Или всякие добрые дела милосердие? Любое ли человеческое служение угодно Богу? Святитель Григорий Богослов обращает внимание на очень важную деталь: служение должно быть милосердным, человеколюбивым – только тогда оно будет угодно Богу.
Настоящее милосердие исходит от сердца, а не от логического осознания, просчета, выгоды, не из слов или принуждения. Чудо настоящего милосердия творится тогда, когда что-то кажется нами чистосердечно, с добротой, когда жертвующий понимает, что он не столько дает, как получает. Получает любовь, радость от того, что другому лучше, утешение, что может помочь, пожертвовать, поделиться, услужить.
Истинное милосердие не учитывает личность, не оценивает, кому помощь нужна больше и не ставит вперед вопрос, как именно та помощь в дальнейшем будет использована - конечно, если речь не идет о явно греховных намерениях, в которых помогать нельзя. Святитель Григорий Богослов уточняет: «Мы имеем как люди приносить людям дань благотворительности, какая бы нужда заставляла их искать помощи – вдовство ли, сиротство, или изгнание с родины, или жестокость властителей, или наглость начальников, или бесчеловечность сборщиков налогов, или убийца рук, или убийца имения или кораблекрушения. Потому что все они одинаково имеют право на жалость и так же смотрят на наши руки, как мы на руки Божии, когда чего просим».
Человеколюбие святитель называл единственным залогом нашей безопасности телесной и душевной. Человеколюбие – любить человека – это требование четко и понятно, не требует дополнительных объяснений. В то же время на практике, делами, все ли мы действительно любим людей? Каждого и каждое, независимо от происхождения, материального достатка, внешности, увечья, болезни и т.п.? Действительно ли, не только на словах, проявляем к ним человеколюбие, милосердие, как заповедал нам Господь?
Человек всегда может помочь ближнему. Постоянно есть такая возможность. «Помоги, сколько можешь, окажи помощь в болезни, подкрепи в нищете. Ты здоров и богат? Так утешишь больного и бедного. Ты не подвергся падению? Подними того, кто упал и разбился. Ты весел? Это ободряющий скучающий. Ты счастлив? Так облегчая судьбу угнетенного несчастьем… Если же ты этим не можешь служить ближнему, то проявляй ему хотя бы меньшие благодеяния, занимающие второе место и не превзошедшие твоей силы. Помоги ему, принеси пищу, подай рубья, принеси лекарства, перевяжи раны, расспроси о тяжелом его состоянии, поговори о терпении, посмей, подойди… Ничего не имеешь? Утешишь слезой. Большое лекарство несчастному, когда кто-то от души пожалеет его; несчастье очень облегчается искренним состраданием».
Нет человека, который бы не нуждался в милосердии. Все мы жаждущие добра. Но по-настоящему утолить эту «жажду» можно не тогда, когда получаешь добро от других, а когда сам совершаешь добрые дела, когда творишь дела милосердия, делишься теплом своего сердца. Ибо нет более целебного и более памятного душевного света, чем свет доброго и любящего сердца.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7) – говорит Господь. Следуйте же милосердию Божию, будьте человеколюбивыми, щедрыми и милостивыми к ближним своим. Святой Григорий Богослов призывает: «Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию. Ибо ничто так не уподобляет человека Богу как благотворительность, хотя Бог несравненно больше благодеет, а человек меньше, согласно своим силам». У каждого из нас есть большой потенциал для милосердия и множество возможностей для его реализации. Только оглянитесь вокруг и не пройдите мимо!
Источник: facebook.com/epifaniy