RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Вынос мозга. На экраны вышел мультфильм об особенностях детской психики

Создатели картины "Мыслями наизнанку" приглашают нас в лабиринты человеческой памяти

Создатели картины "Мыслями наизнанку" приглашают нас в лабиринты человеческой памяти Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»

В прокат вышла картина Пита Доктера "Мыслями наизнанку" (Inside Out). Рассказывая историю об 11-летней девочке, впавшей в депрессию из-за переезда ее семьи в новый город, режиссер, однако, умудряется показать универсальные механизмы действия нашей психики. И это делает его работу интересной для зрителей всех возрастов. Ведь фактически авторы приглашают нас совершить путешествие по лабиринтам головного мозга, превращая это действо в увлекательное приключение.

Кажется, самое человечное кино в мире сегодня делают аниматоры, и работают они на студии Pixar. Один из ее основателей, Джон Алан Лассетер, афористично формулирует девиз своей команды: "Искусство бросает вызов технологии, а технология вдохновляет искусство". Искусство в этой формуле все же стоит на первом месте. Не впадая в наставления и не стремясь преподать своим зрителям какие-то моральные уроки, аниматоры студии, между тем, в буквальном смысле врачуют душу, заставляя зрителей сопереживать своим героям — будь-то отвергнутые хозяевами игрушки ("История игрушек"), неуклюжий робот-мусоросборщик ("ВАЛЛ-И"), увлеченная кулинарией крыса ("Рататуй") или старый брюзга, отправившийся в путешествие, прикрепив к своему домику тысячу воздушных шариков ("Вверх").

Выдумка и визуальная фантазия сценаристов и художников Pixar, похоже, не знает пределов. В их новом фильме "Мыслями наизнанку" едва ли не основной игровой локацией становится содержимое черепной коробки, точнее, пространство человеческой памяти и сознания. Львиная доля действия происходит в голове девочки по имени Райли. Ее семья переехала из маленького городка в Миннесоте в Сан-Франциско, и это нарушение привычного уклада жизни вызвало у Райли серьезный стресс. Девочка погрузилась в депрессию. Она скучает по старым школьным подругам и своей хоккейной команде, родители же, озабоченные устройством быта на новом месте, уделяют дочери гораздо меньше внимания, чем следовало бы в этой ситуации. Фактически героиня впервые столкнулась с реальными трудностями, и ее психика треснула. Собственно, мы застаем Райли в переломный момент жизни, когда, теряя детскую безмятежность, она начинает видеть мир в его суровой неотвратимости, где никогда не чувствуешь себя защищенным и больше не полагаешься на иллюзии.

В пересказе все это выглядит довольно грустно, но фильм Пита Доктера, как ни странно, полон оптимизма. Он строит свое повествование, возможно, на абсолютно ненаучной, но в его версии весьма убедительной теории, согласно которой поведением любого человека управляют пять базовых эмоций — Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Они, собственно, и являются главными персонажами картины, получив эффектные визуальные воплощения. Гнев, к примеру, выглядит как пунцовый крепыш, Брезгливость — как манерная девица с ядовито-зелеными волосами, а Страх — как тощий червяк лилового цвета. Все эти существа постоянно пререкаются, но основными спорщицами и конкурентками в итоге оказываются Печаль (ленивая клуша в вязаной кофте) и Радость — (неутомимая пигалица, готовая самоотверженно жертвовать собой, лишь бы вернуть хорошее настроение своей хозяйке).

Подвигов ей предстоит совершить множество — "Мысли наизнанку" отличное приключенческое кино. Авторы увлекают зрителей в путешествие по лабиринтам памяти Райли, где воспоминания в виде разноцветных бильярдных шаров аккуратно заполняют громадные стеллажи. Правда, как только они начинают блекнуть, а по мере углубления депрессии главной героини этот процесс заметно ускоряется, их отправляют в могильник. Есть в нашем сознании, по мнению авторов фильма, и другие темные зоны, например, подвал, где обитают фобии и комплексы. Или комната, в которой поселились наши ночные кошмары. Кстати, для того, чтобы мы видели сны, у нас в голове, считает Пит Доктер, работает целая киностудия, а наши мысли напоминают поезд, который постоянно носится, увы, по неизменному маршруту. Он, впрочем, тоже в какой-то момент может рухнуть в пропасть, если в голову нам взбредет совсем уж несусветная фантазия.

Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»
1 / 1
Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»
1 / 1
Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»
1 / 1
Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»
1 / 1
Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»
1 / 1
Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»
1 / 1
Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»
1 / 1
Кадр из мультфильма «Мыслями наизнанку»
1 / 1

Такое крушение происходит в одном из эпизодов картины в сознании Райли, и спасти ее от окончательной деструкции личности способен только один герой — ее воображаемый друг, невероятно симпатичный гибрид слона, кота и дельфина Бин-Бон. Трудно придумать более убедительную метафору окончательного расставания с детством, чем это делают авторы фильма. Кудесники из студии Pixar потому, наверное, и уникальны, что умеют не только прекрасно рисовать, сочинять аттракционы и создавать визуальные эффекты, но и по-настоящему сильно чувствовать. Заражая нас своим переживанием и заставляя задумываться о самих себе. В частности, и о том, что прошлое всегда принадлежит печали. Люди ведь, действительно, обычно думают, что счастье — это то, что уже когда-то случилось. А счастье, на самом деле, всегда рядом. Вернется оно и к Райли. И почти наверняка гарантировано оно каждому зрителю "Мыслей наизнанку". Этот фильм, в принципе, можно прописывать как витамины.