Генеральный штаб ВСУ утвердил порядок предоставления разрешений на перемещение по Украине для мужчин, состоящих на военном учете. Обязанность призывников, военнообязанных и резервистов получать от военкоматов разрешение на смену места проживания и пребывания уже давно была прописана в законодательстве, однако конкретной процедуры не существовало. Военное руководство Украины решило восполнить этот бюрократический пробел. Впрочем, сделано это было так, что в обществе появилось больше вопросов. Что на самом деле говорится в законах, какую процедуру разработал Генштаб и можно ли в период действия военного положения ограничить внутренние перемещения украинцев, разбирался "Апостроф".
Что говорит закон
Разработке порядка получения разрешений, предшествовал громкий скандал в украинском обществе. Сначала в СМИ появилась информация о том, что власть готовит проект распоряжения, которым запретит военнообязанным, резервистам и лицам призывного возраста покидать зарегистрированное место жительства без разрешения из военкомата. То есть, даже из области в область без одобрения военкома выехать не удастся. Масла в информационный огонь подлил нардеп от "Слуги народа" Александр Федиенко, который опубликовал в своих соцсетях письмо, авторства Главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного. В письме сказано ровным счетом то же самое: ни шагу без военкомата.
Согласно 33 статье Конституции, каждому, кто на законных основаниях находится в Украине, гарантируется свобода передвижения и свободный выбор места проживания "за исключением ограничений, которые устанавливаются законом".
Такие ограничения содержатся:
1.В законе Украины "О правовом режиме военного положения".
В статье 8 закона говорится, что на территориях, где введено военное положение (а оно введено по всей стране) военное командование вместе с военно-гражданскими администрациями в праве временно ограничивать конституционные права и свободы. В частности, "запрещать гражданам, которые находятся на военном учете, изменять место проживания (место пребывания) без разрешения военного комиссара".
2.В законе Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации".
В статье 22 этого закона сказано, что гражданам, которые находятся на военном учете, с момента оглашения мобилизации (а мобилизация в Украине продлена до 23 августа), запрещается смена места проживания без разрешения должностного лица.
3.В законе Украины "О воинской обязанности и военной службе".
В статье 37 этого закона сказано, что в военное время запрещается выезд призывников, военнообязанных и резервистов с места проживания без разрешения руководителя соответствующего районного (городского) территориального центра комплектации и социальной поддержки.
Таким образом, еще 24 февраля, с введением военного положения, государство уже получило полное право ограничивать свободу передвижения военнообязанных, призывников и резервистов.
Новая процедура
Другое дело, что этим правом широко не пользовались, так как не было процедуры и соответствующих подзаконных актов.
5 июля ВСУ обнародовали эту процедуру. Так, согласно документу, разрешение на выезд выдается руководителем территориального центра комплектования (ТЦК). Разрешения на 30 дней смогут получить призывники, которые имеют отсрочку от призыва или при наличии уважительных причин (болезнь или смерть близких, семейные обстоятельства).
Также "вольная" выдается военнообязанным и резервистам, которые забронированы или не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации. Тем, кто снят с военного учета, никаких разрешений получать естественно не нужно.
Впрочем, несмотря на опубликованный порядок, все равно остается больше вопросов, чем ответов.
Четыре "но"
Во-первых, что именно следует считать местом проживания (пребывания) военнообязанного?
В 2001 году Конституционный суд Украины отменил институт прописки в стране, признав его неконституционным. Вместо этого была введена процедура декларирования места проживания (пребывания), де-факто на добровольной основе. То есть, гражданин Украины может вообще официально нигде не проживать, или как в случае с переселенцами с востока, быть прописанным, например, в Донецке, но фактически проживать во Львове без всяких юридических последствий. Ведь если нет места проживания, то и покидать нечего.
"У нас по сути регистрация места проживания носит декларативный порядок. Никто не будет проверять, где вы живете и если вы там не живете, то штраф. Штраф можно получить за снятие с регистрации и отсутствие новой регистрации. Это административная ответственность", - поясняет "Апострофу" столичный адвокат Дмитрий Бузанов.
Во-вторых, что именно следует считать выездом с места проживания? Каждодневный путь на работу, например, с пригорода Киева в столицу и обратно или какие-то более длительные поездки в другой город, район, область?
Это стало самым дискуссионным вопросом, ведь получается, чтобы смотаться на выходные на дачу с одной области в другую, нужно получать разрешение военкомата?
Исходя из заявления Главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного, то для путешествия на дачу таки нужно разрешение.
"Те из вас, кто планирует выезд за границы своих районов и областей, должны взять разрешение в ТЦК", - написал Залужный.
Полковник Генштаба Александр Хлысь в эфире телемарафона заявил, что разрешение потребуется только для перемещения между областями.
А координатор движения адвокатов ВСУ Евгения Рябека в комментарии СМИ поспешила успокоить украинцев, мол Залужного не так поняли и речь идет о получении разрешения только в случае смены места проживания. Но в порядке, опубликованном ВСУ речь идет именно о выезде за границы места проживания или пребывания.
"Мы пригласили сегодня юристов, - рассказывает "Апострофу" спикер Запорожской ОВА Владимир Марчук. – Юристы прочли от начала и до конца нормы законов и пояснили, что если выполнять дословно все, что написано в законах, то справка должна оформляться даже при перемещении с района, например, Коммунарского в район Хортицкий, так как в Запорожье 7 военкоматов. Не сказано ведь в документе смена места проживания, места пребывания, а сказано ВЫЕЗД с места проживания или пребывания".
В-третьих, как именно военкомы будут давать разрешения? То есть понятно как: проверили документы военнообязанного и выписали разрешение, если ему такое положено. Но! Очевидно, что как только новый порядок заработает, у стен военкоматов соберутся толпы мужчин для получения разрешений. С одной стороны, ВСУ это на руку, чтобы обновить учетные данные миллионов военнообязанных, но с другой стороны, система может быть парализована.
"Люди, которые идут в военкомат, стоят там в очереди целый день, а если им что-то и нужно, то их записывают на прием через месяц. Даже медкомиссию люди проходят не день в день, а через несколько недель. Вопросы с военкоматом решаются долго, что было еще и в мирное время", - добавляет Бузанов.
"Военкоматы нам говорят, что выдержат наплыв людей. Но будет сложнее работать, меньше внимания придется уделять мобилизационной работе. Сейчас люди заняты работой, разносят повестки. Теперь они будут выписывать бумаги. Другие сферы деятельности пострадают", - отмечает Марчук.
Наконец, в-четвертых, кто будет все это контролировать, и какая ответственность если разрешения нет? И это самый интересный вопрос.
"Формально это нарушение правил военного учета", - отмечает адвокат Бузанов. А это от 850 до 1700 гривен штрафа.
Но вспомним времена пандемии коронавируса, когда правительство приняло уйму ограничительных постановлений. Например, запретили водителям маршруток набивать салон стоячими пассажирами. Но так как никто за этим не следил, маршрутки не перестали быть передвижными банками, набитыми людьми как шпротами. То же самое, вероятно, будет и в случае с проверкой разрешений на выезд.
Чтобы обеспечить необходимую логистику проверок, между каждым городом, районом, областью, должны быть, как минимум блокпосты.
"Соответствующая логистика в нашей области есть только на, так называемой, линии разграничения, - поясняет Марчук. – У нас там работает логистический центр, который обеспечивает возможность выезда граждан на временно оккупированную территорию. Там есть палатка, в ней сидят уполномоченные лица, ведут учет желающих выехать и среди них присутствуют и представители военкомата, задача которых проверить наличие этой справки. То есть, выстроен алгоритм проверки документов. Но в пределах Запорожской области ни на одном блокпосту такого алгоритма не существует".
Кроме того, на блокпосту нельзя поставить лишь бы кого для проверки документов от военкомата.
"Если я выехал из одной области в другую, то задержать меня и отвезти военкомат не могут. Могут составить постановление и выписать штраф. Но опять же, это право имеет только военный комиссар по месту нахождения человека на учете. Если я нахожусь на учете в Киеве, то привлечь к ответственности меня может только военный комиссар военкомата, где я нахожусь на учете. У полиции нет таких полномочий, чтобы рассматривать такие дела и проверять это разрешение. Получается, нужно чтобы на каждом блокпосту стоял человек из военкомата", - отмечает Бузанов.
"Обеспечить на каждом блокпосту представителя военкомата – нереально. На некоторых блокпостах стоят бойцы территориальной обороны. Но насколько они компетентны вести проверку этих документов? Это вопрос", - резюмирует Марчук.
Очевидно, что в ближайшее время юристы Генштаба и законодатели будут пытаться урегулировать все спорные моменты, но негативная информационная волна уже запущена. А ведь ее могло и не быть, если бы коммуникация между властью и населением выстраивалась более логично.
Таким образом, можем сделать вывод, что снятие с регистрации в военкомате может стать необходимым только в случае, если военнообязанный окончательно меняет место жительства - переезжает из одной области в другую. Но почему этого нельзя было объяснить сразу?
"Соответствующее законодательство ведь уже действовало. С этого и нужно было начинать, что вот есть законы и мы просто урегулируем их работу, - поясняет "Апострофу" политтехнолог Ярослав Макитра. – Ошибка в том, что информация была подана "сзади": будет запрещено выезжать за границы областей. А дальше и закрутилась вся эта история. Скорее, на уровне формулировок тезисов были допущены ошибки, чем это какой-то злой умысел. Первое сообщение разошлось, а потом его уже нужно было догонять и оправдываться. Очевидно, что нужно внимательнее формировать месседжи, ведь кроме содержания значение имеет и форма. Вспомним историю с военным учетом женщин, которая прозвучала еще до широкомасштабного вторжения. Тогда тоже можно было иначе подать факты и была бы другая реакция. А так получился негатив и пришлось даже пересматривать указ. Большая часть граждан и готова выполнять указы военных, просто вопрос в том, а что именно выполнять? Если бы был посыл, что просто урегулируют работу действующего законодательства, то все выглядело бы иначе".