В воскресенье 20 июня на Крите начался Всеправославный Собор, в котором принимают участие представители 10 из 14 Православных Церквей. В Соборе не участвуют представители Московского патриарха, в том числе предстоятель РПЦ, патриарх Кирилл (Гундяев). Как считают мировые СМИ, главной причиной отсутствия является его соперничество из Вселенским патриархом Варфоломеем I, который имеет резиденцию в Стамбуле. Кроме того, по мнению журналистов, в Москве опасаются, что на Соборе может быть рассмотрен вопрос объединения украинских православных Церквей и признание автокефалии украинской Церкви.
Британское издание The Economist в блоге под названием "Когда православные лидеры собираются на Крите, Украина призывает к независимой церкви" полагает, что из-за решения Московской церкви не приезжать на Крит патриарх Кирилл потерял рычаги влияния на своего Константинопольского коллегу - Вселенского патриарха Варфоломея І.
"Парламент Украины официально призвал Варфоломея I (который как Вселенский патриарх для православного христианства является первым среди равных) признать и помочь создать полностью независимую православную церковь в этой стране", - отмечает издание.
По мнению The Economist, такой поворот событий стал большим разочарованием как для Кремля, так и для Московской патриархии: "Патриарх Московский уже предупредил Варфоломея I, что любой шаг в направлении, чтобы отделить Украину от Московской власти, будет иметь разрушительные последствия для отношений между двумя наиболее важными православными христианскими центрами - Константинополем и Москвой".
Британское издание ВВС опубликовало материал под названием "Собор Православной Церкви открылся на Крите, несмотря на отсутствие России". Издание пишет, что игнорирование собора представителями Московского патриархата показало давнее соперничество между ним и Константинопольским патриархатом.
"Существует борьба за власть между Россией и Варфоломеем I, который сидит в Стамбуле и считается духовным лидером, а также "первым среди равных". Он является движущей силой этой встречи", - отмечает ВВС.
Также, по мнению журналистов, есть разногласия и по поводу необходимости примирения с Ватиканом. Кроме того, по мнению издания, Москва опасается, что Патриарх Варфоломей будет оказывать поддержку украинской православной Церкви.
Немецкое издание Deutsche Welle опубликовало интервью с профессором Томасом Бремером из университета в Мюнстере, который считает, что обсуждение богословских вопросов между православными зависит от политических факторов и от соперничества между Константинопольским и Московским патриархатами. По словам профессора, несмотря на то, что у Константинопольского патриархата статус Вселенского, численность его верующих незначительная и насчитывает несколько тысяч человек. "Для сравнения, Московский патриархат на сегодняшний день является самой крупной ветвью Православной Церкви. Он, вероятно, насчитывает более 100 миллионов верующих в России, Белоруссии, Украине и других странах. Таким образом, даже когда споры между двумя патриархатами касаются богословских вопросов, они находятся под влиянием борьбы за лидерство внутри Православной Церкви", - указывает Томас Бремер.
Журналист Леонид Бершидский в статье "Православная церковь застряла в Темных веках" для издания Bloomberg пишет о том, что Всеправославный Собор мог бы изменить косное отношение лидеров православных церквей к остальному христианскому миру, сохранившееся со времен Средневековья.
"Невероятная популярность папы Франциска: у его аккаунтов в Twitter на разных языках около 30 миллионов подписчиков, почти столько же, сколько у Билла Гейтса.., - является результатом его открытости перед многообразием мира и его более мягкого подхода к догматам. Он является представителем модернизированной Католической церкви. Между тем вторая по численности последователей христианская конфессия в мире настолько решительно сопротивляется модернизации, что даже ее планы по внедрению небольших изменений - впервые с 787 года - провалились", - пишет журналист.
По мнению журналиста, несколько шагов по направлению к экуменизму (преодолению разногласий и объединению) и к большей открытости стали бы огромным прогрессом для церкви, которая остается самой консервативной из всех существующих христианских конфессий.
Бершидский также полагает, что Кирилла, по всей видимости, очень беспокоит роль Варфоломея как главного организатора собора: "В Стамбуле, где живет Вселенский патриарх, численность его паствы ограничивается всего 3 тысячами человек, но, если ему удастся сблизить православные церкви и сделать их более открытыми перед остальным миром, его роль в конечном итоге станет огромной. Русский патриарх не мог высказать эти страхи публично, поэтому Болгарская церковь, которая очень близка с русской, первой призвала к отсрочке собора, выступив, в том числе, и против плана распределения мест, согласно которому Варфоломей будет слишком выделяться. Обращение болгар было проигнорировано, и они также отказались участвовать в соборе”, - пишет журналист.
Артур Спорняк в статье "Призрачный собор" для польского издания "Tygodnik Powszechny" также отмечает, что православие поражено большим количеством внутренних конфликтов: "Католика, например, может удивить значение, которое придают в православии так называемому диптиху: последовательности, в которой на литургии во время больших праздников перечисляются имена патриархов в соответствии со старшинством их патриархатов. В Константинопольском патриархате Митрополита Варшавского и всея Польши Савву ставят на 12-е место перед предстоятелем Албанской православной церкви, а также Православной церкви Чешских земель и Словакии. В свою очередь в РПЦ он стоит на 13-м месте. За этими различиями скрывается спор между Москвой и Константинополем о праве признавать автокефалию (польская Православная церковь получила ее от Константинополя в 1924 году, а потом в 1948 от Москвы)".
Также, по мнению Спорняка, одними из актуальных проблем православия остаются споры между различными церквями на тему канонических территорий: "То, что в Католической церкви Папа решает одной подписью под декретом, устанавливающим границы той или иной епархии, в православии из-за отсутствия высшей инстанции превращается в источник конфликтов между независимыми патриархатами". Журналист также считает, что Вселенский патриарх Варфоломей I стремится вернуть соборность в мировое православие, но этому мешают разные взгляды различных православных церквей на экуменизм. При этом главной угрозой для православного единства сегодня является российский патриарх Кирилл: "Патриарх Кирилл осознает, что возвращение к соборности усилит позицию патриарха Константинопольского, и старается этого не допустить, умело разжигая антиэкуменические настроения".