Вера Савченко, сестра незаконно удерживаемой в России украинской летчицы и депутата ВР Надежды Савченко заявляет, что процесс ее передачи в Украину затягивается. В среду, 18 мая, Вера пришла в украинский парламент, чтобы пообщаться с депутатами и политиками об освобождении Надежды. Она рассказала, что срок, к которому обещали вернуть Надежду Савченко, уже прошел, но семья запаслась терпением.
Надежду Савченко собираются вернуть в Украину в соответствии с Конвенцией о передаче осужденных лиц от 1983 года. Надежда уже написала заявление о желании отбывать наказание в Украине, и оно было передано в соответствующие органы российской власти. Кроме того, как рассказала журналистам Вера Савченко, все необходимые документы в Россию поступили от украинского Минюста.
Вера Савченко также отметила, что другим осужденным в РФ украинцам сейчас предлагается написать прошение о помиловании.
"Насколько я знаю от адвокатов, сейчас Олегу Сенцову, Сергею Литвинову и Юрию Солошенко предлагают написать обращение о помиловании, это такая попытка сломать - мол, нечего "выпендриваться", просите Путина - и он вас помилует. Это то, что в свое время сделал Ходорковский - написал заявление о помиловании, и Путин его после девяти с половиной лет, перед олимпиадой, помиловал. Сейчас им тоже такое предлагается. Литвинов и Солошенко - это же люди, которые тяжело больны, а Сенцов - будем видеть", - рассказала Вера Савченко. Но Надежда Савченко, по словам сестры, такого заявления писать не будет.
Ни сестра, ни мама Надежды Савченко сегодня не могут ее навестить. Украинку как осужденную можно посещать не более одного раза в два месяца.
"Мама, например, сегодня уже собралась ехать за Надей, я ей объяснила, что это не получится. И это очень трудно смотреть на маму, которой 78 лет, которая очень разочарована, потому что ей же сказали чиновники… И объясняешь, что не всегда слова с делом совпадают. Все это очень огорчило меня, и настроения на самом деле сейчас нет. И я очень зла за маму, за то, что они так с ней… Но мы ждем. Чтобы не сорвалось, мы будем терпеливыми, белыми и пушистыми", - говорит Вера Савченко.
Вера Савченко сейчас не в России, потому что все равно не сможет увидеться с сестрой. Она рассказывает, что ее уже сняли с розыска в РФ на основании того, что известно его местонахождение. Однако, по словам сестры украинской героини, неизвестно, что может произойти, если она в следующий раз вознамерится пересечь российскую границу.
По словам Веры Савченко, сегодня Надежда вышла из критического состояния, в котором находилась еще недавно. "Она ест то, что передают, и что дают там… Обычно дают очень плохую пищу, хотя это одно из лучших СИЗО, где готовят. Из критического состояния она вышла, но проблемы с почками и отеки ног остались", - рассказала Вера Савченко.
По словам сестры, Надежда рассказала адвокату, что сегодня немного скучает в камере. Она продолжает читать, пишет заметки, возможно, даже книгу. Но продолжает находиться под непрерывным наблюдением.
"В ее камере кругом видеокамеры и датчик движения тоже. Она всегда одна, все как всегда, никто ее никуда не переводит и не "атакует". Это такое затишье или перед бурей или перед решением. Камеры - это психологически тяжело. Это уже два года так - и в Москве так было, и в Воронеже, и в Ростове. Это трудно. К этому привыкнуть нельзя, а отвыкать от этого очень долго. Знать, что вас постоянно слушают - это одно, наши телефоны прослушиваются многими, а вот когда за тобой наблюдают постоянно... И даже когда тюремщики говорят: "Надежда, ну пощадите нас, я прихожу на работу, а там вы в купальнике"... Когда ты такое слышишь, то, конечно, это трудно", - рассказывает сестра Надежды Савченко.
Вера Савченко считает, что в России есть политическое решение об освобождении ее сестры. Она говорит, что дело хоть и медленно, но продвигается. Тем не менее, Вера понимает, что вопрос освобождения Надежды быстро решить не удастся, придется ждать. Живет ожиданием и сама Надежда Савченко.
Как говорит ее сестра, возвращения Нади в Украину ждет даже руководство СИЗО.
"На днях к ней заходил Александр Калганов - начальник СИЗО, разговор был так, ни о чем, но основной посыл, который он хотел донести - "мы тоже ждем". Видимо, это еще был и оправдательный визит. Что маму не впустил не он, а "телефонное право". Потому что не было звонка, не сказали впустить, а он не может сам, потому что он - человек подневольный. В собственном СИЗО начальник СИЗО - подневольный", - констатирует сестра Надежды Савченко.