Бурштын - небольшой городок на Ивано-Франковщине, в котором живет всего 15 с половиной тысяч жителей, однако он известен на всю страну тем, что здесь работает Бурштынская ТЭС, подсоединенная к европейской энергосистеме. Здесь сплелись интересы Ахметова и действующего премьер-министра Дениса Шмыгаля, а за местную власть идет жесткая борьба. О ходе предвыборной кампании, проблемах, с которыми столкнулось местное самоуправление, общаемся с действующим мэром Роксоланой Джурой.
- Можете оценить профессиональный уровень избирательных комиссий, насколько они подготовлены, чтобы качественно провести выборы по новому законодательству?
- С этим действительно могут быть проблемы. В комиссии никто не хотел идти. Почти вплотную к старту избирательной кампании не было понятно, будут ли все же выборы, а в медиа гуляло множество разных слухов. До сих пор непонятно, что делать с красными зонами, как организовать голосование там. Плюс новое избирательное законодательство, которое предусматривает сложную систему голосования и подсчетов. А добавьте еще к этому то, что все помнят, как на местах прошла кампания 2019 года, кто кого обманул, кто кому не подставил плечо в комиссиях.
В результате сейчас 65% членов комиссий, по крайней мере, у нас в регионе, это непрофессионалы. И меня беспокоит, когда встанет вопрос квот, партий, процентов - кто это будет считать? Добавим еще неосведомленность людей, в первую очередь сельского населения, как правильно надо будет выбирать и ставить галочки, которая приведет к тому, что многие бюллетени будут недействительными. Думаю, процент фальсификаций на этих выборах будет зашкаливать.
- Вы в должности городского головы с 2015 года, жизнь местного самоуправления знаете изнутри, расскажите, какие основные проблемы мешают развитию общин?
- Эти 5 лет мы жили в состоянии реформирования: образования, медицины, административного устройства. А нет ничего сложнее, чем жить во времена перемен. Любая реформа - это где-то уничтожение чего-то, где-то оптимизация, где-то ликвидация рабочих мест - каждый город это прошел. А когда началась эпидемия коронавируса, с 11 марта мы оказались на передовой. Вместе с волонтерами, как в 2014 году на войне. Государство не дало нам ни копейки. Сейчас к 1 сентября школы мы тоже сами запускали без какой-либо помощи от центральной власти, даже на те же дезинфекторы.
Местному самоуправлению, на самом деле, нужно лишь одно - дать возможность свободно дышать. Деньги, которые зарабатываются на местах, должны здесь же и оставаться, именно это основа децентрализации. Но этого нет. Государство за средства фонда борьбы с коронавирусом запускает "большое строительство" и говорит нам: "а вы дайте денег на софинансирование". Мы и так платим 300% доплат врачам, и еще нам говорят "а дайте еще 200% сверху".
Более того, мы не понимаем для чего создавать районные советы, если у нас децентрализация? Они будут карательным органом для местного самоуправления - «кто чей мэр»? Или какие у них будут функции? Если это будет распределение средств соцэкономразвития, то децентрализацию можно похоронить.
- Каким, по вашему мнению, в идеале должно быть распределение поступлений от налогов, что должно идти в центральный бюджет, а что оставаться на местах?
- Все местные налоги должны оставаться на уровне городов и общин, регулирующие идти в государственный бюджет и дальше перераспределяться. Сейчас у нас слишком много всего идет наверх. Я бы хотела остановиться на вопросе экологического налога, для нас он является болезненным. Ведь Бурштын - город энергетиков, и за последние 5 лет Бурштынская ТЭС уплатила около 5 млрд грн экологического налога в бюджеты всех уровней. И, когда львиная доля суммы идет вверх - это неправильно.
В 2019 году у нас хотели забрать акциз. Тогда мы с сельскими, поселковыми головами, с депутатами местного самоуправления ездили к бывшему премьер-министру, чтобы отстоять этот налог, и это удалось, не знаю, правда, надолго ли и как будет в следующем году. Проект бюджета на 2021 год показал преимущество расходов центральной власти над местным самоуправлением. В этом бюджете не видно ни учителя, ни врача, ни высшей школы. А это именно то, что необходимо для развития нашего государства.
- Скажите, а вы знакомы с нынешним премьер-министром Денисом Шмыгалем? Он же работал в вашем городе, должен знать его проблемы и помогать решать…
- С Денисом Анатольевичем мы давно знакомы, и сделали много общих проектов в городе, когда он возглавлял Бурштынскую ТЭС. Хотелось бы отметить, что он первый "неэнергетик в истории нашей ТЭС, которому доверили этот пост, он быстро учится. Он также хорошо себя показал в должности губернатора. Но мне кажется, это конечно мое субъективное мнение, хотя ему я его когда-то высказывала, что в команде президента он столь же одинок, какой была и я, когда попала в городской совет. Он не пришел от команды "Слуга народа", он пришел как мудрый, профессиональный менеджер и управленец, но, мне кажется, на многие моменты он не влияет, скажем, с тем же назначением министров. Я считаю, что основной центр принятия решений все же в Офисе президента. И это обидно.
- Какие, по вашему мнению, функции нужно дать местному самоуправлению, чтобы оно имело возможность влиять на оживление экономической активности в общинах?
- Местное самоуправление, прежде всего, должно иметь доверие от людей. Потому что сегодня нивелированы все государственные институты, из-за этого страдает и местная власть, потому что, хотим мы, или не хотим, но мы выполняем указы президента и других государственных органов.
А вообще, для каждой местной власти главное - завести инвестора. И здесь важны не столько функции, сколько умение выстраивать коммуникацию и с новыми инвесторами, и с теми, которые уже есть, здесь нужна дипломатия. Нужно не то, чтобы "теплые ванны" устраивать, но комфортные условия создавать. Никогда местное самоуправление не выживет без поддержки бизнеса - малого, среднего и крупного. И наоборот. Есть много случаев, когда инвесторам, которые хотят зайти в села, скажем, не дают строить объекты. Почему не дают? Потому что нет правильной коммуникации, потому что общине не объясняют, как она от этого выиграет.
Роль местного самоуправления очень большая, и люди, которые способны обеспечить эффективную коммуникацию общины с бизнесом. Давайте хотя бы посмотрим на наш город: если завтра закрыть Бурштынскую ТЭС, города не будет. Он строился вместе с этой станцией, вся инфраструктура затачивалась под это, все 6 детских садов, 5 школ, два высших учебных заведения и большая больница. Если сегодня забрать НДФЛ, поступающее от Бурштынской ТЭС, то все. Более того, мы получим новый Алчевск, потому что вся система центрального отопления, которая обогревает 120 многоквартирных домов и 500 домов частного сектора, это горячая вода Бурштынской ТЭС. Таких городов сегодня осталось 9 в Украине, где были государственные ТЭСы, которые в 2012-2013 годах выкупил ДТЭК Ахметова. И такая зависимость городов, конечно, это не слишком хорошо. Я всегда говорила, что такие крупные стратегические предприятия должны все же быть национализированы.
- А какое у вас в городе отношение к Ахметову?
- Мы на своей территории никогда его не видели, только по телевизору. А отношение нейтральное, такое же, как и к Коломойскому, Пинчуку или к Порошенко. Когда в 2012-13 годах выкупались государственные предприятия, мы получили палку о двух концах. С одной стороны, это было в какой-то степени логично, потому что государство, которое сегодня даже содержание школ и садиков вытянуть не может, содержание таких крупных стратегических предприятий вряд ли потянуло бы.
С другой стороны, нам не нравится сокращение рабочих мест, вопрос с экологическими выбросами. Но мы находили различные дипломатические пути, чтобы компания почувствовала себя в городе не агрессором, а партнером. Благодаря такой позиции и городского головы, и депутатского состава, и людей, у нас за 5 лет не было ни одной забастовки, хотя и были разные моменты, компания вложила немалую количество денег в социальную сферу города.
- Скажите, вы будете снова баллотироваться в мэры?
- Нет. Не буду. Я сразу говорила, что иду на главу города, а не на председателя ОТО. Это очень разные масштабы. За отведенный мне срок полномочий я выполнила то, что было запланировано. Был сделан центр Бурштына, подготовлены опорные школы, опорные больницы - все те вещи, которые были нужны. Сейчас к нам присоединились 16 сел, мы разработали мощный перспективный план. И дальше, я уступлю дорогу мужчинам, а сама готова подставить плечо. Я буду баллотироваться в областной совет.
- От какой политической партии?
- От партии "Пропозиция".
- Почему именно эта политическая сила? Разве не было бы проще пойти от партии власти или любой другой парламентской политической силы, наверняка предложения были?
- Конечно, были такие предложения и были вопросы "почему вы не хотите идти от нас". Но, давайте, я немного объясню о своем пути. Все 5 лет я была аполитичным городским головой. В совет прошли 8 политических сил. И было очень непросто, зайдя в одиночку, наладить коммуникацию с депутатами, которые тебя не поддерживали, потому что все они имели своих кандидатов в мэры. Сделать работу совета конструктивной, наверное, мне помогли педагогические навыки. Плюс сразу после моего избрания мы поставили камеры в сессионном зале, и все заседания транслировались онлайн.
Поэтому, ни одна сессия, а их за 5 лет было 105 - это очень много, не была сорвана, мы не имели в сессионном зале ни попыток блокирования, ни других неприятных моментов. Если депутат выходил на трибуну, то, конечно, осознавал, что на него смотрят в его в округе, и он должен был с умом оценивать местную ситуацию, и просить не земли для себя или дом, или бизнес, а то, что нужно для города. Поэтому ни на одну сессию не был вынесен антигородской или антигосударственный вопрос. Конечно, не весь депутатский корпус поддерживал мэра, но за 5 лет ни один бюджет не был сорван.
Скажу честно, работать приходилось иногда без поддержки государственных властей, потому что ты "не их", не имея поддержки тех или иных чиновников, которые причастны к тем, или иным политическим отросткам, но в такие моменты понимаешь, что от тебя, человечности, от правильной коммуникации с малым, средним и крупным бизнесом, зависит жизнь города.
А теперь касательно партии. Я считаю, что нам, людям местного самоуправления, учителям, врачам, людям с опытом, которые сознательно остались за бортом билбордов, которые висят "кто высоко, а кто еще выше", надо объединяться. С тем же городским головой Днепра Борисом Филатовым у нас действительно много общего, мы пришли в местную власть в один период, когда было непросто, когда шла война. У него на Востоке был один фронт, а у нас на Западной Украине - другой фронт, мы хоронили по двое, по трое в день. И сегодня коммуницировать с родителями, с вдовами погибших, и давать ответ "за что и почему", не так просто ни "слугам народа", ни "Европейской солидарности", ни "Батькивщине", ни тем, кто сегодня имеет большие рейтинги. В "Пропозиции", хоть это и политическая партия, нет политики как таковой, поэтому она близка нам. У нас общие цели - сильное местное самоуправление.
- Кто входит в команду "Пропозиции" на Ивано-Франковщине?
- Мы хотим начать правильное развитие партии на Западной Украине. Пройти на хайпе, конечно, тоже можно, но так партия потеряется. Мы будем идти в 3-4 общинах, где уже сформировали сильные команды, и будем идти в областной совет. В список войдут люди, которые в тот или иной период уже работали в органах местной власти, знают проблемы изнутри, и которые будут работать именно на развитие местного самоуправления.