Учебный год в университетах в 2020 году начался по-новому. В условиях пандемии коронавируса в Украине и по всему миру, далеко не все студенты смогли вернуться в аудитории. И хотя в Кабмине не запрещали проводить традиционное обучение с соблюдением разработанных правил безопасности, вузы предпочитают отправлять студентов на дистанционку.
Вот только студенты и преподаватели не очень рады такому формату, тем более, после не совсем удачного опыта во время весеннего карантина. Подробнее – читайте на "Апострофе".
Украинские вузы переходят на удаленку
Когда правительством разрабатывались правила работы для средних и высших учебных заведений, Кабмин решил позволить руководству университетов самим определять, когда и в какой форме им начинать образовательный процесс в новом учебном году.
При этом на встрече с ректорами высших учебных заведений и.о. министра образования и науки Сергей Шкарлет рекомендовал начинать занятия для первокурсников и студентов магистратуры с 15 сентября, а старшекурсникам с 1 сентября.
Однако многие университеты предпочли перевести старшие курсы на дистанционное или смешанное обучение, когда были лекции перенесены на разные удаленные информационные платформы, а практику студенты будут проходить в аудитории.
С первыми курсами сложнее, в вузах решили, что первокурсники должны заниматься очно, ведь им важно адаптироваться к преподавателям и к друг другу. Но, например, в Киево-Могилянской академии говорят, что позже их тоже переведут на онлайн обучение.
Не по своему желанию удаленно будут заниматься студенты вузов, которые оказались в "красных" зонах. С 14 сентября, в течение двух недель строгие ограничения действуют в отдельных районах и городах 11 областей. В основном, речь идет о западе страны, а также некоторых участках Черниговской, Одесской и Харьковской областей.
В "красную" зону попали:
- город Чоп Закарпатской области;
- Ивано-Франковск, Коломыя, Калуш, Косовский и Тисменицкий районы Ивано-Франковской области;
- Самборский и Пустомытовский районы Львовской области;
- города Беляевка, Измаил и Болградский район Одесской области;
- город Дубно Ровенской области;
- города Тернополь, Бережаны и Чертков, Бережанский, Бучацкий, Гусятинский, Залищицький, Збаражский, Монастырский, Теребовлянский, Тернопольский и Чертковский районы Тернопольской области;
- Великобурлукский район Харьковской области;
- город Салават и Волочисский район Хмельницкой области;
- город Канев Черкасской области;
- город Черновцы, Герцаевський, Кельменецкий, Кицманский, Новоселицкий и Сторожинецкий районы Черновицкой области.
- город Нежин, Бобровицкий и Носовский районы Черниговской области.
В соблюдении правил безопасности особых новшеств нет, к примеру, в Минздраве рекомендуют держать социальную дистанцию, носить маски, мыть и дезинфицировать руки.
Среди других рекомендаций: заходить в учебное заведение и перемещаться между аудиториями разрешено только в маске. На самих занятиях можно находиться и без маски, а в "оранжевой" зоне преподавателям рекомендуют использовать защитные щитки.
Заполненность лекционных залов не должна превышать 50% с соблюдением максимальной дистанции между студентами. В регионах "оранжевой" зоны заполненность классов (групп) не должна быть более 20 человек. Кстати, с 14 сентября в "оранжевую" зону попал и Киев.
Как учатся во время пандемии в мире
Ряд американских университетов, в частности, Гарвард, объявили, что все занятия с сентября будут проходить онлайн. В Великобритании Кембридж также объявил, что занятия в новом учебном году будут проходить дистанционно круглый год.
Гарвардский университет
В Испании Министерство образования страны предложило чередовать онлайн-преподавание с очным обучением, если вуз может гарантировать расстояние между студентами в полтора метра. В противном случае, обучение будет проходить дистанционно. В связи с этим, ряд испанских университетов переоборудовали классные комнаты и аудитории, чтобы рассадить с соблюдением дистанции как можно больше студентов, а также разделить поток на более мелкие группы.
Во Франции университеты сделали ставку на смешанную модель. Согласно поручению Министерства высшего образования республики, половина курсов должна проводиться в режиме онлайн. Такого же формата придерживаются и в Германии.
В Италии же поддерживают возвращение студентов в аудитории. Правда, эпидемиологическая ситуация в стране не позволяет полностью реализовать такой вариант. Например, университет Болоньи объявил, что в первом семестре 2020-2021 учебного года объединит очную и заочную модели обучения.
Преподаватели и студенты недовольны
И на это есть причины. Если с лекциями еще найти выход возможно, записывать видео или начитывать в аудио формате, то с практикой все гораздо сложнее.
"Я учусь на ветеринара, и для нас дистанционка – катастрофа. Например, учить анатомию по книжкам – это плохой вариант", – делится с "Апострофом" своими впечатлениями от удаленной учебы студентка второго курса Национального университета биоресурсов и природопользования Анна.
Девушка рассказывает, что ее вуз перешел на смешанный формат обучения, и с 25 августа студенты старших курсов вышли на учебу в аудитории. Но проучатся они так всего 4 недели, и за это время они должны выполнить программу "максимум".
"В один день у нас три пары, там может быть три анатомии или микробиологии, и за 4 часа, мы хоть и стараемся, но нам очень сложно освоить такой объем информации. И так в течение 4 недели, вот есть у нас три модуля, и мы их должны пройти. А понял кто-то или нет, уже потом разберетесь. Это просто жесть, что в нас это все пытаются впихнуть за такой короткий срок. А потом мы еще на две недели в ноябре выходим, и там тоже будут нагружать по полной", – рассказывает студентка.
С теорией мучаются гораздо меньше, говорит Аня. Свои лекции преподаватели загружают на электронный учебный портал. К примеру, весной во время карантина связь через видеоконференцию Zoom организовал только один преподаватель. Как будет в текущем семестре, студентка пока не знает, по крайней мере, никаких инструкций по этому поводу еще не давали.
Немного лучше процесс организован в Киевском политехническом институте им. И. Сикорского, рассказывает "Апострофу" студент второго курса факультета биотехнологий и биотехники КПИ Глеб. Обучение в университете с 1 сентября проходит дистанционно, только с 23 сентября выйдут первокурсники, тогда же и будет решаться судьба остальных студентов.
Парень рассказывает, что все пары проходят по расписанию, для связи используются такие платформы, как Zoom или Google Класс.
"С каждым преподавателем пары проходят по-разному, например, по физике есть лекции, практика и лабораторные. Вот лабораторные мы делаем по гиф-изображениям, которые заливаются на сайте КПИ, и данные мы должны получить чисто из таких картинок. Для защиты и допуска к лабораторным мы просто отправляем фото листа со сделанными заданиями, естественно, никто не контролирует, списывал ты или нет", – говорит он.
Удаленный формат обучения очень расслабляет, считает Глеб, сложно приходится и студентам, и преподавателям: "В университете есть какое-то давление от преподавателя, которое заставляет учиться. А дистанционно общение с лектором проходит в голосовом формате, как только преподаватель выходит на видеосвязь. Студенты у нас подключаются - это обязательно, но так как их никто не видит, они просто ложатся спать".
Такой процесс вряд ли позволит студентам в полной мере освоить весь материал. В общем, против дистанционной и смешанной формы обучения выступают как студенты, так и преподаватели, вот только при принятии решения руководством вузов, их мнение мало учитывается.
Можно ли улучшить ситуацию
Несмотря на негативные отзывы по организации удаленного обучения в Украине, эксперты в сфере образования считают, что именно за дистанционкой будущее украинской высшей школы.
"Эта форма образования будет приобретать все большее значение. Сначала она будет пытаться сравниться со стационарной, а затем начнет доминировать в значительном количестве украинских университетов. Дистанционная форма образования будет развиваться, и будет занимать все более важное место в нашей национальной системе, как и во всем мире", - заявил в комментарии "Апострофу" президент Международного фонда исследований образовательной политики Тарас Фиников.
В то же время, пока эксперты не очень довольны тем, как этот процесс организован в Украине. Они считают, что подготовка к дистанционному обучению могла быть существенно лучше, и предоставили советы, как этого добиться.
"Что нужно сделать, чтобы это дало желаемый эффект? Есть много вещей, но главными являются следующие: первое - нужно сделать так, чтобы эти занятия носили интерактивный характер. То есть, чтобы студент был не только реципиентом, который сидит перед экраном и воспринимает информацию, а чтобы он был включен в процесс обучения в масштабах каждого конкретного занятия. Для этого нужно разработать специальные методики и нужен совсем другой уровень подготовки преподавателей. Второе - создать колоссальный по объему материал различных лабораторных и других работ, которые будут показывать все то, что в реальной жизни видит человек, когда выполняет задачи в лабораториях, в виртуальном виде через интернет. Третье - необходимо по достоинству оценивать и поддерживать материально и морально вузы, которые добились прогресса в организации дистанционного обучения", - указывает Фиников.
Если в течение нескольких лет университеты будут придерживаться рекомендаций и реформировать образовательный процесс, то прогресс будет достаточно быстрым. Но пока этого нет, недостаточная организация дистанционного и смешанного обучения будет негативно влиять на качество образования.
"Подготовка этих людей будет падать, поскольку они не будут должным образом осваивать все то, что они должны. А поскольку большинство университетов не захотят в этом признаваться, то они будут им "рисовать" неплохие оценки", - говорит эксперт.