Россия не хотела отпускать Украину без крови еще в 1991 году, но тогда у нее не было возможностей из-за внутренних проблем. Все эти годы РФ наращивала силы и наконец-то ударила по соседней мирной стране. Теперь же цель Кремля – захват Украины, Беларуси и Молдовы и разделение сфер влияния в Европе. Для этого они могут даже напасть на Польшу. Об этом в интервью "Апострофу" рассказал народный депутат I-го созыва, первый посол Украины в России (1992-1994 годы) Владимир КРЫЖАНИВСКИЙ.
Читайте також: "Сибірська народна республіка та інші "мавпи" з гранатою: яким буде розпад Росії
– Запад предупреждал Украину о вероятности вторжения России еще за несколько месяцев до начала войны. Вы лично верили, что это может произойти?
– Я в это верил с 1991 года. Я ждал, когда они в конце концов вызверятся на нас. Почему они не сделали этого в 1991 году? У них не было сил для этого. Баррель нефти тогда стоил 10 долларов и они не знали, как прокормить страну.
Но постепенно они наращивали силы и решили напасть, но не один Путин решал, а весь русский народ. Как собаке говорят: "К ноге", так и нас решили поставить на место. Поэтому я, в принципе, ждал этого практически 31 год.
– То есть когда вы туда приехали послом, вы уже понимали, что покоя нам с таким соседом не будет, что будет война?
– Тогда я еще не совсем понимал. Еще юношей я часто бывал в России и работал в Бурятии. Но за несколько лет, что я уже работал послом в Москве, я понял, что в конце концов они обязательно когда-нибудь вернутся назад.
Они отпустили нас без крови в 1991 году. Но тогда им было не до нас, они не были готовы ни морально, ни физически, ни материально.
И они готовились. И не надо говорить только о Путине, что старый шизофреник там сидит, это все в русском народе.
– Если у них не получилось в 1991 году устроить войну за неимением возможностей, то что их остановило в 2014 году, когда они захватили Крым и развязали войну на Донбассе? Тогда у них были уже большие силы.
– Нет, они и тогда не были готовы. Они не рассчитывали на такое сопротивление, потому что мы к тому времени уже успели оправиться после захвата Крыма. Полуостров мы сдали практически без боя, нас очень уговаривали не лезть, потому что на Западе боялись серьезной войны. И мы были не готовы, потому что наша армия была развалена.
Но отдать просто так и весь Донбасс – нет, мы не могли. Россияне хотели завоевать Донбасс силами местных бандитов, таких как Гиркин и другие. И они не смогли пойти дальше, практически сразу же появились "киборги" – ребята, защищавшие Донецкий аэропорт.
И в то время у них не было такой мощи и даже морально они не были готовыми ввязаться в такую тяжелую войну. Но постепенно они поняли, а чего мы остановились? Нужно идти дальше.
- Так 8 лет они наращивали возможности?
– Да, они наращивали силы и наращивали внутреннее естество. Они перестали заботиться о благосостоянии народа, к черту его, они заботились о вооружении: "Кинжалы", С-300, С-400, они об этом заботились. И когда они вооружились до зубов, они приняли решение.
– А могли мы предотвратить эту войну?
– С российской стороны это не было внезапностью, это готовилось в течение всей их тысячелетней истории.
Другие народы входили в 19 век с пониманием, что империи не имеют права на существование. Британская, Французская, Испанская, Португальская империи распались, потому что они поняли, что уже становится сложно снабжать колонии, думать как прокормить людей. Пусть сами о себе думают, а мы с ними будем торговать.
К тому же мы видим, что почти все бывшие колонии говорят на языке своих колонизаторов. "Зачем красотку красть, если ее можно уговорить?" Для чего иметь империю, снабжать ее собственными силами, если можно просто заботиться о ней, помогать становиться на ноги, чтобы они могли торговать.
– Россия этого не понимает?
– Нет, они не понимают. Они отстали на несколько столетий и им нужно быстро пройти этот путь. Но зачем, если можно делать то, что они делают? Ужасно, но Михаил Ломоносов произнес одну фразу, которую они очень любят: "Богатство России будет прирастать Сибирью". Не умом, не руками, а Сибирью, то есть территориями и ископаемыми.
Вот посмотрим на Германию, у них почти ничего не было, только чуть-чуть угля и небольшие залежи урановой руды, у них даже колоний не было. Но они понимали, что только одним образом могут чего-нибудь достичь, и они выработали свою ментальность так, что нужно работать, работать головой и руками.
А в России зачем работать головой? Захватить, завоевать и все.
– Россия сейчас в очень сложном экономическом состоянии из-за санкций, а своей войной в Украине она породила к себе и своему народу ненависть со стороны украинцев. Как она собирается удержать территорию, если представить, что она ее захватит?
– Мы должны понимать, мы другой народ, мы не такие, как они. Я соглашаюсь с сентенцией Збигнева Бжезинского, что пока Россия не будет держать Украину равноправным партнером, она никогда не будет демократической и богатой, никогда. И потому, мы как другой народ, я хочу откровенно сказать, мы говорим о двух-трех поколениях, если мы с их стороны увидим желание измениться, мы пойдем им навстречу. Несмотря на огромные потери, на разрушенные города и поселки, на это горе - мы все равно сможем. Мы другие, мы европейский народ, а не азиатский.
– Возможно, когда-нибудь они захотят измениться, но именно сейчас, чего добивается Путин? Уничтожить Украину? Ведь мы не покоримся, сделать из всей страны Донбасс не получится.
– Они хотят вассалитета, чтобы мы стали вассалами. Они хотят разделить Европу на сферы влияния, они хотят "Ялту-2", разделить сферы влияния в Европе. Они хотят сделать соседние страны своими вассалами и распоряжаться ими, они хотят раздела Европы.
– Но Европа наоборот объединилась, хотя есть еще определенные страны, которые пытаются подыгрывать России, но все же.
– Да, но они хотят четко установить, что Беларусь, Украина, Молдова и, в принципе, Прибалтика – это их сфера влияния. И потому следующее, что они хотят, возможно, напасть и на Польшу. Они хотят вернуться к тому, что было.
Завоевав Беларусь и Украину и сделав нас вассалами, они рассчитывают на то, что другие будут прислушиваться к ним и учитывать их точку зрения. Они снова хотят стать великой державой, бензоколонкой с ракетами.
– Но ввиду того, что происходит сейчас, им удастся достичь своей цели?
– Нет, не удастся. Не удастся, потому что мир не позволит им этого сделать. Их подавят и санкции, их подавят, наконец, и наши воины.
Закончится все тем, чем должно закончиться – Российская империя рухнет. Я не рассчитываю на то, что она распадется на мелкие щепки. Но она лишится того влияния и утратит свое нынешнее значение... Ну, 2,5% от мирового ВВП, о чем мы вообще говорим?
– То есть Украина стала неким айсбергом для российского военного корабля?
– Да, они не ожидали сопротивления, они считали, что их встретят с цветами, но все произошло иначе.
– У России есть какие-то варианты, как выйти из этой ситуации и сохранить себя?
– Единственный вариант, который они видят – заморозка конфликта. Они уже сейчас не так интенсивно пробиваются в Николаев и Одессу, не дотянут они до Приднестровья. Зато у них будет сухопутный коридор в Крым.
Понятно, что хотели захватить Слобожанщину, то есть Сумскую и Харьковскую области, захватить всю Донецкую и Луганскую области и держаться. Перейти в состояние ни мира, ни войны. Держать нас в таком состоянии, постепенно заставить Запад адаптироваться к этому и снять санкции.
– Но адаптируется ли Украина?
– Если у нас не будет достаточной моральной и финансовой поддержки Запада, то будет очень тяжело преодолевать Россию.
Я хочу, чтобы их задушили санкциями, но это очень непросто. Если Запад будет последовательным, а не станет снимать санкции в период заморозки конфликта. Но я думаю, что Штаты очень не хотят иметь такую Россию, они хотят, чтобы Россия превратилась в более или менее цивилизованное государство, которое не играет особой роли, как, например, Бразилия. В Бразилии сейчас население больше, чем в России, в Индонезии больше населения. Вот такой страной, возможно, чуть более богатой, чтобы содержать такие огромные территории.
– Как вы видите развитие событий в ближайшем будущем?
– Они будут пытаться заморозить конфликт и тянуть, тянуть. Санкции их будут подавлять, но мы не будем сдаваться и им придется освободить территории и, возможно, даже Донбасс. Но с Крымом они будут делать все возможное, чтобы он остался у них.
– То есть это произойдет в ближайшее время, в этом году?
– Да, месяц-два, не больше.