На протяжении многих лет независимости в Украине, как известно, происходило системное уничтожение оборонно-промышленного комплекса: закрывались заводы по производству военной техники и вооружения, разрывались соответствующие контракты, бездумно распродавались и сокращались запасы техники и боеприпасов. Следствием этих процессов стала сегодняшняя ситуация, когда Украина оказалась в полной зависимости от западных партнеров в поставках вооружения и финансовой помощи, которые с этим не спешат. Каждая задержка, как известно, приводит к потере территорий, населенных пунктов и, самое главное, к гибели военнослужащих и мирного населения.
Но, несмотря на это, украинский ОПК постепенно приходит в себя и развивается. Однако в области отечественного производства средств тактической медицины и медицинских средств для фронта происходят процессы, которые невозможно назвать иначе, как целенаправленное уничтожение некоторыми чиновниками Минобороны целого сегмента отечественной промышленности.
Война поставила перед государством много вызовов, одним из которых стало обеспечение сил обороны Украины качественной тактической медициной. И с этой задачей удалось частично справиться исключительно благодаря волонтерам, которые проводят сбор средств и самостоятельно закупают и поставляют такмед в армию, а также частным производителям, которые начали производить отечественные аналоги средств тактической медицины, практически с нуля создав отечественную промышленность. Оказалось, что наша страна владеет мощным потенциалом для собственного производства всех компонентов индивидуальной аптечки солдата.
Отечественная отрасль такмеда производит целый ряд номенклатуры, которая уже давно используется на фронте, начиная с более трех наименований кровоостанавливающих турникетов различных производителей, целого ряда украинских кровоостанавливающих гемостатических бинтов, назофарингеальных трубок, производимых в Украине окклюзионных наклеек, бандажами и другими средствами.
Важно подчеркнуть, что речь идет не о единичных изделиях, а о нескольких альтернативных вариантах каждого из компонентов. Это позволяет выбирать оптимальные решения с учетом качества, личных предпочтений медиков и бюджета. Также это стимулирует конкуренцию между украинскими производителями, что, в свою очередь, заставляет постоянно улучшать качество товара.
Способность самостоятельно обеспечивать себя качественной тактической медициной – это уникальная возможность, которой владеет далеко не каждая, даже развитая страна. Более того, далеко не каждая страна-член НАТО имеет собственную промышленность тактической медицины и способна обеспечить армию медицинскими средствами, произведенными своими производителями.
Украинские производители тактической медицины сейчас динамично развиваются, но, к сожалению, как нам кажется, существует риск утратить этот уникальный потенциал. И дело вот в чем.
Общественность неоднократно обращала внимание на то, что Департамент здравоохранения Министерства обороны Украины, который возглавляет Оксана Сухорукова, якобы настроен, чтобы полностью исключить украинских производителей средств такмеда из процесса закупок для Вооруженных Сил Украины, и ограничиться исключительно средствами иностранного производства, скрывая намерение под риторикой о переходе на стандарты стран НАТО и хорошо организованными публичными мероприятиями.
Несмотря на то, что такие полномочия предоставлены этому департаменту с принятием Закона об организации надлежащего уровня медицинского обеспечения Вооруженных Сил Украины, но полномочий уничтожать отечественную отрасль такмеда и дискриминировать украинских производителей в этом законе нет и не прописано. Однако Департамент Оксаны Сухоруковой, а также заместитель министра обороны Украины Рустема Умерова Наталья Калмыкова пока тихой сапой, не создавая лишнего шума, прописывают государственные закупки, как нам кажется, исключительно под иностранный такмед. И это уже вопрос не только целесообразности и правильности, но и прозрачности таких действий.
На днях министр обороны Украины Рустем Умеров, находясь на Азиатском саммите по безопасности, призвал ведущие мировые оборонные компании и технологических гигантов инвестировать в производство оружия в Украине и заявил, что создание мощной военной индустрии является для Украины вопросом национальной безопасности. По словам министра обороны, "наш фокус - это производство в Украине или привлечение украинских компаний к сотрудничеству с этими мировыми гигантами".
Но, на наш взгляд, эти заявления Умерова очень расходятся с тем, что делают подчиненные ему Департамент здравоохранения Минобороны и его заместитель Наталья Калмыкова, пытающиеся уничтожить украинские производства средств такмеда, лишая возможности поставлять эту продукцию в Вооруженные Силы, отдавая приоритет зарубежным производителям.
Вместо того чтобы развивать и поддерживать производителей средств тактической медицины, в военном ведомстве, по нашему мнению, ставят военную медицину в полную зависимость от поставок из-за границы.
А учитывая, что западные аналоги в среднем в два-три раза дороже и украинская экономика находится в крайне тяжелом состоянии, возникает вопрос, хочет ли Минобороны вообще экономно тратить бюджетные деньги, и ставит ли себе такая задача?
Что тут говорить, если у нас до сих пор значительная часть фронтовых потребностей в аптечках и средствах обеспечивают волонтеры, по сути, выполняя ту работу, которую должно делать государство. А чиновники, вместо того чтобы выполнить свою функцию, думают о том, как прописать нормы, чтобы втридорога закупать иностранные изделия, а не украинские.
Минобороны, к сожалению, несмотря на красивые слова, не позиционирует себя как защитник украинской отрасли такмеда.
Как показывает мировой опыт, собственное производство стимулирует экономику, отечественные компании платят налоги, из которых финансируется оборона и те же зарплаты чиновников, стимулирует инновации и дает возможность украинским компаниям конкурировать на мировом рынке.
Учитывая уже существующие разработки и отлаженные производства, Украина могла бы вообще стать одним из мировых лидеров в этой области. Но, как нам кажется, чиновникам это не нужно.
Министерство Обороны делает все, чтобы Украина под красивые слова о переходе на стандарты стран НАТО потеряла эту уникальную возможность.