Только 36% семей вынужденных переселенцев получают государственную помощь. По словам экспертов, это происходит потому, что люди просто не подают соответствующие заявления. Они опасаются, что им откажут в помощи, например, из-за наличия депозита в банке. Некоторые люди в принципе не могут зарегистрироваться как переселенцы, потому что их населенные пункты не внесены в специальный перечень поселков и городов, которые частично или вообще не контролируются украинской властью. А вследствие задержек с выплатами часть людей вообще не собирается оформлять эту помощь.
По данным Министерства социальной политики по состоянию на 2 марта в Украине зарегистрированы 1,099 млн переселенцев или 779147 семей из Донбасса и Крыма. В последнем отчете ООН о положении этих людей указано, что не все семьи получают денежную государственную помощь. Из этого количества только 39% семей обратились за начислением финансовой помощи (303038), а получают ее почти 281 тыс. семей. Напомним, 1 октября 2014 года Кабмин принял постановление о начислении пособия для переселенцев для покрытия расходов на проживание, в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг. Размер выплат установлен в зависимости от того трудоспособен человек или нет – 884 грн и 442 грн соответственно. При этом общая сумма помощи на семью не может превышать 2400 грн в месяц, и выплачиваться она будет на протяжении шести месяцев.
Но не все переселенцы могут получать это материальное пособие. В нем, например, могут отказать людям, располагающим жильем вне регионов проведения АТО и оккупированных территорий, имеющим два или более автомобиля, а также банковские депозиты, суммой в 10 раз превышающей прожиточный минимум (более 12180 грн). Координатор общественной организации «Донбасс SOS» Александр Горбатко сообщил, что переселенцы практически не обращались с жалобами об отказе в начислении такой помощи. Он отметил, что специалисты их центра просят людей в таких случаях требовать от чиновника в письменной форме объяснить причины отказа – это стимулирует госслужащих пересматривать свои решения.
Господин Горбатко заявил, что в некоторых случаях люди понимают, что не соответствуют критериям отбора, а поэтому вообще не обращаются за помощью. «Мои родители тоже не получают такие выплаты от государства – у них есть долларовый депозит в одном из банков. Он хоть и небольшой, но они посчитали, что снимать его, чтобы получать эту помощь на протяжении шести месяцев им будет невыгодно»,– рассказал координатор «Донбасс SOS».
Сама помощь выплачивается неаккуратно. Вынужденный переселенец из Макеевки Владимир Родиков, живущий под Киевом с семьей, рассказал, что сумму за ноябрь и декабрь они получили только перед Новым годом, а за январь – только в конце января. Деньги за февраль они так и не получили. «Вчера позвонил опять в собес и мне ответили, что денег пока нет, и когда их ожидать – тоже пока непонятно»,– рассказал мужчина.
Но положение господина Родикова еще не столь критично. Например, в Славянске семья с пятью детьми зарегистрировались в качестве переселенцев еще осенью, а документы на получение материальной помощи подали 2 декабря 2014 года. До сих пор результатов нет. Сначала им говорили, что не успевают обработать все документы, поскольку в Славянске сейчас проживают более 20 тыс. переселенцев. «Два дня назад мы еще раз приходили в собес и услышали, что в базу данных нас уже внесли. Но сами выплаты не профинансированы в полном объеме»,– рассказала мать семьи Светлана.
По мнению женщины, семье еще очень повезло, поскольку они получили жилье по знакомству, и они оплачивают только услуги ЖКХ в размере около 1000 грн в месяц. А так в среднем аренда жилья в Славянске может достигать и 2,5 тыс. грн в месяц. Первый заместитель главы парламентского комитета по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Валерий Пацкан («Блок Петра Порошенко») сообщил, что уже несколько раз общался по этому поводу с главой Минсоцполитики Павлом Розенко, но денег на счетах министерства еще нет. «На следующей неделе мы будем просить Кабинет министров выделить средства на погашение задолженностей перед людьми. На обеспечение внутренних переселенцев в бюджет 2015 года заложены около 3 млрд грн. Поэтому необходимо выдать людям то, что мы обещали – многие из них сейчас уже в принципе не могут продолжать платить арендную плату»,– заявил господин Пацкан.
Как утверждается в отчете ООН , в ряде случаев люди не обращаются за помощью потому, что просто не могут зарегистрироваться как вынужденные переселенцы. Их населенные пункты не внесены в специальный перечень поселков и городов, которые частично или вообще не контролируются украинской властью. Именно жители таких поселков могут претендовать после регистрации на денежные выплаты. Например, с конца января люди массово выезжали из Дебальцево из-за ужесточения боев. Но оформиться как вынужденный переселенец и получать денежную помощь они не смогли – город Дебальцево не входил в этот перечень и официально не рассматривался как территория, опасная для проживания.
В середине февраля Кабмин расширил список неподконтрольных населенных пунктов. Однако, пытаясь помочь переселенцам, правительство местами ухудшило ситуацию. По словам главы Донецкой областной государственной администрации (ОГА) Александра Кихтенко, с этой среды уже более 50 населенных пунктов Донецкой области отключены от сети Государственной казначейской службы. «Это привело к тому, что с сегодняшнего дня в украинских Авдеевке, Дзержинске, Светлодарске и других городах и селах полностью прекратилось бюджетное финансирование. То есть, контролируемые нами населенные пункты фактически остались без средств к существованию»,‒ заявил чиновник. Руководитель Донецкой ОГА уже обратился к правительству по вопросу урегулирования учета переселенцев из населенных пунктов, где действует украинская власть, но рядом проходят боевые действия и существует опасность для жителей.