Последние несколько дней, несмотря на все попытки чиновников и депутатов подавать электронные декларации, им не удается войти в систему. Причиной проблем в системе е-декларирования является перегрузка в системе в пиковые моменты – успел объяснить глава Госспецсвязи Леонид Евдоченко. Кабинет министров взялся разработать законопроект об отмене уголовной ответственности за несвоевременное представление электронной декларации в течение 10 дней. А кроме того, правительство намерено перезагрузить состав Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. Премьер-министр Владимир Гройсман резко раскритиковал работу главы НАПК Натальи Корчак и предложил ей и ее команде подать в отставку. Зато Корчак заявила, что ответственность за сбой в работе системы электронного декларирования лежит на системном администраторе – ГП "Украинские специализированные системы". Пока ищут виновных, Гройсман также уже успел предложить купить новый сервер. "Не хотите работать с этим сервером - купите себе новый, объявите тендер. У нас есть 27 млн грн. Вам нужно 50 млн? Мы дадим вам 50 млн. 100? Будет 100 млн. Дайте нормальное функционирование системы", - заявил украинский премьер. Кто на самом деле ответственен за ненадлежащее функционирование системы е-декларирования и не является ли такая ситуация обыкновенным саботажем, "Апострофу" рассказывает председатель совета Общественного люстрационного комитета Александра Дрик.
Что сейчас самое главное для нас? Чтобы система бесперебойно функционировала, чтобы могли подать декларации те, кто обязан, и чтобы эти декларации проверялись НАПК. Кто игроки и участники этого процесса? НАПК – орган, который владеет системой, несет ответственность за то, чтобы эта система работала и за проверку этих деклараций. Однако у НАПК нет собственного отдела программистов, работающих с системой, администрирует систему и обеспечивает программную поддержку государственное предприятие "Украинские специальные системы" (УСС). Эта структура Госспецсвязи с момента запуска системы подписала с НАПК договор на администрирование системы. Они вносят правки, решают необходимые вопросы, технические проблемы, чтобы система могла бесперебойно работать.
УСС неоднократно ставили под угрозу функционирование системы электронного декларирования - отказывались продлевать договор, непонятным образом реагировали на отдельные запросы от НАПК, несколько раз в течение последних нескольких месяцев реестр выключался. По сути УСС постоянно держали систему в ситуации, когда якобы они ее обслуживают, но и якобы не очень хотят это делать. Месяц назад возникла ситуация с тем, что УСС внезапно отказались подписывать договор. Я присутствовала на переговорах и прямо спросила руководителя УСС Тараса Олейника, сделано все необходимое для того, чтобы реестр бесперебойно функционировал, предусмотрены ли в договоре, который они подписывают (подписан 1 марта), все работы, необходимые для обеспечения этого функционирования, чтобы реестр не завалился до или после 1 апреля. Тогда Олейник утвердительно ответил, что все так и есть.
Вчера во время рабочей группы, созданной Кабмином, которая непонятно чем занималась месяц (потому что они не знают, в чем проблема, не понимают, как ее решить), говорили лишь о том, что руководство НАПК должно быть уволено. Тарас Олейник вдруг сказал, что они никогда не гарантировали, что система будет работать, и что вообще эта система – плохая, по его словам. Что же изменилось за месяц в позиции руководства УСС после подписания того договора? Не означают ли нынешние проблемы с системой, что УСС неправильно просчитывали будущее функционирование системы? Может ли это свидетельствовать об их непрофессионализме и неквалифицированности? Или это может свидетельствовать о сознательном саботаже, который привел к тому, что система не работает накануне окончания подачи деклараций?
По моему глубокому убеждению, Кабинет министров, рабочая группа, которая непонятно чем занималась весь месяц, премьер-министр должны были бы вызвать представителя УСС и Госспецсвязи и спросить, почему они взяли на себя обязательства, которые не способны сейчас выполнить. И почему мы об этом узнаем только сейчас, когда система не работает уже сколько дней подряд и когда это ставит под угрозу выполнение антикоррупционного законодательства. Зато Владимир Гройсман решает, что надо требовать отставки руководства НАПК. Считаю, что, во-первых, надо решать проблему функционирования системы, которой он так гордится и которую назвал самым большим достижением прошлого года. А во-вторых, после решения вопроса с функционированием системы надо определить виновных. Если это руководство НАПК, значит, надо его уволить. Если это руководство УСС или Госспецсвязи – значит, уволить их. Они должны понести ответственность за то, что они не обеспечили в очередной раз полноценную работу системы электронного декларирования. Вот что сейчас должен делать премьер. Увольнение руководства НАПК сейчас не повлияет на восстановление работы системы. А попытка это сделать является очередной попыткой отвлечь внимание от возобновления работы системы.
Да, руководство НАПК действительно является политически зависимым и политически послушными, на самом деле оно саботировало и продолжает саботировать работу этого органа. Решать вопрос с их заменой, несением ими ответственности, конечно, надо. Но первоочередная задача – восстановление системы.
Месяц назад я уже обнародовала негативный, апокалиптический сценарий развития событий вокруг системы. Сейчас я вижу все признаки его реализации. Систему будут валить разными способами, не важно, какими именно. Система работать не будет. Ответственность свалят на руководство НАПК, его уволят, о чем отчитаются перед международниками. А дальше начнут долго и нудно создавать новую систему, они уже даже посчитали, сколько это будет стоить (12,7 млн долларов) и сколько займет времени (4 года).
Если Кабмин не способен обеспечить выполнение органами исполнительной власти своей работы, значит, нужно поднимать вопрос, как осуществляется работа Кабинета министров. Те руководители исполнительной власти, которые допустили эту ситуацию, должны понести ответственность. А пока пусть собирают программистов со всего мира и всех программистов УСС и Госспецсвязи, садятся и решают проблему.