RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Залезть в карманы украинцев или прекратить воровать: где взять деньги на зарплаты военным

Вернуть доплаты военным можно. но властям нужно постараться

Вернуть доплаты военным можно. но властям нужно постараться Деньги на доплаты есть, только нужно победить одно большое зло Фото: 24tv.ua

С 1 февраля правительство Украины изменило правила начисления дополнительного денежного вознаграждения для военных. Отныне те силовики, которые несут службу вне зоны боевых действий, то есть в тылу, не смогут претендовать на дополнительные 30 тысяч гривен к своей зарплате. Таким образом, общие доходы украинских военных, конечно же, упадут. В правительстве называют такие меры вынужденными, ведь бюджету очень нужна экономия. Но разумно ли экономить именно на военных, тем более, в период войны, или есть вариант найти дополнительные средства, чтобы не снимать надбавки с военнослужащих - выяснял "Апостроф".

Между Ужгородом и Донетчиной

"Апостроф" уже подробно разъяснял, как именно изменится механизм начисления дополнительной выплаты силовикам. Если напомнить коротко, то 100 тысяч "боевых" будут выплачивать практически так же, как и раньше, а вот надбавка в 30 тысяч, на которую имели право вообще все силовики независимо от места службы, отныне будет начисляться только тем, кто выполняет боевые задания:

- в составе действующих группировок войск Сил обороны и пунктов управления Генштаба;

- по противовоздушному прикрытию и наземной обороне объектов критической инфраструктуры согласно боевым распоряжениям;

- по всестороннему обеспечению действующих группировок войск Сил обороны (НО!) непосредственно в районах ведения военных (боевых) действий согласно боевым (логистическим) распоряжениям.

Читайте: Выплаты для военных: солдат должен думать как воевать, а не как прокормить семью

Также по 30 тысяч гривен остается у военных, работающих в военных администрациях в районах ведения боевых действий.

Такие изменения правительство аргументировало двумя основными причинами: социальной справедливостью и необходимостью экономии.

Социальная справедливость в интерпретации правительства выглядит очень неоднозначно. Действительно, до 1 февраля все военнослужащие, включая тыловиков, получали дополнительное денежное вознаграждение в фиксированном размере 30 тысяч гривен.

"В то же время бойцы, которые, рискуя жизнью, выполняют задачи в районах боевых действий, но не принимают непосредственного участия в боях с противником, получают абсолютно такие же дополнительные выплаты — 30 тысяч гривен", - объясняли в Минобороны.

Но действительно ли это так несправедливо? С одной стороны, полицейский на Донетчине и такой же полицейский в Ужгороде действительно служат в разных условиях. Первый находится под обстрелами, а в жизни второго мало что изменилось. Но и первый и второй получали одинаковую прибавку.

"Само по себе постановление от 28 февраля прошлого года было непродуманным. Его принимали наспех после начала широкомасштабного вторжения, и оно действительно было несправедливым, потому что предполагало дополнительные выплаты всем, включая полицейских в Ужгороде", - объясняет "Апострофу" директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.

Читайте: Некомфортная жизнь за 30 тысяч: стоит ли возвращать доплаты военным

С другой стороны, тыл – это не всегда о комфорте. Ведь даже находясь в тылу, военным, в частности мобилизованным, все равно нужно кормить свои семьи, закупать снаряжение и иногда даже обслуживать технику за собственные средства.

Впрочем, если есть желание особо отметить бойцов, непосредственно рискующих жизнью, то гораздо справедливее было бы поднять именно им зарплату, вместо того чтобы срезать ее с тыловых подразделений. Вряд ли военный на "нуле" почувствует себя лучше, когда узнает, что такому же военному в тылу стали меньше платить.

"Нельзя сказать, что здесь нет логики. Но учитывая, что идет война, лучше бы не трогать надбавки вообще, а просто добавить вознаграждение тем, кто на "нуле", - объясняет "Апострофу" доктор экономических наук, профессор Алексей Плотников.

Но все это выкладки идеального мира. В реальности же война – дело не из дешевых и средств на всех не хватает. И это уже объективный фактор.

Простой путь

Осенью прошлого года, когда парламент принимал бюджет на 2023 год, представители власти предупреждали, что, несмотря на не рекордные оборонные расходы (более 1 триллиона гривен на весь сектор безопасности и обороны), денег все равно мало.

"Конечно, этих денег не хватит, если ситуация будет такая же, как сейчас. Если мы будем воевать весь следующий год, то этих денег не хватит", - предупреждал замминистра обороны Ростислав Замлинский.

Для понимания масштабов расходов приведем пример: только в декабре прошлого года на зарплату военнослужащих было потрачено 99 миллиардов гривен. И это за месяц. На все образование в стране за весь прошлый год государство потратило 131 миллиард.

Читайте: Голая ставка и никаких надбавок: как выжить учителям в 2023 году

В настоящее время в стране продолжается очередная масштабная волна мобилизации, а это дополнительные расходы на обеспечение военных, которые не предусмотрены бюджетом. Где их брать? По словам Замлинского, "все будут решать изменения в бюджет". То есть перераспределение средств из других статей расходов в пользу военных. Но сейчас в правительстве решили пойти по более простому пути: "оптимизировать" выплаты силовикам, а по факту сократить их. Действительно ли у Кабмина не было никаких других вариантов экономии?

Откуда "откусить"

Структура расходов бюджета 2023 года такова, что оборонка действительно является самой ценной статьей. Общий объем расходов планируется на уровне 2,6 трлн гривен и из них почти половину получит сектор безопасности и обороны – 1 трлн 141 млрд гривен. Поэтому логика Кабмина здесь ясна: "откусить" там, где денег больше всего.

Однако логика эта ошибочна.

"На обороне, на защите Родины экономить нельзя. Тем более, что власти неоднократно отмечали, что бюджет состоит из двух основных частей: социальные вопросы и оборона", - объясняет "Апострофу" директор экономических и социальных программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

"Украинская независимость держится на ВСУ и всех тех украинцах, которые защищают с оружием в руках нашу землю от российского варвара. И как бы трудно ни было, но снижать расходы на военных в это время – нелогично, – добавляет "Апострофу" член бюджетного комитета ВР, нардеп Иван Крулько - Считаю, что правительство должно сделать все возможное, чтобы по крайней мере на прошлогоднем уровне сохранить расходы на военнослужащих. Это прямая задача - дать сигнал всем военнослужащим, что, защищая страну, они будут обеспечены материально, а их семьи, которые ждут их дома, будут иметь должное денежное обеспечение".

Так что остается вторая часть бюджета, которая не относится к безопасности. Можно ли "откусить" от нее? В оппозиции уверены, что можно. К примеру, "ЕС" зарегистрировала в парламенте законопроект, которым предлагает взять средства из "Большого строительства", а это 53 миллиарда гривен. Еще 1,7 миллиарда перебросить с телемарафона, 1,1 миллиарда из зарплат прокуратуры и ГБР.

"Например, то же "Большое строительство". Сейчас оно называется по-другому, но значительные средства все равно выделяются на это. Но я не думаю, что все расходы, связанные с восстановлением, носят первоочередной характер. Есть целый ряд статей, не имеющих четкой социальной направленности или не относящихся к сектору безопасности. Именно среди них нужно искать деньги, а не пытаться уменьшить выплаты военным", - добавляет Юрчишин.

Кроме того, всякий раз, когда возникают острые социальные вопросы, критики власти всегда предлагают забирать деньги у самих нардепов и других чиновников. Однако цифры расходов несопоставимы: на функционирование ВР в этом году предусмотрено 2,6 миллиарда гривен. Даже если все эти деньги отдать на зарплаты военным, этого не хватит и на неделю. Правда, есть еще множество чиновников разного уровня. Впрочем, это скорее нравственный вопрос.

"Половина нашего бюджета – внешняя прямая помощь иностранных государств. Сказать что из той половины, которую мы собираем сами, можно что-то порезать, я откровенно не могу – у нас не простая ситуация", – добавляет Плотников.

Но! Если взять за основу, что оборонные расходы неприкосновенны, а средств в другой половине бюджета нет, то единственный выход, который остается – заработать больше средств в бюджет.

Два варианта

И как это сделать? Попросить больше денег у партнеров?

"Но мы уже получаем беспрецедентную международную поддержку. По моим подсчетам она уже превышает в 20 раз финансирование плана Маршала, если брать в процентах ВВП. И ожидать еще больше – ну это какой-то инфантилизм. Как, например, объяснить американцам, платившим 90% процентов налогов во Вторую мировую войну, что нам нужно дать еще больше денег", - объясняет "Апострофу" министр экономики в 2014 году Павел Шеремета.

Тем более, что в этом году финансовая помощь партнеров вряд ли будет иметь тенденции к росту.

"Тот дефицит, который мы имели в прошлом году, по 4-5 миллиардов долларов в месяц, в полной мере покрывали наши международные партнеры. Но я так понимаю, что в ходе переговорного процесса пришли к уровню дефицита 3-3,5 миллиарда долларов в месяц", – добавляет экс-министр.

Так что тогда? Есть два рабочих механизма.

"Заработные платы военным уплачиваются за средства украинских налогоплательщиков", – объясняет Крулько.

А раз так, то логично было бы поднять налоги, увеличив поступления в бюджет. И не только налоги.

"У нас некоторые налоги 2%. Не думаю, что у нас оптимизированы и тарифы, которые фактически субсидируются, что социальная помощь является полностью целенаправленной, думаю, что она слишком широкая. У нас идет очень серьезная война, не хватает денег кормить свою армию. Так может мы все же рассмотрим какие-то временные варианты мобилизации внутренних финансовых ресурсов", - говорит Павел Шеремета.

Кстати, НКРЭКУ уже пересмотрела тарифы на распределение электроэнергии для шести операторов в сторону увеличения и с весны они должны вступить в законную силу. Но, конечно, повышение налогов и тарифов для общественного покоя ничем не лучше уменьшения выплат военным.

"Но если не будет нашей победы, то все остальные расходы на любые другие статьи не будут иметь никакого значения", - резюмирует Крулько.

Как говорится, не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую. Но все равно будешь.

Впрочем, существует и другой сценарий увеличения доходов в бюджет. Настоящая волшебная палочка, действительно исполняющая любые желания, но которой власть не очень любит пользоваться. Это борьба с коррупцией!

"В этом году 1,2 триллиона гривен - расходы на безопасность и оборону. А вот что внутри этих расходов - находится под грифом "совершенно секретно" , - объясняет "Апострофу" экономист Олег Пендзин. - Было ли это альтернативное решение, когда сняли доплаты? Были ли другие пути? Наверное, ответ на этот вопрос дает сейчас НАБУ, когда начинает исследовать закупку продовольствия для ВСУ, где яйца по 17 гривен за штуку. Всегда можно найти другие пути и источники".

Действительно, не проходит и недели, чтобы силовики не отчитались о разоблачении очередной масштабной коррупционной сделки в органах власти. Например, по данным ДБР, от коррупции на таможне государство ежемесячно теряет 10 миллиардов гривен, то есть в год это 120 миллиардов гривен, которые могли бы пойти на зарплату военным. И это одна только таможня! Поэтому вполне очевидно, что если сейчас государство воспользуется шансом побороть коррупцию, то средств в бюджете хватит и без всяких сокращений.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів