В прокат вышел байопик «Стивен Хокинг. Теория всего». Не особенно углубляясь в смысл научных изысканий своего героя ‒ выдающегося современного британского астрофизика, режиссер Джеймс Марш представил жизнь ученого как многолетнюю борьбу с практически обездвижившим его недугом. И эта дотошная демонстрация физической немощи сделала исполнителя центральной роли в фильме ‒ Эдди Рейдмена ‒ главным претендентом на получение нынешнего «Оскара» в актерской номинации.
О знаменитом британском физике-теоретике и популяризаторе науки, чей бестселлер «Краткая история времени», по чуточку хвастливому признанию самого автора, продавался лучше, чем книга Мадонны о сексе, уже снимали кино. В 2004 году его в телефильме «Хокинг» сыграл Бенедикт Камбербэтч. Забавно, что сейчас он, как и новый исполнитель роли неутомимого исследователя «черных дыр» и парадоксов времени Эдди Рейдмен, претендует на «Оскар», на который номинирована его работа в байопике «Игра в имитацию» о другом английском ученом ‒ Алане Тьюринге. Соревнование это Камбербэтч, скорее всего, проиграет, поскольку его коллега уже успел получить за свое виртуозное изображение симптомов бокового амиотрофического склероза (неизлечимое заболевание центральной нервной системы, приводящее к атрофии мышц), которым с молодости страдает его герой, «Золотой глобус», а также премии BAFTA и Гильдии киноактеров США. И теперь считается первым кандидатом на награждение «оскаровской» статуэткой.
Нельзя сказать, что он ее не заслуживает. Как настоящий мастер, 33-летний артист несколько месяцев изучал поведение несчастных жертв этого редкого заболевания, наблюдая их, по-видимому, на разных стадиях борьбы с недугом. Так что в кадре Рейдмен более чем достоверно вначале хромает, затем корчится в кресле-каталке, закатывая глаза и выгибая шею, а дальше, когда его герою врачи удаляют трахею, лишая его возможности, пусть и запинаясь, говорить, еще и беспомощно мычит, общаясь с близкими, в основном, посредством выразительных взглядов. Наверное, в описании эта физиологическая демонстрация кажется не слишком аппетитной, но, отдадим должное и актеру, и постановщику фильма Джеймсу Маршу, на экране страдания Стивена Хокинга не выглядят отталкивающе. В немалой степени благодаря тому, что герой, наверное, как и его прототип, обладает неисчерпаемыми ресурсами оптимизма. Даже в самых мучительных ситуациях он находит в себе силы улыбаться, и, похоже, именно эта чуть виноватая, лучезарная улыбка не только ободряет окружающих его в фильме людей, но и растапливает зрительские сердца.
Собственно, картина снята на основе мемуаров первой жены ученого и его истинного ангела-хранителя Джейн Хокинг «Путешествие в бесконечность: моя жизнь со Стивеном», и этот факт, очевидно, определяет ее специфическую интонацию. Джейн (актриса Фелисити Джонс также фигурирует среди «оскаровских» номинантов «за лучшее исполнение женской роли»), беззаветно пожертвовавшая обаятельному калеке 30 лет жизни, кажется, не очень-то интересуется научными открытиями мужа. Но, в общем-то, не заботят они и самих авторов фильма. Джеймс Марш прилежно иллюстрирует даже не этапы жизненного пути, а, скорее, биографическую справку о знаменитом физике. Никак не углубляется в интеллектуальные дебри и исполнитель главной роли.
Неординарность Стивена Хокинга здесь, скорее, патетически декларируется, и, если говорить честно, только болезнь делает его интересным. Авторы упаковывают своего персонажа в типичный мелодраматический формат, умудряясь при этом избегать какого бы то ни было подлинного драматизма. Этот благостный тон чересчур размеренного повествования, как ни парадоксально, приносит, в конце концов, вред восприятию самого героя. Убаюканный беспрестанно звучащими по ходу действия комплиментами в его адрес, зритель, к примеру, с пониманием относится к тому, что Хокинг, по сути, предает жену, пожертвовавшую ему молодость, польстившись на прелести сиделки Элайн.
Развод, возможно, приносит счастье самой набожной Джейн, находящей утешение в новом браке с давно симпатизировавшим ей церковным регентом Джонатаном, однако ничуть не оправдывает поступка Стивена. Примечательно, что, сочиняя умилительный финал, когда Хокинг приглашает свою бывшую супругу сопровождать его на аудиенции с королевой, авторы умалчивают, что их герой уже снова холост. Впрочем, наверное, для реальной Джейн этот поступок все равно выглядел как знак запоздалой благодарности. Увы, герой Эдди Рейдмена на такие сильные чувства, как благодарность и любовь, кажется, не способен. Он умеет только трогательно улыбаться и ловко кривляться. Что и сказать, Алан Тьюринг Бенедикта Камбербэтча а также вполне заурядной «Игре в имитацию» выглядит куда более интригующе. В нем хотя бы есть какая-то загадка, а не только закатывающая глазки самовлюбленность.