Национальному совету по теле- и радиовещанию могут предоставить право приостанавливать действие лицензий вещателей в случае нарушения ими норм закона «О теле- и радиовещании». Соответствующий законопроект парламентский комитет по вопросам свободы слова и информационной политики намерен зарегистрировать в Верховной раде. Несмотря на то, что эта инициатива предположительно направлена на обеспечение национальной безопасности, участники рынка опасаются, что она может использоваться с целью оказания давления на них. Вместе с тем, эксперты отмечают, что подобные решения Нацсовета можно будет при желании заблокировать через суд.
Права Национального совета по телевидению и радиовещанию по контролю за деятельностью теле- и радиоканалов могут быть существенно расширены. Соответствующий проект закона комитет Верховной рады по вопросам свободы слова и информационной политики планирует внести в парламент в ближайшее время. По словам главы Нацсовета Юрия Артеменко, законопроектом предполагается предоставить возможность регулятору приостанавливать действие лицензий телеканалов и провайдеров на срок до шести месяцев, а также обуславливаются размеры штрафов за нарушение закона «О телевидении и радиовещании». Так, блокирование лицензии будет осуществляться по запросу Нацсовета в суд, который в течение 72 часов обязан будет установить, действительно ли вещатель нарушил закон, и сможет приостановить лицензию.
Вместе с тем суммы штрафов за нарушение лицензионных условий и закона «О телевидении и радиовещании» составят от 5% до 15% стоимости самой лицензии. «В законопроекте сумма штрафов привязана к стоимости лицензии в том числе и для того, чтобы избежать коррупционного элемента и снижения величины штрафа в результате договоренностей. Так, 5-процентный штраф будет предусмотрен за незначительные нарушения, 10-процентный – за более существенные, а 15-процентный – за призывы к вражде, проявления ксенофобии и подобные нарушения»,– отметил господин Артеменко. Так, по его словам, максимальный штраф для региональной телерадиокомпании может составлять около 20 тыс. грн, в то же время для ТРК «Украина» он будет составлять уже около 700 тыс. грн, а для телеканала «1+1» – около 1,5 млн грн. В случае, если вещатель облагается штрафом сразу по нескольким лицензиям, то штраф будет вычисляться от общей стоимости всех лицензий. «Также подготовлен и альтернативный вариант – в котором штрафом облагается только лицензия с наибольшей стоимостью»,– добавил господин Артеменко.
Связаться с главой комитета и инициатором создания этого законопроекта Викторией Сюмар до момента публикации материала не удалось. Пока же информация о регистрации законопроекта не была опубликована на сайте парламента.
Руководитель одного из департаментов крупного медиахолдинга, пожелавший остаться неназванным, опасается, что в законопроекте не будут прописаны четкие критерии, по которым регулятор может лишить телеканал лицензии. «Это фактически превращает ситуацию в субъективный произвол, где мы будем вынуждены постоянно думать о том, не нарушили ли что-то. Основой для вынесения решения становится субъективная оценка, и какими будут ее критерии, мы можем только угадывать»,– говорит источник. Кроме того, по его словам, ситуацию усугубляет и то, что в сетке вещания, которая утверждается заблаговременно, может оказаться программа или фильм, участие в которой принимает знаменитость, ставшая «нон-грата» уже после составления самой сетки. «Вместо всего этого уже можно было бы сформулировать четкую, понятную для общества и СМИ стратегию и тактику информационной безопасности страны»,– отмечает собеседник А'.
Однако строгость санкций еще не обязательно свидетельствует о том, что их невозможно будет избежать. Так, управляющий партнер юридической фирмы Jurimex Юрий Крайняк отмечает, что вопрос ограничений работы телеканалов в данном случае напрямую связан с соблюдением ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Всеобщей декларации о правах человека. «Согласно им, вмешательство в сферу прав не будет считаться нарушением, только если будет предусмотрено законом, преследовать правомерную цель и являться необходимым в демократическом обществе. Таким образом, законопроект точно обосновывает только первое из этих условий и отчасти второе, в том время как в «необходимости» приостановки лицензии можно будет усомниться»,– отмечает господин Крайняк. Таким образом, при необходимости решение Нацсовета можно будет заблокировать в судебном порядке, ссылаясь на международные конвенции, стоящие выше законов Украины. Господин Крайняк также приводит в пример решение Nacionala elektronisko plassazinas lidzeklu padome (латвийский телерегулятор) от 3 апреля 2014 года по приостановке лицензии телеканала «Россия», которое было успешно реализовано.
Вместе с тем, по словам господина Крайняка, также следует обратить внимание и на механизм штрафных санкций, предлагаемый Нацсовету. Его также необходимо согласовать с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «В свое время мы направляли в Нацсовет свои замечания по предыдущим вариантам реализации этих санкций. Насколько они были учтены, пока сказать не могу, но если в законопроекте будут те же ошибки – будем высылать свое видение документа повторно»,– добавил Юрий Крайняк.