RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика
Мнение

Руслан Рохов: Три вывода после голосований в Молдове

Выборы в Молдове Фото: facebook.com/maia.sandu

На сайте ЦИК Молдовы завершился предварительный подсчет голосов. Теперь можно подробно анализировать цифры.

Результат референдума по евроинтеграции Молдовы:

750,075 – «за» изменения в Конституции;

738,799 – «против».

Результат первого тура:

656,354 - "за" Майю Санду;

401,724 - "за" Александра Стояногло;

Майя Санду взяла на 93 721 голосов меньше, чем было отдано за внесение изменений в Конституцию Республики Молдова. При этом только 32,269 голосов пошли другим проевропейским кандидатам. В частности, за Октавиана Цику, Андреа Нестасе и Тудора Ульяновского.

Следовательно, 61,452 избирателя, голосовавших «за» внесение изменений в Конституцию, не захотели поддержать кого-либо из проевропейцев на президентских выборах.

Это те избиратели, которых будет очень тяжело мобилизовать на второй тур.

Это означает, что Санду, кроме собственных 656,354 голосов поддержки, может потенциально рассчитывать лишь на дополнительных 32,269 голосов других проевропейских политиков.

Что противопоставит Москва этим 668,623 голосам, пытающимся мобилизовать в штабе Санду во втором туре?

401,724 голосов "за" Александра Стояногло, 213,169 - "за" Ренато Усарого, 83,232 - "за" Ирину Влах, 68,777 - "за" Викторию Фортуну, 49,316 - "за" Василия Тарзава, 3 9,444 голоса «за» Наталью Морарь суммарно = 857,455 голосов, что значительно превышает количество голосов «против» на референдуме, а также суммарный потенциал Майи Санду.

Это свидетельствует, что многие голосовавшие за оппозиционных пророссийских или относительно нейтральных кандидатов не приняли участие в референдуме.

Это естественно, ведь многие противники референдума призывали саботировать его.

Что 738,799 голосовавших «против» изменений в Конституцию Молдовы, что 857,455 голосовавших за разные версии оппозиционных кандидатов в Майю Санду маловероятно придут голосовать «за» нее.

Следовательно, потенциальный объем избирателей, которых постараются мобилизовать в штабе Александра Стояногло, арифметически больше тех, кого будет пытаться мобилизовать штаб Майи Санду.

Это вывод первый.

Второе, что важно понимать – это антирейтинги кандидатов в президенты.

На второй тур людей идут голосовать не за кого, а против кого. То есть, к дневному электорату добавляются голоса противников оппонента.

Если отбросить ответ 54% избирателей, которые за последние три недели до выборов президента в первом туре считали в середине Молдовы, что Республике Молдова нужен новый президент (тех, кто предпочел переизбрание Санду на второй срок было всего 39%), то 36% сказали, что ни при каких обстоятельствах не проголосуют за Майю Санду.

Это значит, что эти 36% гарантированно пойдут голосовать «против» Майи Санду, а затем «за» Александра Стояногло.

Еще 18% из числа желающих нового президента до этих 36%, что «против» Санды, с высокой вероятностью также пойдут голосовать «за» Стояногло.

Обе эти аудитории будут мотивировать идти на выборы фигуру Майи Санду, которую они будут стремиться отстранить от власти.

Это кроме «сеток Шора», которые помогли аккумулировать вокруг противников Санду в первом туре 857,455 голосов.

Мобилизовать избирателей против Александра Стояногло, в том числе в диаспоре, будет сложнее.

Стояногло был генпрокурором, которого ставили на должность при Санде. При ней же его снимали, но решением европейского суда признано незаконное снятие и обязано Республику Молдова компенсировать ему ущерб и восстановить в должности.

В дополнение: Стояногло не против евроинтеграции.

Очевидно, что он будет сводить риторику к вопросам защиты прав и свобод граждан, восстановленных правового государства, защиты демократии и отсутствия надлежащей борьбы с коррупцией со стороны Санда. В дополнение к социалистической риторике о «убожении», которая болит многим гражданам Молдовы.

Следовательно, он не выглядит для многих страшной проблемой на столько, чтобы идти на выборы, чтобы не допустить его к власти.

Это значит, что даже тех 668,623 избирателя, которые голосовали за проевропейских кандидатов, будет сложно мобилизовать против Стояногло. Не говоря уже о тех 61,452 избирателях, которые голосовали за изменения в Конституции и не голосовали за проевропейских кандидатов.

И это вывод номер два.

Кто победит во втором туре выборов президента Молдовы, мы увидим уже 3 ноября 2024 года.

Но анализ электоральной арифметики свидетельствует о том, что нужно готовиться к поражению Санду.

Для победы действующей президенты нужно увеличить антирейтинг Стояногло до уровня 50%+1 избирателя.

Сейчас только 8,8% респондентов, которые в течение трех недель до выборов высказались, что ни при каких обстоятельствах за него не проголосуют.

Если Майе Санду это каким-то образом удастся, то это станет «библейским чудом», которое позволит их переизбраться.

Но все это цветочки, по сравнению с тем, чтобы не допустить формирования пророссийской коалиции в парламенте Молдовы, куда через какие-то 9 месяцев будут проходить выборы.

Следовательно, срочно всем заинтересованным сторонам нужно создавать условия для появления новых электорально рейтинговых политических партий в центре и на правом электоральном фланге Молдовы.

И это вывод номер три.

Источник: facebook.com/ruslan.rokhov

Читайте также