RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Политика

Первая с конца: почему Украина все время становится аутсайдером в борьбе с коррупцией

Ernst & Young поставила Украину на первое место по уровню коррупции в бизнес-среде

Ernst & Young поставила Украину на первое место по уровню коррупции в бизнес-среде Председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак и член агентства Александр Скопич. Фото: УНИАН

Украина каждый год оказывается в лидерах рейтингов по уровню коррупции в разных сферах. Не стало исключением и международное исследование аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, которая поставила нашу страну на первую строчку в рейтинге коррупции в бизнес-среде. В этом списке Украина опередила даже Кению, Россию и Нигерию. "Апостроф" пытался разобраться почему, несмотря на непрекращающиеся заявления о реформах и новые антикоррупционные органы, Украина и дальше пасет задних в борьбе с коррупцией, каких бы отраслей это не касалось.

Чрезмерный контроль

Каждый год украинцы слышат одни и те же фразы из уст политиков, чиновников и президентов: о том, как важно победить коррупцию и как усиленно с ней борется власть. В Украине создаются новые антикоррупционные органы – Национальное антикоррупционное бюро, Национальное агентство по предотвращению коррупции, вводится обязательное электронное декларирование, а все без исключения политики соревнуются друг с другом в острословии, говоря о необходимости искоренить коррупцию. Тем не менее Украина из года в год занимает худшие места во различных международных исследованиях уровня коррупции. Одно из недавних – проведенное компанией Ipsos MORI по заказу аудиторской фирмы Ernst & Young. В этом рейтинге Украина заняла первое место — как самая коррумпированная в бизнес-сфере страна. Во время опроса 88% представителей украинских компаний указали на широко распространенную коррупцию и взятки в стране. К слову, во время предыдущего аналогичного исследования в Украине, в 2015 году, таких респондентов было меньше — 80%, тогда Украина заняла в рейтинге 7 место.

"Это очень тревожные показатели, на которые стоит обратить внимание политическому истеблишменту и, в частности, представителям законодательной, исполнительной и судебной власти Украины. Необходимы конкретные действия и показательные примеры личной ответственности на самом высоком уровне", - сообщил управляющий партнер компании EY в Украине Алексей Кредисов.

Исполнительный директор Transparency International Украина Ярослав Юрчишин пояснил "Апострофу", что причины, по которым Украина попадает в такие рейтинги — это сложная регуляторная система, которая дает возможность государственной власти влиять на ведение бизнеса из-за огромного количества разрешительных процедур, часто не аргументированных или прописанных так, что они дискредитируют бизнес.

"Проведя системную продуманную дерегуляцию, фактически лишив государство несвойственных ему разрешительных функций, ограничив количество контрольных функций в сфере бизнеса, можно было бы существенно уменьшить основания для коррупции. Важными являются две функции. Первая – это максимальное разгосударствление, перевод на конкурентные рыночные принципы. При этом государство должно оставлять за собой функции контроля, но там, где оно его реально может осуществить. И второе – это наказание тех людей, которые занимаются коррупцией, в частности тех, кто электронно задекларировал огромные состояния, но не имеет возможности их объяснить, фактически тем самым подтверждая, что они были добыты коррупционным путем", - рассказал он "Апострофу".

Отсутствие наказания

По словам Ярослава Юрчишина, в международном рейтинге звучит очень важное предостережение о том, что за коррупционные преступления в Украине не наказывают. И это является соблазном как для бизнеса, который понимает, что не понесет ответственности, так и для чиновника, который провоцирует бизнес на такие отношения.

"Упрощение контроля государства, создание систем вроде ProZorro, ответственность за коррупцию — это поможет. Но пока мы этого не достигли, финансово-промышленные группы или олигархи через свои контролируемые группы в парламенте и в исполнительной власти создают проблемы для тех структур, которые действительно нацелены на борьбу с коррупцией, или пытаются, как это произошло в НАЗК, продвигать в руководство полностью политически контролируемых людей, даже через систему конкурсов", - отмечает Юрчишин.

Глава парламентского комитета по противодействию коррупции, народный депутат Егор Соболев выделяет три основных причины, почему в Украине многие годы сохраняется высокий уровень коррупции:

"Коррупция была способом выживания для многих поколений, коррупция позволяла смягчать давление враждебных государств, оккупировавших Украину, это, прежде всего, о России. Вторая причина — это то, что мы унаследовали от Советского Союза чрезмерное регулирование бизнеса, которое стало основой для коррупции. У нас только инспекций несколько десятков, которые проверяют бизнес, плюс управление СБУ, плюс МВД, плюс налоговая полиция, плюс ГПУ. Все они имеют много полномочий, чтобы злоупотреблять ими при проверке бизнеса, чтобы собирать деньги с бизнесменов. И третья причина — граждане еще плохо умеют действовать в условиях демократии, мы не научились хорошо управлять своим государством, в частности, привлекать к ответственности тех, кому мы доверяем это управление, а они в свою очередь начинают использовать свои полномочия для собственного обогащения", - прокомментировал Соболев "Апострофу".

Суды в помощь

Егор Соболев отметил, что в связи с необходимостью бороться с возросшим уровнем коррупции в стране ряд народных избранников и активистов подписали декларацию, в которой требуют обеспечить создание независимого Антикоррупционного суда, назначить независимых аудиторов для НАБУ и принять закон об автономной прослушке и расследовании под прикрытием для этого бюро, выбрать независимое руководство Государственного бюро расследований и запустить этот орган. Подписанты, среди которых нардепы Виктор Чумак, Сергей Лещенко, Светлана Залищук, активисты Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин и Дарья Каленюк, также требуют обеспечить переизбрание Центризбиркома и принять новое законодательство о выборах, ввести на законодательном уровне требование к кандидатам в нардепы и президенты объяснять происхождение своего имущества.

Активисты и депутаты также выступают за смену руководства Антимонопольного комитета и назначение нового состава Счетной палаты по результатам прозрачного конкурса.

Но, как полагает политэксперт Тарас Загородний, новые антикоррупционные структуры — это не панацея. Прежде всего, для успешной борьбы с коррупцией необходима судебная реформа. "То, что коррупция в стране есть — это не большая новость. Но вместо того, чтобы проводить общую судейскую реформу, чтобы система нормально работала, мы наплодили кучу бюрократических институтов, при работе которых не учтено одно: а что будет, если они не будут работать? Вот оно и происходит и так. Эти мертворожденные структуры никак не будут работать, потому что все упирается в суды. То же самое касается Антикоррупционный суда: нам хотят навязать еще одну бюрократическую структуру, которую еще нужно проводить через поправки к Конституции, потому что нет у нас в правовом поле такого понятия, как антикоррупционный суд. И где гарантия, что он будет нормально работать? Мы упираемся в стену. Я с самого начала говорил, что без независимого суда ничего не будет, тем более что независимый суд дал бы нам убить сразу двух зайцев – в стране соблюдались бы права собственности, а это в первую очередь инвестиции, ведь кто будет вкладывать в страну, если неизвестно, как ты сможешь защитить свою собственность? А суды – это главный оберег, который стоит на страже прав собственности, ну и это реальная борьба с коррупцией, потому что что-то можно доказать только в таком суде", - говорит эксперт и добавляет, что реформирования лишь судебное системы – недостаточно.

"Нужно восстанавливать всю правоохранительную систему. В стране вообще правовой хаос, в результате мы имеем рост преступности, коррупционеры уходят от ответственности. Поэтому судебная реформа – прежде всего", - резюмировал Загородний.

Читайте также

Новый старый Кабмин и перестановки в ОП: кто, куда, зачем

В результате переформатирования правительства в Украине некоторые уволенные министры перейдут на другую работу во власти

Умерову дадут новую должность? Кого могут назначить министром обороны вместо него

Рустем Умеров перейдет на должность вице-премьера по вопросам ВПК, на посту министра обороны его заменит Александр Камышин