя по поведению Вашингтона и Москвы, Джо Байден и Владимир Путин во время встречи в Женеве, которая состоялась 15 июня, практически не говорили об Украине, сконцентрировавшись на вопросах "глобальной стабильности" – ядерном оружии и кибератаках. Для Офиса президента это означает, что Вашингтон и Москва просто зафиксировали факт разногласий по Украине, отложив обстоятельный разговора на эту тему "на потом". Поэтому Киеву нужно сейчас вести диалог и перетягивать Белый дом на свою сторону. В ином случае "план Штайнмайера" и Кремля станет для нас практически неизбежным…

Читайте также

Новини партнерів