20 января в Вашингтоне состоялся день инаугурации 47-го президента США. В частности это означает, что Дональд Трамп получил возможность приступить к реализации обещания остановить войну России против Украины. Какие инструменты новый хозяин Белого дома будет использовать – никто точно не знает. Однако у Киева есть основания для оптимизма, убежден посол Украины в США (2019-2021) Владимир Ельченко, лично знающий Трампа и также работавший в РФ. “Из моего опыта общения с россиянами в Москве как посла в России (Ельченко был послом Украины в РФ в 2010 – 2015 – ред.), когда Путин и другие люди “кинут” Трампа и трамповских людей несколько раз – а это произойдет обязательно … Трамп просто может махнуть на это все рукой и начать накачивать Украину оружием”, - заметил он.
"Апостроф" в блиц-интервью расспросил Владимира Юрьевича о том, какой формат урегулирования войны может использовать Трамп, станет ли дополнительным аргументом для него План победы президента Владимира Зеленского и стоило ли заменить посла в США Оксану Маркарову, на чем настаивали республиканцы.
- Владимир, соглашение между Израилем и ХАМАС, которое Трамп назвал эпическим и которое, по его словам, могло состояться только в результате его победы на выборах, многие называют капитуляцией Израиля. Есть ли риск того, что Украину так же принудят к соглашению, которое будет иметь мало общего со справедливым миром?
– Нас никто не заставит, если мы сами себя не заставим. В случае с Израилем и ХАМАС также есть определенные риски, больше для ХАМАС, меньше для Израиля. Но заложники люди и правительство Израиля пошли на эти условия. У нас ситуация гораздо более сложная. Больше зависит от настойчивости украинской стороны, чтобы соглашаться и не соглашаться на те или иные условия.
- Как будут выглядеть переговоры о мире: Трамп посадит Путина и Зеленского за стол переговоров? Будут ли это отдельные двусторонние соглашения?
– Не думаю, что все будет так просто, как кажется. Думаю, все закончится определенным посредничеством, то есть какая-то челночная дипломатия, потому что я очень тяжело представляю Зеленского и Путина за одним столом переговоров или на уровне Лаврова и Сибиги (главы МИД РФ и Украины соответственно - ред.). Начнется, пожалуй, все с какого-нибудь посредничества. Есть несколько стран, лидеров, тот же Эрдоган (президент Турции – ред.), например, или другие люди, и перед этим все же должны быть какие-то контакты господина Келлога (номинированный на должность спецпредставителя по вопросам Украины и РФ – ред), как только он будет официально назначен и вступит в должность. Думаю, он приедет и в Киев, и в Брюссель, и в Берлин, Париж, Лондон и, наконец, думаю, окажется в Москве, и когда он послушает мнения всех сторон, доложит Трампу, тогда уже будет приниматься то решение, которое может привести к началу какого-либо переговорного процесса. И так или иначе прекращение огня - это не конец войны, но по крайней мере это какая-то пауза, которая позволит спокойнее, если можно использовать такой термин, уже говорить о каких-то более далеко идущих перспективах. Но все, думаю, будет упираться в одну вещь, которую сегодня никто не может понять: чем это может закончиться. Ибо единственная реальная гарантия - не будем о НАТО, там 10-25 лет, так ли нас никто туда завтра не принял бы - хочет ли Трамп этого, или не Трамп - единственная реальная гарантия безопасность, которая может быть использована, - это введение военного контингента на территории Украины. Конечно, не казахов и белорусов или китайцев, а поддерживающих нас стран.
– Некоторые эксперты считают, что в Европе нет достаточного количества контингента на всю линию фронта…
– Думаю, найдут. В принципе эти контингенты можно разбавить другими странами, но так или иначе в условиях, когда трудно себе представить какой-то мандат от ООН, это могут быть только силы НАТО. Это будет реальная гарантия, которая хоть на время нас защитит от России. А вот вопрос, что Россия на это никогда не согласится. Здесь зависит от того, хватит ли решимости нашим коллегам из Берлина, Парижа и Лондона ввести эти контингенты, несмотря на отсутствие согласия России.
– Трамп заявлял о возможности выхода Америки из Североатлантического альянса. Такие решения, по-вашему, поддержит Конгресс?
– Я не думаю, что дойдет до выхода из НАТО. Другое дело, что Трамп и дальше будет настаивать на том, что европейские страны-члены увеличили свой вклад, и это реально. Он добился того, чтобы три четверти, если не больше, стали платить во время его предыдущей каденции, по два и более процента. Сейчас говорится уже о пяти процентах, но это и без Трампа понятно, что Россия на территории Украины не остановится. Европейцы это понимают. Тем более что НАТО, собственно, для этого и создавалось, чтобы противостоять тогда Советскому Союзу, теперь РФ. Все об этом забыли, и НАТО превратилось из военно-политического в политически-военный блок. Надо возвращаться к истокам.
– Некоторые пункты из Плана победы Зеленского якобы были написаны под Трампа – это замена части американских войск в Европе украинскими и о пользовании природными ресурсами Украины. Как думаете, это поможет Киеву?
– Может помочь. Ископаемые – это бизнес-интерес Трампа, это тема, в которой он разбирается, любит, увидит для себя выгоду и выгоду.
– А мы что получим с точки зрения безопасности?
– Мы получим присутствие американского бизнеса на территории Украины – лучшее, что может быть. Потому что если американский бизнес будет реально иметь свою долю земли в Украине и добывать что-то, то он будет защищать нас лучше, чем контингенты НАТО, лоббизмом и всем остальным.
Что касается украинских войск вместо американских в Европе – это трудно себе представить без членства Украины в НАТО. Но все можно поменять, возможно, в Брюсселе будет найден механизм, который действительно позволит заменить определенные части войсками Украины, тем более что лучше наших войск никто не подготовлен.
- Республиканцы настаивали на увольнении посла Украины в США Оксану Маркарову. Власть на это не пошла. Это правильно, как думаете?
– Мне это трудно комментировать. Во-первых, есть определенные периоды у каждого посла. Каждый из нас пробыл свой срок под одним президентом, я, возможно, немного меньше, но это был нестандартный ход. Время приходит, когда посла нужно менять, если это совпадает с изменением Администрации. Но, думаю, этот вопрос будет решен, контакт уже на другом уровне. Думаю, это не главная проблема для Украины.
– Какие главные компетенции должны быть у посла в США?
– Прежде всего, доверие от нашего президента.