RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Политика
Мнение

Путин хочет перемирия? Для Украины это ловушка

Image by Andreas Volz from Pixabay

Вчерашние варварские обстрелы Киева и других украинских городов еще раз свидетельствуют, что настоящая цель Путина — не перемирие, а капитуляция Украины. Он считает, что для этого нужно шокировать мир жестокостью.

Украинцев, напротив, шокируют так называемые многочисленные «мирные инициативы».

Заявления Владимира Зеленского о присутствии России на «втором саммите мира» тоже беспокоят. Ведь для подавляющего большинства украинцев переговоры с Россией равны сдаче национальных интересов и означают лишь отсрочку новой агрессии. Потому что цель Москвы неизменна при любой власти: уничтожение украинского государства и украинской нации. Доказательств этого предостаточно в истории и в настоящем.

Подавляющее большинство украинцев поддерживает борьбу за победу, то есть восстановление территориальной целостности нашего государства, включая Крым и оккупированные территории Донетчины и Луганщины. По мнению украинцев, Украина должна получить членство в ЕС и НАТО, чтобы последующие поколения не должны были воевать с тем же врагом.

Трамп как game changer для Путина

Почему я подчеркиваю эти аксиомы? Раньше я писал о желании Путина заключить перемирие сегодня и на любых условиях. По мнению многих комментаторов, это звучит слишком оптимистично, потому что на фронте идут тяжелые бои, Силы обороны Украины вынуждены покидать очередные села, уничтожена половина энергетики, а помощь от союзников идет слишком медленно.

Мы уже знаем, что Украину не пригласят в НАТО на саммите в Вашингтоне (9-11 июля). А это могло бы повлиять на перспективу завершения войны, потому что в Кремле нерешительность Североатлантического Альянса воспринимают как шанс достичь всех целей «специальной военной операции». Еще одна обеспокоенность: Трамп может победить на президентских выборах, а потом появится неуверенность в продолжении поддержки Украины, вместо этого будут вызовы по его попытке «окончить войну в один день».

На «проблеме Трампа» сфокусирую внимание, потому что она прямо касается попытки Кремля заключить перемирие уже сегодня. Выступая на пресс-конференции в столице Казахстана Астане (4 июля), Путин сказал: «То, что господин Трамп как кандидат в президенты говорит, что он готов и хочет остановить войну в Украине, мы воспринимаем достаточно серьезно».

Для российского диктатора возвращения к власти Трампа - это настоящий game changer: фактор, который изменит правила игры. К нашему счастью, не все будет так просто и в очередной раз «царь» может фундаментально ошибиться в своих расчетах.

Начнем с констатации, что за окном 2024, а не 2016, когда своими словами и действиями Дональд Трамп шокировал Европу и мир. За прошедшие четыре года США, ЕС, весь Запад и Украина сделали многое, чтобы подготовиться к его второй каденции.

Не вижу смысла бояться очередной встречи Трампа тет-а-тет с Путиным, во время которой они якобы могут поделить мир на двоих как следствие новой Ялты.

По нескольким причинам Трамп уже не сможет шантажировать европейцев перспективой выхода Америки из НАТО («забраться из Европы»). Формально это инициировалось для поощрения больших вложений Европы в собственную безопасность, а фактически для получения удобного повода выйти из Альянса, чтобы отдать Европу в жертву России. Расчет заключался в том, что Москва в таком случае разорвет союз Пекином, который остается главным врагом Трампа и ключевым геостратегическим конкурентом США.

Почему США не уйдут из Европы?

Во-первых, европейцы готовы к такому сценарию. Они медленно, однако упорно увеличивают свои оборонные бюджеты, восстанавливают продукцию военно-промышленного комплекса и помогают Украине. Почти все государства в Европе поняли, что наша стойкость и нацеленность на победу – наиболее надежная гарантия их собственной безопасности.

Если вдруг Трамп скажет европейцам, что "Америка идет", то в ответ услышит: "Что ж, вместе с США было бы проще заботиться о общей безопасности, однако мы самостоятельно готовы позаботиться о себе". Трампу нечего на это ответить.

Во-вторых, фраза "забраться совсем" из Европы будет означать, что Европа из союзников Америки автоматически станет ее конкурентом с потенциалом перейти в статус противника. Четче всего об этом заявил Эмманюэль Макрон в своей апрельской речи в университете Сорбоны. Он предупредил, что Европа может умереть, а чтобы этого не произошло, европейцы должны позаботиться о «надежной европейской обороне» и европейских преференциях при закупке военной техники.

И это логично, ведь при выделении больших средств на оборону и вооружение лучше учитывать интересы собственных производителей, а не кормить «дядю Сэма».

В-третьих, бывший американский президент и его «советники» никак не могут понять, что Украина и Европа в целом, это не Афганистан, который можно оставить без последствий для США, их роли в мире, собственной силы и безопасности. Америка очень нужна европейцам (и украинцам), однако союзническая Европа не меньше, а может, даже больше нужна США. Американцы не так сильны, чтобы приумножать конкурентов и врагов до бесконечности.

В-четвертых, для ухода США из НАТО и прекращения поддержки Украины нет никаких аргументов. Ведь попытка «оторвать Россию от Китая», заплатив за это за счет Украины, восточного фланга НАТО и всей Европы («новая Ялта»), не может быть серьезным основанием для этого. Настоящая цель подобной операции – укрепление персональной власти Трампа, разрушение либеральной демократии в США, отказ от существующих союзов и изменение мирового порядка, где будет доминировать «клуб автократов».

Трамп и некоторые его сторонники используют пропаганду о «чрезмерной помощи» Украине за счет «обычных американцев». Это ложь, потому что абсолютное большинство этих средств работает на американский ВПК. На самом деле, вопрос для американцев в следующем: готовы ли они платить за восстановление российской империи?

Свобода маневра Трампа очень ограничена

Указанную дилемму лучше всего иллюстрирует ситуация «молящихся на Трампа» в Европе, в частности Венгрия под руководством Виктора Орбана. Выход США из НАТО будет означать также радикальное изменение их ситуации безопасности и необходимость поиска новых союзов.

Выберут ли все страны ЕС европейскую модель коллективной безопасности (а она непременно возникнет) или выберут Россию и Китай? После недавнего вояжа Орбана в Москву стало очевидным, что его «идейное побратимство» с Трампом, это лишь ширма для прикрытия подлинного побратимства (зависимости) от России.

За отношением Трампа к НАТО и Украине внимательно наблюдают американские союзники из Юго-Восточной Азии: Южная Корея, Тайвань, Япония, Филиппины, Австралия. Тайвань осознает, что он является первой целью китайского империализма, который прогрессирует ускоренным темпом.

Америка при первой каденции Трампа и во время президентства Джо Байдена сделала многое, чтобы заверить своих азиатских союзников в надежности гарантий безопасности и готовности предоставить военный отпор агрессии со стороны КНР и ее северокорейского вассала. Выход США из Европы и отказ от поддержки Украины эти гарантии сведет на нет. А в международной политике пустого места не бывает. Великобритания уже предложила Южной Корее собственные гарантии безопасности.

Из анализа стратегической ситуации США (части из ее основных элементов) в начале вероятной второй каденции Дональда Трампа можно сделать два ключевых вывода. Свобода геополитического маневра преемника Джо Байдена ограничена, потому что разрушение системы до сих пор выгодно только России и Китаю. Американская государственная система не столь слаба, чтобы этого не увидеть и успешно этому противодействовать.

Кроме того, шантаж разрывом союзнических отношений между США и Европой не сработает. Он автоматически встретит организованное сопротивление большинства европейских государств, особенно сильнейших из них: Великобритании, Франции, Германии и Италии. Это не воспримут и главные союзники США в Азии. Следовательно, возможный шантаж станет только блефом.

Украина не останется лицом к лицу с Россией

Теперь об Украине, условиях мира и безудержном желании перемирия со стороны России. Можно надеяться, что в случае победы Трамп действительно заговорит о желании закончить войну «в один день». Путин подпрыгнет от радости и интереса. А каких конкретных шагов должны ждать Украина и остальной мир?

Из высказываний членов окружения Трампа (и желающих попасть в новую администрацию) понятно, что никакого «мирного плана» не существует. Более того, не просматривается даже его идея. Не воспринимать же за столь свободные суждения о цене, которую должна заплатить Украина за «ласковое согласие» Путина на мир. Они озвучены Путиным: отказ от Крыма, согласие на аннексию неоккупированных частей Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей, внеблоковый статус, согласие на ограничение численности и вооружения Вооруженных сил Украины. А также то, что Путин называет «денацификацией».

Почему такие условия нельзя принять? Ибо на это не согласится значительная часть украинцев и военных из Сил обороны Украины. А это и есть решающий фактор нашего будущего. Только оторванные от реальности политики не осознают этого.

Выскажу для многих крамольный тезис. Украина не останется с глазу на глаз с агрессором. Результаты последних выборов в Европарламент, выборы в Британии, Франции делают очевидным то, что вероятная попытка республиканской администрации принудить Украину к миру на российских условиях встретит решительное сопротивление большей части европейских членов Альянса.

Известное заявление Макрона о допустимости размещения французских войск в Украине имело двух адресатов: Путина и Трампа и его муртадов в Республиканской партии. В феврале этого года они трудились, чтобы мы не получили оружие от США. Макрон с генеральным штабом французской армии провели анализ последствий, к которым приведет потеря западной помощи для Украины, и пришли к следующему: объектами российской агрессии станут ЕС и страны восточного фланга НАТО. Это прямая угроза национальной безопасности Французской Республики.

Почему Путин хочет перемирия

Европейцы (особенно из восточной и северной частей континента) поставлены перед выбором: выкручивать ли украинцам руки совместно с россиянами и американцами или совместно с украинами продолжать борьбу против России? Они наверняка выберут второй вариант.

Понятны причины столь потенциального решения европейцев: лучше синица в руке, чем журавль в небе. Силы обороны Украины сдерживают наступление Российской Федерации и имеют шансы победить врага при поддержке западных партнеров. Украинцы в случае лишения поддержки могут проиграть, а затем Россия неизбежно атакует государства восточного фланга НАТО. И не факт, что трамповская Америка будет их защищать.

Я этот сценарий расцениваю как маловероятный. Поскольку Трамп непредсказуем, он может пойти на различные «нестандартные решения» в международной политике. Эти решения могут противоречить элементарным интересам США и их союзников. Но в системе принятия решений США и НАТО заложены многие предохранители от таких непредсказуемых политических деятелей.

Убеждение Трампа в том, что завершить российско-украинскую войну может одним своим решением – проблема для нас. Он не знает, как это сделать, но уверен, что способ найдется, было бы только желание. Но желания даже самого Трампа для этого недостаточно.

Успешное голосование в американском Конгрессе за помощь Украине на сумму 61 миллиарда долларов стало настоящим шоком для Путина. Решение поддержала половина республиканских конгрессменов, в Сенате за проголосовало две трети его республиканских членов. Путин был уверен, что Трамп полностью контролирует Old Great Party (как называют Республиканскую партию), а его наиболее преданные сторонники в Конгрессе заблокируют принятие закона о помощи.

Сегодня Россия не может быть уверена ни в чем, что касается Трампа и его администрации. Эта администрация может отвергнуть соглашение о безопасности с Украиной и пересмотреть поддержку членства нашего государства в НАТО. А может, этого не делать, подтвердив тем самым, что победа Украины, это цель политики и для США.

И потому Путин торопится. Он пытается закрепить сегодняшнее состояние оккупации и получить для такого решения согласие Украины. Путин надеется, что это станет основанием для Трампа «окончить войну в один день» и будет стимулировать дальнейшие переговоры. Других серьезных козырей Путин не видит ни на фронте, ни в экономике, ни на международной сцене.

Задача украинской власти – не соглашаться ни на какие перемирия и переговоры с участием агрессора, во время которых Путину будет казаться, что он может выступать с позиции силы.

Источник: facebook.com/mykolakn

Читайте также