В прокат вышел фантастический боевик "Безумный Макс: дорога ярости". Он реанимировал для зрителей одного из культовых героев 1980-х годов — бывшего австралийского копа, пытающегося в одиночку выжить в озверевшем после ядерной катастрофы мире. Изображая постапокалиптическую реальность, режиссер Джордж Миллер, однако, не разделяет прошлое, настоящее и будущее. По его мнению, во все времена в экстремальных условиях наружу вырывается темная часть человеческой натуры, а люди готовы подчиняться исключительно силе.
Последняя серия знаменитой франшизы Джорджа Миллера о безумном Максе появилась ровно тридцать лет назад. И хотя австралийский режиссер лет пятнадцать назад объявил о том, что собирается продолжить принесший ему всемирную известность проект, дело никак не складывалось. А сам Миллер в эти годы снимал более чем миролюбивые фильмы — то о поросенке ("Бейб: четвероногий малыш"), то о не менее симпатичных пингвинах ("Делай ноги"). Когда же студия Warner Bros. наконец сообщила о начале работы над новым "Безумным Максом", фанаты героя, в свое время превратившего в звезду первого ряда актера Мела Гибсона, заволновались. Дескать, сумеет ли 70-летний режиссер достичь на экране такого же неистового драйва, как это удалось ему в молодости.
Старых поклонников "Безумного Макса" можно успокоить. Все в порядке — никуда фантазия и бешеная энергия Миллера не пропали. Почти двухчасовая лента смотрится на одном дыхании. Постановщик обеспечивает практически непрерывный экшн. Его героям, гоняющим по пустыне на каких-то железных монстрах, собранных из останков разбитых автомобилей и еще Бог весть какого металлолома, фактически даже не хватает времени, чтобы перекинуться парой-другой фраз. Сам Миллер признается, что всегда прекрасно понимал Хичкока, мечтавшего снять фильм, который бы в любой точке планеты понимали бы без субтитров. Этого австралиец, в общем-то, и добился. Начиная с длиннющей вступительной сцены преследования Макса бандой отморозков по пыльной пустыне, фильм несется, как пьяный лихач по бездорожью. К слову, первый эпизод сразу же вызывает в памяти похожую сцену из давней серии франшизы, и это, конечно, идеально продуманный режиссерский ход. Миллер, безусловно, помнит об армии своих фанатов, готов чуточку потакать их ожиданиям, но ничуть не намерен создавать олдскульное кино — он пытается стреножить молодую аудиторию и справляется с этой задачей безупречно.
Достаточно сказать, что в расстановке персонажей в его картине лидером оказывается даже не сам Макс (впрочем, и харизма Тома Харди, заменившего в кадре Мела Гибсона, не столь сокрушительна, как у его предшественника), а бритая девица Фуриоза (Шарлиз Терон). Именно она организовывает побег группы субтильных девушек (а заодно и Макса) из плена местного тирана по прозвищу Бессмертный Джо (Хью Кияс-Берн). Девушек диктатор, к слову, держал взаперти исключительно с целью рождения своего потомства, хотя этот монстр, чье лицо наполовину закрыто устрашающей маской, увы, способен зачинать только уродов. Таких же физически и морально ущербных людей Бессмертный Джо предпочитает видеть рядом с собой. Все его племя — это сущие варвары, с воинственно раскрашенными лицами. Технический прогресс, считает Миллер, совершенно не затрагивает суть человеческой природы. Как только возникает реальная опасность для жизни, человек легко превращается в зверя.
В фильме, разумеется, в духе мрачных футурологических предсказаний описывается фантастическая реальность — после ядерной катастрофы люди испытывают чудовищный дефицит топлива и пресной воды, они готовы пресмыкаться перед тем, кто даст им малейшую надежду прожить следующий день. Но и здесь Миллер демонстрирует предельный пессимизм — люди в принципе готовы подчиняться любой силе. Бессмертный Джо, кажется, не случайно не имеет в фильме лица. Власть ведь всегда безлика. А порождаемое ею насилие, увы, попадает на всегда благодатную почву. Как и тридцать лет назад, "Безумный Макс" говорит о том, что надо убить в себе надежду. Не рассчитывать на чье-то сочувствие или помощь. Спастись можно только в одиночку, осознавая все риски и опасности отказа примыкать к толпе, сообществу, стае.
Впрочем, Джордж Миллер никого не поучает и ни на чем не настаивает. Его новый фильм можно смотреть, совершенно отключив мозги. Режиссер-перфекционист с необычайной тщательностью и изобретательностью сочиняет великолепный аттракцион, оставляя зрителю, возможно, единственную надежду — все-таки было бы хорошо, если бы так подробно описанное им будущее не настало.