Благодаря Международному валютному фонду 31 октября в Украине, наконец, начнется пенсионная полуреформа. "Благодаря" - потому, что украинские политики сами реализовывать изменения не в состоянии, и только давление кредитора заставляет власть делать хоть что-то. "Полуреформа" - потому, что Украина совершенно не продвинулась на пути системного решения вопроса. Завтрашний день никто не просчитывает, не говоря уже о более дальней перспективе.
Что такое Пенсионный фонд в украинских реалиях? Это котел, куда все отчисляют свои деньги, а потом получают выплаты по выходу на пенсию. Но практически всегда нарушается соотношение внесенных и полученных денег. Если гражданин Украины много зарабатывает и, соответственно, много платит в Пенсионный фонд (в виде единого социального взноса), то это не означает, что в старости он получит соответствующее содержание, потому что к тому времени его деньги уже съедят популисты. Те, кто верит в украинский Пенсионный фонд, могут просто представить себе, как передают деньги лично в руки Юлии Тимошенко, Олегу Ляшко и еще кому-нибудь из Верховной Рады.
Политики умело играют на социальной неудовлетворенности возрастного электората, который исправно ходит на выборы и готов голосовать за "юлину тысячу" или "витину сотню". Это происходит каждый раз и каждый раз дает результат: пенсионеры голосуют за кого нужно.
В такую систему заложен социалистический подход "общей собственности" - деструктивный и вредный по своей сути. Так распоряжаться деньгами Пенсионного фонда власть может только потому, что никто не придет и не скажет: стоп, это мои деньги!
Естественно, так Пенсионный фонд Украины стал черной дырой. Если в 2004 году дефицит Пенсионного фонда покрывался из государственного бюджета на 1/6, то в 2017 дофинансирование составляет 50% (из 284 млрд грн. затрат Пенсионного фонда 141,3 млрд грн будут покрыты за счет средств госбюджета). В будущем этот разрыв будет только увеличиваться. Это может привести к катастрофическому кризису уже в обозримой перспективе.
По сути, ПФ давно стал банкротом, но каждый премьер-министр поддерживает его в существующем виде, чтобы перед очередными выборами докупить себе голоса. Пенсионеры дальше будут заложниками популистов, голосуя за тех, кто "повышает".
Что реально предложило правительство Владимира Гройсмана? Сократить количество получателей пенсионных выплат за счет увеличения страхового стажа для выхода на пенсию в 60 лет и увеличения возраста, дающего права на минимальную пенсию (с 60 до 65 лет). Также уменьшат коэффициент трудового стажа с 1,35% до 1%. Отмена некоторых специальных пенсий (ученым, прокурорам, должностным лицам органов местного самоуправления и т.п.) Не забыли пойти протоптанным путем "увеличения доходов" (конечно же, за счет налогоплательщиков). Теперь участие в государственном пенсионном страховании становится обязательным для фермерских хозяйств. Увеличение ставки ЕСВ с 22% до 29% и 37% (в зависимости от уровня вредности работ).
И это все. Мы будем дальше жить по законам солидарной пенсионной системы. Главное, что требовалось сделать, - переход к накопительной – в Украине не то, что не осуществили, а даже не обсудили. Работающему населению нет смысла платить высокий ЕСВ, чтобы заработать на пенсию, поскольку это – самый худший способ обеспечить себе старость и будет таким оставаться и далее.
Адекватная пенсионная модель – это когда государство гарантирует минимальное пособие по старости, а все остальное гражданин должен заработать себе сам и через частные пенсионные фонды и финансовые инструменты сохранить.
Украина сильно отстает даже от Восточной Европы в реформировании пенсионной системы, не говоря уже о Западной. И раз уж так случилось – правительство имеет возможность изучить и позитивный, и негативный опыт соседей.
Например, в Венгрии правительство Виктора Орбана национализировало пенсионные накопления в частных фондах, большинство из которых были иностранными. Когда накопительные фонды укрепляются на рынках, они становятся серьезными финансовыми игроками уровня крупных банков, и постепенно начинают играть в том числе политические роли.
Ситуация на украинском банковском рынке сейчас хорошо иллюстрирует, что может произойти и с рынком пенсионных фондов в случае кризиса или девальваций. Кроме того, как сейчас угрозу национальным интересам представляет доминирование российских банков на украинском рынке наряду с государственными, такую же угрозу могут представлять и владельцы пенсионных фондов.
Самым уместным в данном случае был бы государственный протекционизм частным ПФ с украинским капиталом как минимум на первом этапе, чтобы государство смогло восстановить национальную финансовую инфраструктуру, сформировать суверенный капитал. Отдавать такой большой и важный рынок чужим нельзя, какие бы аргументы не приводили поборники всякого рода интеграций.
Но это пока мечты. Ведь никто никаких реформ в Украине не делал и не собирается делать. Чиновники готовы лишь на полумеры для получения очередного транша МВФ и удержания власти за счет пенсионеров на ближайших выборах.