В конце января Верховная Рада, собирается, в частности, рассмотреть законопроекты о Бюро экономической безопасности и усовершенствовании деятельности Службы безопасности Украины. Анализ этих документов наводит на мысль, что власть вполне устраивает ситуация с коррупцией в стране, в частности на таможне, где процветают так называемые "скрутки". Кроме этого создается впечатление, что главной угрозой для экономической безопасности Украины является международная техническая помощь, которую власти хотят поставить под жесткий контроль. "Апостроф" разбирался, какие риски несут в себе эти документы.
На текущей пленарной неделе Верховная Рада, как ожидается, рассмотрит законопроекты "О Бюро экономической безопасности Украины" (№3087-д) и "О внесении изменений в закон Украины "О Службе безопасности Украины" относительно усовершенствования организационно-правовых основ деятельности Службы безопасности Украины" (№3196-д).
Голосование должно состояться в четверг, 28 января. Скорее всего, в Раде будет достаточное количество голосов, чтобы принять оба документа, несмотря на то, что они не соответствуют Конституции Украины и другим законам, а также содержат коррупциогенные факторы.
Экономическая безопасность под угрозой
Предполагается, что Бюро экономической безопасности будет функционировать как центральный орган исполнительной власти, на который возлагаются задачи по противодействию правонарушениям, посягающим на функционирование экономики государства.
Деятельность Бюро будет координироваться Кабинетом министров. Его основными задачами предлагается определить: выявление зон рисков в сфере экономики путем анализа структурированных и неструктурированных данных; оценка рисков и угроз экономической безопасности государства, наработки способов их минимизации и устранения; представление предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты по вопросам устранения предпосылок создания схем противоправной деятельности в сфере экономики; выявление и расследование преступлений, связанных с получением и использованием международной технической помощи.
Таким образом, по сути, какими-либо расследованиями Бюро заниматься не будет. Как не будет заниматься и борьбой с так называемыми "скрутками" и хищением имущества и государственных средств. За исключением средств международной технической помощи - она почему-то авторами законопроекта отнесена к угрозам экономической безопасности государства.
То есть, оказывается, что власть вполне устраивают "скрутки", но не устраивает техпомощь, которую Украине предоставляют наши стратегические партнеры. Точнее, скорее всего, не устраивает тот факт, что на нее сложнее "сесть", как это делается с контрабандой. Поэтому, очевидно, главная задача - взять эту техническую помощь под контроль. Как говорится, что охраняю, то и имею.
"Тень" как норма
Как известно из отчета Международного валютного фонда (МВФ), Украина со времени приобретения независимости была и остается страной с одной из самых высоких долей "теневой" экономики в мире. Она оценивается на уровне 44,8%.
Согласно исследованию компании Ernst & Young, проведенного при поддержке Mastercard в рамках заключенного меморандума о сотрудничестве с Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, Национальным банком Украины (НБУ) и Государственной службой статистики Украины, четвертую часть от официального ВВП нашей страны, или 846 миллиардов гривен, составляют "теневые" операции.
Другое исследование, которое в сентябре 2019 провели Институт социально-экономической трансформации и Центр социально-экономических исследований CASE-Ukraine, показало, что бюджет Украины больше всего недополучает средств из-за существования схем на таможне, выплаты зарплат в "конвертах" и выведения прибыли в офшоры. Так, от контрабанды госбюджет теряет до 93 миллиардов гривен в год, от офшорных схем - до 36 миллиардов гривен, от "скруток" (манипуляций с НДС) - до 9 миллиардов гривен, от занижения оборотов физических лиц-предпринимателей (ФЛП) - до 2,5 миллиарда гривен.
"От контрабанды госбюджет теряет до 93 миллиардов гривен в год"
Как показывает предварительный отчет Временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам расследования обнародованных в СМИ фактов возможных коррупционных действий должностных лиц органов государственной власти, которые привели к значительным потерям доходной части государственного бюджета Украины, наиболее распространенной схемой уклонения от уплаты НДС является формирование "фиктивного" налогового кредита, который получил название "скрутка". Схемы по искусственному формированию налогового кредита по НДС являются системным явлением, которое возникло с введением НДС, усовершенствовалось после начала работы Системы мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков (СМКОР) и приобрело массовый характер на протяжении исследуемого Комиссией периода.
Объемы "скруток" НДС составляют около 2,5 миллиарда гривен ежемесячно. За январь 2019 - март 2020 субъекты хозяйствования сформировали и использовали фиктивный НДС на сумму около 30 миллиардов гривен.
Правовой вакуум
Законопроект №3087-д о Бюро экономической безопасности, как свидетельствует заключение Главного юридического управления Верховной Рады, не учитывает абзац третий пункта 1 раздела II "Заключительные и переходные положения" закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине". Согласно этой норме исключение из Налогового кодекса раздела XVIII2 "Налоговая милиция" произойдет "со дня вступления в силу закона, определяющего правовые основы организации и деятельности центрального органа исполнительной власти, на который возлагается обязанность обеспечения предотвращения, выявления, пресечения, расследования и раскрытия уголовных правонарушений, объектом которых являются финансовые интересы государства и/или местного самоуправления, отнесенные к его подследственности в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины, а также других лиц, с которыми этот орган взаимодействует".
Итак, со дня вступления в силу проекта как закона, налоговая милиция будет лишена полномочий, определенных в Налоговом кодексе, однако Бюро экономической безопасности еще не будет создано, а это приведет к невозможности осуществления надлежащей защиты финансовых интересов государства и местного самоуправления, в частности, расследования соответствующих преступлений.
Реализация пункта 3 раздела VI "Заключительные положения" законопроекта приведет к сворачиванию оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями налоговой милиции, поскольку со дня вступления в силу закона, будет, в частности, запрещено возбуждение такими подразделениями оперативно-розыскных дел.
При этом все оперативно-розыскные дела, которые находятся в оперативных подразделениях налоговой милиции, должны быть реализованы путем начала досудебного расследования или их закрытия в соответствии с законом "Об оперативно-розыскной деятельности" в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного закона.
Таким образом, можно констатировать, что целью законопроекта является закрытие дел, свертывание оперативно-розыскной деятельности, ликвидация Государственной фискальной службы (ГФС) и создание очередной недейственной структуры без каких-либо полномочий и возможностей бороться с организованной преступностью.
Сотрудники Государственной фискальной службы
Разрушение системы
Аналогично и с проектом закона 3196-д. Согласно заключению Главного научно-экспертного управления парламента, документом предусматривается постепенное сокращение численности личного состава СБУ, начиная с 25 тысяч человек по состоянию на 31 декабря 2021 года, до достижения 17 тысяч человек в 2023 году.
Но сегодня численность личного состава Службы безопасности составляет 31 тысячу человек, следовательно сокращение численности спецслужбы только в течение этого года составит 6000 человек, что, мягко говоря, опасно в условиях продолжающейся агрессии со стороны России и существования других вызовов государственной безопасности страны.
Кроме того, законопроектом вводится норма, согласно которой СБУ прекращает выполнять функцию досудебного расследования по уголовным производствам с 1 января 2024 года, включая досудебное расследование уголовных правонарушений, представляющих угрозу государственной безопасности.
Также отдельные нормы законопроекта создают риски для независимости Национального антикоррупционного бюро Украины и Государственного бюро расследований.
Таким образом, мы видим, что цель законопроектов №3087-д и №3196-д - остановить борьбу с организованной преступностью и коррупцией, трудоустроить ближайшее окружение, создать правовой вакуум на ближайшие несколько лет, углубить уже неконтролируемые сегодня процессы разрушения системы управления государственными финансами, что в свою очередь, неизбежно приведет к дальнейшему обострению экономического кризиса, обнищанию населения и разворовыванию еще существующих в настоящее время государственных активов в виде государственных предприятий, земли и недр.