RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Вся система местного самоуправления под угрозой разрушения - директор Ассоциации городов Украины

Олександр Слобожан рассказал, почему нельзя принимать закон про столицу

Олександр Слобожан рассказал, почему нельзя принимать закон про столицу Александр Слобожан Фото: УНИАН

Законопроект о столице нельзя принимать, поскольку он устанавливает для Киева правовые нормы, отличающиеся от всей Украины. Об этом в эфире Апостроф News рассказал исполнительный директор Ассоциации городов Украины АЛЕКСАНДР СЛОБОЖАН. Кроме того, руководитель АГУ вступил в дискуссию с председателем подкомитета по вопросам местного самоуправления ДМИТРИЕМ ГУРИНЫМ, который является одним из соавторов законопроекта.

- Ваше отношение к законопроекту о столице. Какие предостережения и риски?

- С самого начала, когда было подано четыре законопроекта о столице, Ассоциация городов Украины, которая представляет интересы 911 муниципалитетов, написала письмо, в котором мы отметили, что не поддерживаем ни один законопроект, независимо от того, представлен он "Европейской солидарностью", "Голосом" или двумя группами "Слуги народа". Мы считаем, что концептуально неправильно принимать на сегодняшний день законопроект о столице, который устанавливает новые правовые нормы, отличающиеся от всей Украины.

Не может один город жить в иной правовой системе, чем другие органы местного самоуправления.

Да, на самом деле была проведена огромная работа по доработке законопроекта о столице, было несколько вариантов. Но официально на сайте Верховной Рады 16 сентября, через несколько месяцев после проведения комитета, мы увидели окончательную таблицу.

Наши замечания, адресованные председателю комитета, были очень четкими. Есть отдельные нормы, которые выходят за пределы правовой системы Украины. Они, возможно, и хороши, но противоречат Конституции. Если допустить этот нигилизм, то тогда разрушится вся система местного самоуправления.

Следующий момент - принятие такого проекта во время избирательной гонки существенно сужает права тех, кто уже зарегистрировался кандидатом. Там есть 24-я статья, содержащая определенные ограничения в представительском направлении.

Вообще концептуально мы придерживались того, что надо установить особенности для столицы в финансовых и хозяйственных вопросах. Там есть много прописанных норм, которые могут стать модельными для Украины, но в этих условиях законопроект больше навредит местному самоуправлению. Поэтому мы написали, что конкретно необходимо доработать: там несколько позиций. На трех страницах изложены наши замечания.

В первоначальном варианте наши замечания были изложены более чем на десяти страницах.

Наши коллеги из Совета Европы, я имею в виду международных партнеров Украины, предложили провести консультацию в так называемом страсбургском формате. Можно по-разному оценивать, кто инициировал этот формат, кто поддержал, кто не поддержал. Насколько нам известно, комитет повторно запросил выводы на доработанный текст. Мы очень удивились, когда увидели это в повестке дня. Ведь вопрос стоит не в хороших идеях, а в технике законотворчества.

Законопроект о столице - производный от Конституции, от базового закона о местном самоуправлении и от законов о местных государственных администрациях. Представьте себе ситуацию, что 30 сентября на профильном комитете будет Минрегионов будет делать презентацию новых законопроектов о местном самоуправлении и о местных государственных администрациях, а мы уже приняли закон о столице. Так что мы будем править? Мы будем править все или отдельные нормы?

- А давайте спросим об этом у нашего гостя. С нами в студии Дмитрий Гурин - председатель подкомитета по вопросам местного самоуправления.

Гурин: Я рад, что представители АГУ присутствовали на каждом заседании экспертной группы и комитета по закону. Они с первого дня видели все, что происходит с текстом, они владели всей информацией. Сейчас они выходят с заявлением якобы от девяти сотен общин. Мы с вами прекрасно знаем, как делаются заявления от АГУ, мы видели заявление, где собирали подписи. В Ассоциации были голосования по этому письму?

Слобожан: В самом начале, когда в прошлом году возникла идея, было голосование.

Гурин: Я спрашиваю конкретно за это письмо, которое вы сейчас выдали: было ли голосование?

Слобожан: Я имею полномочия как исполнительный директор АГУ подписывать письма от имени городов.

Гурин: Никакого голосования не было. Ассоциация городов Украины выступает в определенных процессах как представитель городов. Например, сейчас идет большой инклюзивный процесс по внесению изменений в Конституцию в части децентрализации, там АГУ действительно выступает конструктивно. Здесь речь идет о том, что от имени ассоциации, в которой есть более 900 общин и мэров, единолично было сделано заявление. Соответственно, мэр Киева Виталий Кличко, который является председателем АГУ, выходит с таким письмом якобы от 900 городов, потому что проголосовало правление. Я извиняюсь, но это подконтрольное письмо, это сугубо политика. Мы видим, что закон становится политическим предвыборным проектом.

Я с уважением отношусь к тем изменениям, которые внесла АГУ, пока она действительно работала над законопроектом. Но я очень разочарован тем, что главная претензия АГУ - неконституционность законопроекта - была без всяких объяснений. У Киева есть конституционное право на особенности. Это прямо записано в Конституции, поэтому юристы Верховной Рады не нашли в этом проблем.

Наибольшего внимания требует третий пункт обращения АГУ. Мы вписали требование по несовместимости для депутатов. То есть может избираться любой человек - это суперважно. Но если вы застройщик, если вы работаете на город и получаете деньги по тендерам, если вы чиновник и если вы глава коммунального предприятия - вы не можете быть депутатом Киевсовета.

Слобожан: Во-первых, каждый может почитать устав АГУ, на что уполномочен исполнительный директор. Это бред, если каждое письмо должно быть проголосовано.

- В чем здесь ошибается господин Гурин?

- На самом деле, когда он зарегистрировал свой законопроект, собралось правление АГУ, чтобы его обсудить. Мы определили концептуальные вещи, с которыми не согласны, потому что они навредят не только Киеву.

Я подписал это письмо, потому что это вопрос не Киева. Это письмо на основании опроса всех членов АГУ, показавшего, что такой законопроект навредит местному самоуправлению. Было три таких письма. Первое было очень большим, часть наших замечаний была учтена. Второе письмо было немного меньше - Гурин не ставит их под сомнение.

Третье письмо прислали, когда Гурин внес во время политического процесса законопроект, когда пытаются оказывать давление на органы местного самоуправления. Не получается оказывать давление через правоохранительные структуры, блокирование счетов местного самоуправления, срыв отопительного сезона. И давят через законопроект.

Этот законопроект защищает недобросовестных застройщиков. Вводится новая система особых полномочий. Мнения киевлян нивелируются, происходит разбалансировка системы местного самоуправления.

Читайте также