В Лос-Анджелесе состоялась 87-я церемония награждения новых лауреатов, наверное, самой престижной кинопремии мира «Оскар». Главным триумфатором торжества стала трагикомедия Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бердмэн», удостоенная наградами за лучший фильм, режиссуру, операторскую работу Эммануэля Любецки и оригинальный сценарий. Впрочем, без призов не остался ни один фильм, представленный в основной номинации.
Накануне вручения премии, естественно, не было недостатка в прогнозах, но, надо сказать, и профессиональные аналитики, и букмекеры в общем-то совпадали в своих предсказаниях. Хотя основные конкуренты «Бердмэна» в борьбе за звание лучшего фильма года – «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона и «Отрочество» Ричарда Линклейтера обошли фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту на «Золотом глобусе», получив там высшие награды в категориях «комедия» и «драма», а «Отрочество» к тому же успело удостоиться главного приза британской киноакадемии BAFTA, шансы «Бердмэна» выглядели более чем солидно. Ведь именно ему отдали предпочтение на своих церемониях ведущие голливудские профессиональные гильдии: продюсеров, режиссеров и актеров.
Такое единодушие вполне закономерно: «Бердмэн» – действительно фильм, способный удовлетворить требования и рядового завсегдатая кинозалов, и синефила. История о некогда прославившемся исполнением роли супергероя актере, пытающемся восстановить пошатнувшуюся репутацию и самоуважение постановкой на Бродвее, одновременно и трогательна, и иронична, и затейливо придумана. К тому же, еще и необычна с формальной точки зрения – выдающийся оператор Эммануэль Любецки добился в картине поразительного эффекта – двухчасовая лента кажется снятой одним планом, в ней не заметна ни одна монтажная склейка, камера преследует героев постоянно, сопровождая их переходы за кулисами театра, заглядывая в гримерки и на крышу, устремляясь в небо за двойником главного персонажа – прилипшей к нему маской «человека-птицы».
Аналогичный перфекционизм демонстрируют, впрочем, и создатели «Отеля "Гранд Будапешт"». Фантасмагорическая, невероятно зрелищная, разыгранная звездами первой величины картина Уэса Андерсона о закате аристократической Европы, увиденном глазами консьержа затерянной в Альпах гостиницы, по праву получила «Оскары» за художественное оформление, дизайн костюмов и грим, хотя могла, кажется, претендовать и на большее. Отмечен призом и автор музыки к фильму Александр Депла. Пикантность ситуации в этой номинации состояла в том, что французский композитор соревновался сам с собой – в шорт-листе фигурировала и его музыка к картине «Игра в имитацию».
Этой классической британской драме о близком к гениальности математике Алане Тьюринге, претендовавшей на премию в восьми номинациях, достался лишь один приз – за адаптированный сценарий. Увы, без награды остался Бенедикт Камбербэтч, чьему драматическому таланту академики предпочли виртуозное изображение физической ущербности Эдди Редмейном, сыгравшего астрофизика Стивена Хокинга в картине «Теория всего». Недуги и причиняемые ими страдания, по-видимому, становятся устойчивым кинотрендом – вот и Джулианна Мур, наконец, удостоилась «Оскара» за скрупулезное воссоздание симптомов Альцгеймера, настигшего блестящего профессора лингвистики, в душещипательной мелодраме «Все еще Элис». По правде говоря, куда серьезнее и смелее была отмеченная призом в Канне работа актрисы в «Звездной карте» Дэвида Кроненберга, но эта уничижительная сатира на Голливуд вообще не попала в «оскаровские» списки.
Этот факт в общем-то симптоматичный. Все-таки следует понимать, что «Оскар», как и любая другая премия, не просто лотерея, но и сложная игра, где учитываются не всегда художественные соображения, но и политическая и коммерческая конъюнктура, требования политкорректности, иерархия имен и прочее. Вот, скажем, на нынешнем «Оскаре» возник мини-скандал, когда, получив статуэтку за песню Glory из фильма «Сельма», посвященного борьбе с апартеидом, Джон Стивенс разразился страстной речью, заявив, что сегодня афроамериканцы «даже более бесправны, чем прежде». Это заявление вызвало в кулуарах много недобрых шуток о том, что скоро придется и в кино вводить квоту на присутствие чернокожих актеров, как это уже принято, скажем, в американских университетах в отношении преподавателей. Как знать, возможно, и единственную премию – за монтаж звука – «Снайперу» энергичного, несмотря на свои 84 года, Клинта Иствуда, номинированному в пяти категориях, отчасти можно объяснить неоднозначной реакцией публики на его фильм, по сути, оправдывающий присутствие американских военных в Ираке.
Тем не менее хорошее кино академики, конечно, все же замечают. Например, прогнозируемый приз за исполнение мужской роли второго плана Джонатану Кимбл Симмонсу, сыгравшему безжалостного педагога, добивающегося совершенства от своего ученика, в драме «Одержимость», подкреплен на «Оскаре» заслуженными наградами авторам этого великолепного фильма за драйвовый монтаж и звук. Справедливо, наверное, и то, что единственная премия – за женскую роль второго плана (Патриция Аркетт) – досталась, пожалуй, самому переоцененному фильму года – «Отрочеству». Нет сомнения в том, что, снимая свою картину о взрослении мальчика в течение 12 лет, Ричард Линклейтер совершил профессиональный подвиг. Но, запечатлевая на камеру реального парнишку, режиссер, по сути, не открыл никаких новых смыслов – такую ленту можно было бы изготовить за пару месяцев, подобрав похожих исполнителей разного возраста.
«Оскар», и об этом не стоит забывать, потому-то и приобрел свой впечатляющий статус, что не только тешит самолюбие художников, но и вдохновляет продюсеров – награда повышает зрительский интерес и приводит публику в кинотеатры. Сейчас в украинском прокате можно увидеть «Одержимость», «Отрочество», «Игру в имитацию», «Отель "Гранд Будапешт"», «Стивен Хокинг. Теория всего». Увы, занимательный и изощренно снятый «Бердмэн» пока не заинтересовал наших дистрибуторов. Нет в их планах и награжденной «Оскаром» за «лучший неанглоязычный фильм» строгой и мудрой черно-белой «Иды» поляка Павла Павликовского, как, впрочем, и четырех ее конкурентов в этой номинации – беспросветного российского «Левиафана», разрывающих сердце своим гуманизмом эстонских «Мандаринов», вспарывающих абсурд жизни аргентинских «Диких историй» и драматичного мавританского «Тимбукту», на днях, к слову, получившего во Франции семь «Сезаров». О том, чтобы в этом списке отсутствовало «Племя» нашего Мирослава Слабошпицкого, к сожалению, позаботился украинский «оскаровский» комитет. Случись иначе, и этот фильм, признанию которого способствовала не только его художественная оригинальность, но и политическая конъюнктура, мог бы напомнить всему миру на церемонии «Оскар» о нашей стране.