RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

"Военная" реформа госаппарата: сократить нельзя оставить

Механическое сокращение ведомств и чиновников может не принести ожидаемого результата

Механическое сокращение ведомств и чиновников может не принести ожидаемого результата Фото:

Кабмин второй раз с начала каденции Владимира Зеленского озвучил планы существенного сокращения чиновничьего аппарата. Если в прошлый раз планы не были реализованы, в том числе, из-за сопротивления профсоюзов, то на этот раз непростая ситуация в экономике вынуждает правительство принимать жесткие решения. Согласно утечке в СМИ, количество чиновников намерены сократить вдвое, уменьшив число министров, центральных органов исполнительной власти и государственных предприятий. Предполагается, что такое сокращение станет частью правительственного "плана Маршалла" по послевоенному восстановлению Украины. Насколько такой подход может стать результативным, читайте в материале "Апострофа".

Планы по сокращению бюрократов и министерств продиктованы острой нехваткой денег. Доходы казны лишь на треть покрывают расходы. Миллиардный дефицит, образующийся каждый месяц удается покрывать за счет иностранной помощи, которой также не хватает, дабы заткнуть все "дыры".

Кабмин просит НБУ "напечатать" больше денег, но долго это продолжаться не может. Эмиссия чревата неконтролируемым скачком инфляции и обесцениванием гривны, что в условиях открытого вторжения РФ гарантированно означает подрыв экономической обороноспособности государства.

Реформа, разрабатываемая Минцифрой, коснется только госслужащих, которых в Украине насчитывается 168,2 тыс. Еще 32,8 тыс. должностей остаются вакантными. Штатная численность госслужащих составляет 205 тыс. человек. Сюда входят работники Офиса президента, правительства, парламента, министерств, центральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, обл- и райадминистраций, судов и прочих госучреждений. То есть педагогов и сотрудников МЧС сокращать не будут.

При этом государство остается самым крупным работодателем с учетом того, что в местном самоуправлении, разного рода комиссиях, агентствах и службах работает более 5 млн человек.

Слияние министерств

Судя по планам, сокращать и оптимизировать будут, прежде всего, само правительство. Из 20 министров намерены оставить 12. Министерство развития общин и территорий, Министерство реинтеграции временно оккупированных территорий и Министерство инфраструктуры сольют в одно Министерство развития общин, инфраструктуры, территорий и реинтеграции.

Минэкономики и Минагрополитики соединят с Министерством стратегических отраслей экономики, назвав Министерством инноваций и экономического развития.

Минэнергетики и Минэкологии, согласно планам, станут Министерством энергетики, устойчивого развития и природных ресурсов. Минобразования, Министерство молодежи и спорта и Министерство культуры объединяют в Министерство развития человеческого капитала.

Министерство по делам ветеранов ликвидируют, а некоторым министерствам "навесят" дополнительные функции. Минсоцполитики станет Министерством благосостояния и развития производительных сил, МИД – Министерством иностранных дел и евроинтеграции.

Если все это будет реализовано, то в центральных аппаратах министерств останется 2,7 тыс. работников (сейчас около 9,2 тыс.), в территориальных органах – около 9 тыс. вместо нынешних 15 тыс.

Сокращение министерств и чиновников войдет в правительственный вариант "плана Маршалла" по послевоенному восстановлению Украины, который Киев лоббирует перед западными партнерами.

"Речь не идет о международных обязательствах Киева перед Западом для получения помощи. Озвученный план – идея наших властей как реакции на сигналы, которые они получают от зарубежных партнеров. Ведь ненормально, когда, откровенно говоря, бедная страна имеет столь большой госаппарат. Наше правительство готово пойти на сокращения, но тут кроется корень проблемы. Западные партнеры не требуют сократить именно число чиновников, а предлагают начать с функций госаппарата. Например, у нас есть Госагентство по туризму, в то время как туристические жемчужины Украины (Львов, Одесса, Карпаты и другие) развивались вопреки влиянию чиновников, а не благодаря ему", – пояснил в комментарии "Апострофу" глава экспертной организации StateWatch Глеб Каневский.

Сокращения "проверяющих"

Чиновникам, попавшим под сокращение, намерены предоставить финансовую поддержку: грант в 10 тыс. гривен на переобучение или оплату услуг рекрутингового агентства, которое будет искать бывшим бюрократам работу.

При этом авторы реформы подчеркивают, что в целом расходы на чиновников не уменьшатся, так как оставшимся на службе ради "мотивации" придется платить рыночные зарплаты.

"Расходы на весь государственный аппарат составляют около 2% ВВП. Даже если число чиновников сократят в два раза, как планируют авторы программы, то (даже с учетом выплат и компенсаций) экономия составит 1% ВВП, что дает плюс 0,1% к темпам экономического роста. Такие сокращения полезны, но бюджетная экономия не может быть основной целью. Главная задача – сократить функции, сделав госаппарат менее обременительным для граждан и бизнеса", – сказал "Апострофу" старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский.

Согласно планам Кабмина, проверяющих и контролирующих чиновников также должно быть меньше. Рассматривается вариант сокращений штатов в Налоговой службе, а также в Пенсионном фонде и Государственной службе статистики, в центральных аппаратах которых работает около 13 тыс. человек, а в территориальных подразделениях – около 80 тыс.

По планам Минцифры, после реформы из 58 таких органов оставят 43, в центральных аппаратах которых будет трудится совокупно около 4,3 тыс. человек, а в территориальных подразделениях – менее 40 тыс. сотрудников.

Проверками займется Единая государственная инспекция. Остальных проверяющие "конторы" либо закроют, либо лишат контрольных функций. Соответственно, количество "ревизоров" хотят уменьшить с 55 тыс. до 10 тыс. за счет автоматизации, цифровизации и аутсорсинга.

Насколько такой подход может сработать – вопрос открытый.

"У нас, к сожалению, любая хорошая идея может привести к плохому результату. Сокращение чиновников не должно ухудшать качество предоставления госуслуг. Можно так сократить, что сразу несколько отраслей парализует. Во-вторых, как подобное происходит в цивилизованных странах? Там ничего механически не сокращают, а сначала разрабатывают новый алгоритм госуправления, устраняют дублирующие функции. Когда этот алгоритм проходит апробацию, идут непосредственно сокращения. У нас же остается старый алгоритм работы, но с меньшим числом чиновников", – говорит "Апострофу" экономический и финансовый аналитик Алексей Кущ.

Лазейки для "избранных"?

Дабы реформа выглядела "стильно и молодежно", ее авторы предлагают пересмотреть подходы к оплате труда, заменив старую советскую систему рангов на систему "грейдов" (от английского "grade" - "оценка"). Размер зарплаты намерены привязать к уровню знаний, навыкам и степени влияния работы на конечный результат, а не к формальному количеству лет трудового стажа.

Зарплата в структуре оплаты займет 70%. Все остальное – бонусы по результатам работы с учетом выполнение KPI и поставленных задач. Сейчас действует противоположный принцип – оклад чиновника составляет 30%, а все остальное – надбавки и премии.

Проблема в том, что обе схемы имеют изъяны и не спасают трудовые коллективы от междусобойчиков и кулуарных схем для "своих". Подозрения, что негласные системы оценивания сохранятся и в случае внедрения реформы обострились после того, как стало известно, что замминистра соцполитики по вопросам европейской интеграции назначили 25-летнюю Анну Сергееву.

В министерстве ее представили как инфлуэнсера и блогера, но сейчас ее Instagram доступен только для подписчиков.

Оклад чиновницы составляет 68 тыс гривен без надбавок и премий, что в два раза больше, чем у президента Владимира Зеленского. Судя по официальной биографии, у Анны Сергеевой нет опыта в вопросах европейской интеграции.

На госслужбе она трудится лишь год, а до начала чиновничьей карьеры работала директором киевской фирмы "Сервис Ревизор", занимавшейся бизнес-консалтингом, салонами красоты и парикмахерскими. Общий трудовой стаж новоназначенного замминистра – три с небольшим года.

Если предложенная реформа будет реализована, то подобные назначения могут стать нормой, так как наличие стажа работы де-факто перестанет быть актуальным требованием для продвижения по службе. И в таком случае "мажоры" могут оккупировать министерства, что не может не закончиться печально.

Читайте также

Новый старый Кабмин и перестановки в ОП: кто, куда, зачем

В результате переформатирования правительства в Украине некоторые уволенные министры перейдут на другую работу во власти

Умерову дадут новую должность? Кого могут назначить министром обороны вместо него

Рустем Умеров перейдет на должность вице-премьера по вопросам ВПК, на посту министра обороны его заменит Александр Камышин

Новини партнерів