RU  UA  EN

четверг, 26 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Общество

Звезда Голливуда Рассел Кроу стал «Искателем воды»

Звезда «Гладиатора» попробовал себя в качестве постановщика фильма

Звезда «Гладиатора» попробовал себя в качестве постановщика фильма Кадр из фильма «Искатель воды»

В прокат вышел фильм «Искатель воды», в котором звезда «Гладиатора», «Робин Гуда» и «Игр разума» Рассел Кроу сыграл роль австралийского фермера, отправившегося в Турцию, чтобы найти останки своих сыновей, погибших в одной из самых жестоких битв Первой мировой войны ‒ Галлиполийском сражении. Помимо сюжета, проливающего свет на малоизвестную для нашего зрителя страницу истории, картина интересна еще и тем, что знаменитый актер дебютировал в ней в качестве режиссера.

В Австралии «Искатель воды» объявлен лучшей картиной года. Это не удивительно ‒ на «зеленом континенте» дату высадки десанта войск Антанты на полуостров Галлиполи в апреле 1915 года отмечают как день памяти нескольких десятков тысяч австралийских солдат, погибших в ходе длившегося несколько месяцев кровопролитного сражения. Среди жертв этой бойни ‒ трое сыновей сурового фермера Джошуа Коннора (Рассел Кроу). По утверждению авторов фильма, их герой имеет свой прототип. Это некий австралийский старик, который действительно приехал в 1919 году в Турцию, чтобы найти и перевезти на родину тело своего погибшего сына.

Задача эта, в общем, представляется невыполнимой: в братских могилах на Галлиполи погребены тысячи зачастую неопознанных солдат. Но по-крестьянски основательный, несловоохотливый Джошуа Коннор твердо верит, что его поиски принесут результат. Примерное место гибели сыновей подсказало ему последнее письмо с фронта старшего из них. А кроме того, герой рассчитывает на свою интуицию. Она много лет помогала ему находить в родных краях источники подземных вод. Вырытые на этих местах колодцы выручали его земляков в дни засухи. Этот дар пригодится Коннору и в одном из кульминационных эпизодов картины, в которой, впрочем, шероховатой правды жизни куда больше, чем невероятных происшествий, а парадоксы человеческих отношений основываются на знании психологии, а не на фантастических допущениях сценаристов.

Практически постоянно присутствуя в кадре, Кроу на этот раз исполняет еще и функции постановщика картины. Для своего режиссерского дебюта он мог бы выбрать материал и поэффектнее, беря пример, скажем, с Ридли Скотта, в блокбастерах которого он снискал актерские лавры. Но Кроу ориентируется, скорее, на Клинта Иствуда ‒ пафос и героика, равно как и намерение удивлять зрителей разнообразными аттракционами, ему абсолютно чужды. В «Искателе воды» Рассел Кроу по ходу действия беззаботно смешивает военное и приключенческое кино, любовную лирику и мелодраму, но и в этой невольной эклектике есть свое очарование и даже некая художественная логика.

Это откровенно пацифистская картина. Военные эпизоды, снятые намеренно отстраненной камерой Эндрю Лесни, вызывают отвращение к самой идее убийства. Особенно впечатляет сцена, где турецкие и австралийские солдаты сходятся в рукопашной в тесных траншеях и блиндажах, чуть ли не вырывая друг у друга в бою куски плоти. Тем ценнее мысль режиссера о том, что врагами людей делает именно коллективное безумие. Ведя свои поиски, главный герой в конце концов получает деятельную поддержку именно от турок, среди которых, вероятно, есть даже убийца его детей. А вот формальные союзники ‒ англичане, наглядно демонстрируют Джошуа Коннору издевательский механизм бюрократии, унижая его на каждом шагу.

Подлинные человеческие чувства ‒ выше национальных предрассудков, а доброта и чуткость не различаются по крови, разрезу глаз или цвету кожи, уверены авторы «Искателя воды». Эта, на первый взгляд непритязательная лента, даже в своей самой предсказуемой и банальной мелодраматической линии, где партнером героя выступает 35-летняя уроженка украинского Бердянска Ольга Куриленко, играющая красавицу-турчанку, потерявшую в мясорубке на Галлиполи мужа, оказывается обескураживающе человечной. Посвящает свой фильм Рассел Кроу не только австралийским воинам, погибшим в Галлиполийском сражении, а миллионам убитых и пропавших без вести на фронтах Первой мировой войны солдатам всех наций. И это кажется подлинным благородством, которое, увы, редко встречается даже в эффектных и кичливых блокбастерах.