В городе Дрогобыч Львовской области на днях произошел досадный случай: инвалид детства Руслан Кубай, не имеющий кистей на обеих руках, получил повестку в военкомат. Это можно было бы списать на обычную бумажную ошибку военкомов. Однако когда местный житель пришел в военкомат, чтобы наглядно засвидетельствовать свою непригодность к военной службе, мужчине определили статус "годен". Жителю Дрогобыча пришлось обращаться за помощью к юристам и в органы местной власти, чтобы медкомиссия в военкомате смогла "увидеть", что у Руслана Кубая таки нет кистей рук. И подобные случаи халатности военных медицинских комиссий, к сожалению, не единичны. Что с этим делать и как подготовиться к визиту в военкомат, если состояние здоровья действительно не позволяет служить – выяснял "Апостроф".
Досадная реальность
Согласно закону "О воинской обязанности и военной службе", граждане Украины, которые приписываются к призывным участкам, призываются или принимаются на военную службу - проходят обязательный медицинский осмотр.
Согласно приказу Минобороны № 402 от 2008 года, медицинский осмотр проводится в рамках военно-врачебной экспертизы, которая определяет пригодность по состоянию здоровья к военной службе.
"Основными задачами военно-врачебной экспертизы являются: подбор граждан Украины, пригодных по состоянию здоровья в военную службу, для укомплектования Вооруженных Сил Украины", - говорится в тексте приказа.
Читайте: В ВСУ могут мобилизовать ограниченно пригодных по состоянию здоровья: где они будут служить
Действующий орган этих экспертиз – военно-врачебные комиссии (ВВК). И жалоб на ВВК среди украинцев хватает. При этом жалобы эти даже не на саму деятельность комиссий, а на их бездействие.
Евгений Падший из Полтавы пытался попасть на службу в ВСУ еще в 2015 году. Но не сложилось.
"У меня была травма локтя, после которой у меня рука сгибается процентов на 20, при этом ровно тоже не разгибается. Я даже на велосипеде ездил без шлема, потому что не могу его застегнуть, – объясняет "Апострофу" мужчина. – Тогда меня признали непригодным".
Во время военного положения Евгений получил повестку в метро Харькова, когда приехал туда по работе. Мужчина пришел в военкомат и там его признали пригодным.
"Никто меня не обследовал. Только спрашивают, есть ли жалобы на здоровье. Если есть, есть ли обращения за последний год к врачам. Если таких обращений нет, то пишут - "годен". Но травма у меня была еще в 19 лет, поэтому я и не обращался последний год к врачу, а группа инвалидности мне не нужна, у меня работа за компьютером, поэтому обращаться к врачу тоже не было нужды. На основании этого мне установили, что я здоров", - объясняет Евгений. .
При этом мужчина настаивает, что он не уклонист и готов помогать ВСУ. Но хотел бы это делать действительно эффективно.
"Осенью я сам пытался пойти в ВСУ, ведь повсюду говорили, что нужны айтишники. Но, это только говорят, а все уже занято. Мое видение - я не годен в айти, но на ноль именно то что нужно. Хотя, например, копать окопы я не смогу, ползти не могу. А потом командиры будут спрашивать, зачем инвалида им подсунули", - резюмирует Евгений Падший.
Если обратиться в единый реестр судебных решений, то можно увидеть, что и там хватает исков на военкоматы, воинские части и врачебные комиссии. Вот к примеру требование в одном из исков: "признать противоправное бездействие военно-врачебной комиссии при воинской части относительно не проведения осмотра".
"Если человека вообще не направляют на комиссию, то это абсолютно грубое правонарушение. Это служебное преступление того должностного лица, которое пытается человека отправить в армию мимо медицинской комиссии", - объясняет "Апострофу" экскомандир роты батальона Айдар Евгений Дикий.
Читайте: С больничной койки – на фронт: могут ли забрать на войну после операции
Или вот еще одно схожее требование в иске: "признать противоправным бездействие начальника Белоцерковского районного территориального центра комплектования и социальной поддержки относительно не обеспечения (организации) проведения медицинского осмотра военно-врачебной комиссией в отношении военнообязанного".
То есть не проведение медицинских осмотров перед мобилизацией в ВСУ уже стало досадной реальностью. Более того, по словам адвоката Дмитрия Бузанова, в его практике были случаи, когда ВВК вообще не создавались в военкоматах, а людей призывали.
"У меня есть клиент, который раньше проходил службу в АТО, а сейчас его призвали вообще без медкомиссии. То есть она в принципе не была создана. И призвали его на основании протокола, по решению комиссии, которая была более 5 лет назад, и дала заключение, что он здоров. Это было в Покровске. Естественно, что на тот момент не один мой клиент попал в такую ситуацию, а все призывники в Покровске, - говорит "Апострофу" Бузанов. - Недавно также позвонил клиент, а у него действительно есть куча болезней. Он пришел в военкомат, рассчитывая, что врачи должны это установить. Но нет. Пригоден. И завтра уже явиться с вещами. Вчера он получил повестку, сегодня пришел в военкомат, а завтра его уже направляют в войско. И если он не придет, это будет уголовная ответственность. А попав на фронт, все его проблемы со здоровьем обострятся. Зачем такой человек нужен на фронте?".
Почему это происходит?
Начнем с конца: потому что военкоматам и врачам банально не хватает времени разбираться.
"Когда идут активные боевые действия, никого не волнует ваше состояние здоровья, - объясняет "Апострофу" военный психолог Алексей Скиртач. - Я работал с бригадой, и там было полно ограничено пригодных людей, воюющих в пехоте. Работал я и с человеком, имевшим группу инвалидности по зрению еще с детства, и он тоже был в пехоте. Военные врачебные комиссии работают только тогда, когда ты хочешь подписать контракт. Вот тогда они работают по полной: надо пройти всех врачей, если у тебя все же найдут какие-то проблемы со здоровьем могут и забраковать. А в случае мобилизации… Ну что тут говорить, Родине нужны люди. Идет конвейер и просто нет времени разбираться".
Кроме того, что не хватает времени разбираться, так еще и некому разбираться.
"Комиссии малочисленны, ведь тех врачей просто не хватает, - объясняет Евгений Дикий. - Их и раньше не хватало, а сейчас еще больше. Ведь очень многие медики так же были призваны на фронт в полевые и тыловые госпитали. То есть сейчас количество врачей в комиссиях еще меньше, чем в начале войны, а масштаб призыва такой же".
Но! Нехватка времени – следствие, а не причина. Главная же причина такой спешки, по мнению экспертов, – плохая организация процесса мобилизации. Да, украинскому войску действительно нужны люди. Это факт.
"Нам срочно нужно очень много людей. Россияне только за осень мобилизовали 350 тысяч: 300 тысяч обычных мобиков и 50 тысяч зеков. Только за осень! А это половина того количества, которое мы мобилизовали вообще за всю эту войну. Кроме того, мы так же несем потери: как убитыми, так и ранеными, то есть нам нужно пополнить потери, сформировать резервы и новые части для наступления, а также банально компенсировать то количество людей, которое мобилизовал наш враг. Нам нужна такая же мобилизация, как была весной прошлого года. Это объективно", - добавляет Евгений Дикий.
Мобилизация в Украине, конечно же, не прекращалась. Однако ее вторая масштабная волна, по мнению экспертов, началась слишком поздно. Отсюда и спешка на ВВК.
"Почему мы начинаем эту мобилизацию только сейчас? С момента, когда стало ясно, что россияне не смирились с поражением их контрактного контингента и будут проводить массовый набор мобиков, именно в тот момент нужно было начинать нашу мобилизацию. Опоздали с призывом, а теперь хотят поскорее отправить людей на фронт. Вот и стоит вопрос бегом заткнуть дыры: набрать галопом кучу мобилизованных и почти без подготовки закрыть ими дыры на фронте, - объясняет Дикий - Можно проглотить вопрос, почему весной прошлого года военкоматы и ВВК были не готовы принять сразу такое количество людей. Но почему за следующие 10 месяцев ничего не изменилось и военкоматы до сих пор не могут эффективно прорабатывать большое количество людей? Это уже вопрос, за который в любой цивилизованной стране должны полететь погоны".
Только сейчас, когда прошел почти год войны, в Минздраве начали признавать проблемы в деятельности ВВК и только планируют ее реформу. Но пока только в части помощи раненым военным, которые проходят еще тот бюрократический ад, чтобы получить выводы экспертизы. О мобилизованных речь не идет.
Но стоит ли говорить, что на фронте больной человек, которого пропустила ВВК, становится обузой, а не помощником для армии.
"Когда эти люди попадают в армию, их болезни напоминают о себе. А списать такого военного - очень тяжелая процедура: надо собрать кучу разных подписей. Например, военного должны направить на ВВК, а чтобы получить это направление, нужно, чтобы его подписали начмед, командир роты, командир воинской части - а они все в разных местах. Списать таких людей ну очень тяжело. Инвалида детства по зрению, о котором я говорил, мы списывали около двух месяцев. А это время государство тратило деньги на содержание такого человека, а толку от него на фронте нет никакого, если человек реально болен. Возможно, это жестоко прозвучит, но больные люди не нужны армии", - резюмирует Алексей Скиртач.
Что делать?
Как человеку, действительно имеющему проблемы со здоровьем, подготовиться к визиту в военкомат? Эксперты советуют брать ситуацию в свои руки.
"Не надо рассчитывать, что внимательная и добрая медкомиссия будет тебя тщательно обследовать и сама искать, что у тебя не так со здоровьем. Нет. Это не их функция. Их функция как можно скорее определить, пригоден или нет. Поэтому ты должен сам принести все диагнозы, которые у тебя накопились, и жаловаться. Позаботьтесь о своем здоровье сами и акцентируйте внимание ВВК на своих диагнозах. Ждать, что сама ВВК проявит такую инициативу - не стоит", - говорит Евгений Дикий.
В свою очередь адвокат Дмитрий Бузанов советует держать готовые документы с актуальной информацией о состоянии своего здоровья.
"Если у человека проблемы со здоровьем, то понятно, что его наблюдает врач. Амбулаторная карта может быть в медучреждении, но какие-то выписки с диагнозами можно попросить себе на руки. И лучше даже носить эту справку с собой. Зачем это нужно? Часто бывает так, что человека заставляют взять повестку, и принудительно доставляют в военкомат, то сразу предлагают пройти медосмотр. В таком случае, если человек не подготовился, еще и в сопровождении полиции, я бы советовал отказаться от такого экспресс медосмотра и если есть возможность, то зарегистрировать жалобу в журнале посещений о том, что заставляют пройти медосмотр без подтверждения документами состояния здоровья. Силой пройти медосмотр заставить не могут. Конечно, не стоит отказываться вовсе, но стоит просить повестку на другой день, чтобы иметь возможность собрать документы", - объясняет адвокат.
Идеальный вариант: самому пройти обследование в гражданском медучреждении накануне визита в военкомат.
"При этом желательно обращаться в коммунальные учреждения, потому что члены ВВК, как правило, работники коммунальных учреждений здравоохранения: городских и районных поликлиник. И не исключено, что на медкомиссии в военкомате призывник и врач, который его обследовал в коммунальной больнице, встретятся", - резюмирует Бузанов.