18 августа украинский каноист ЮРИЙ ЧЕБАН выиграл гонку на 200 метров и стал двукратным олимпийским чемпионом. 30-летнему гребцу удалось привезти медали с каждой из трех Олимпиад, в которых он принимал участие. Ранее, напомним, он завоевал бронзу в Пекине-2008 на дистанции 500 метров, а в Лондоне выиграл 200-метровку, которая была введена в программу Игр как раз накануне Олимпиады-2012. В интервью "Апострофу" спортсмен рассказал, как ему удалось добиться победы в Рио, и ответил, продолжит ли радовать поклонников спорта своими победами в ближайшие годы.
Чебан вернулся в Украину спустя неделю после своего триумфа. Одного из самых ярких спортсменов страны вместе с партнерами по команде в аэропорту "Борисполь" встречали журналисты, поклонники, представители Министерства молодежи и спорта, а также Вооруженных сил Украины, которые спортсмен представляет на международных и внутренних соревнованиях. Ажиотаж был нешуточный: намного больший, чем когда сборная Украины по футболу в ноябре 2015 года возвращалась из Словении с путевкой на Евро-2016. Чебан был, что называется, нарасхват, поэтому разговор получился достаточно коротким. Спортсмен хотел как можно скорее завершить все официальные процедуры и пообщаться с родными и друзьями.
- Юрий, что чувствует спортсмен, который может стать единственным в истории двукратным олимпийским чемпионом на дистанции 200 метров в каноэ-одиночке?
- Гордость за Украину. Только в Украине есть самый сильный спортсмен на этой дистанции (улыбается). Вообще, я делаю все это ради славы своей страны. И мой допинг – это мой патриотизм.
- Когда вас не оказалось в списке квалифицировавшихся в финал, о чем подумали?
- О чем-то глобальном не думал. Просто расстроился. Ощущал, что был готов к финалу, тем более что мысленно настраивался на него еще перед полуфиналом. Так что ощущал некое чувство нереализованности. Но, к счастью, вскоре все стало на свои места. И, кстати, достаточно нелегко было перенести тот факт, что меня уже определили в стартовый протокол финала В.
- А ведь вы на самом деле могли и вовсе остаться без третьих Олимпийских игр в своей карьере. С чем были связаны ваши неудачи в 2015 году?
- В нашем виде спорта, да и во всем спорте, редко что-то получается легко. А на 200-метровке все буквально выгрызается. Здесь нет права на ошибку. К примеру, на 1000 метрах, если ты неудачно стартовал, то по ходу дистанции еще можно исправить ситуацию, как говорится, выгрести. А в спринте это будет означать проигрыш. Поэтому все надо делать на максимуме. В моем случае на максимуме не получилось сделать из-за травм и проблем со здоровьем. Я не смог подойти к отборочным стартам на пике готовности, чтобы показать себя и завоевать лицензию. Да, тогда я не ставил перед собой задачу выиграть чемпионат мира (речь идет о лицензионном ЧМ-2015 в Милане, – "Апостроф"), но даже более скромные цели не удалось выполнить. Пришлось добираться уже в 2016-м. Хорошо, что все закончилось.
- Говорят, что история не терпит сослагательного наклонения. Но тем не менее, что было бы для вас непопадание на Олимпиаду-2016? Считали бы это провалом?
- Честно говоря, даже мысли такой не допускал. Морально я уже был там, даже несмотря на неудачи в 2015 году. Как оказалось, все эти отборы стали для меня неким испытанием, и я справился с ними. Конечно же, обстоятельства сопутствовали мне: я имею в виду то, что лицензию получил фактически без борьбы, без выхода на дистанцию (Чебан попал на Игры благодаря тому, что от континентальной квоты отказалась Океания, – "Апостроф"). Но и в противном случае все равно я бы отправился на Игры, так как уже в течение нынешнего сезона некоторые спортсмены снимались с соревнований и их места освобождались. Надо отметить, что я в этой ситуации, как и многие наши ребята, до последнего готовился к Олимпиаде. Другое дело, что мне удалось оказаться в Рио, а кому-то нет.
- Как удалось на фоне всех этих событий, нелегкой подготовки, акклиматизации и других сложностей правильно распределить силы на всю турнирную дистанцию? Вы ведь в двух гонках перед финалом были далеко не в топе.
- Лучше быть с не очень хорошим временем, но с хорошей позицией. У меня практически всегда так получается, что я не могу быстро разогнаться. Все идет постепенно – от малого к великому. И в финале удается проявить себя по полной. Так же было и в Рио. А в полуфинале немного не угадал со стартом, поэтому и пришел третьим. Хотя, как вы уже поняли, не хотел оказаться в такой рискованной ситуации, в которой по факту и оказался (улыбается). Но после ночи обдумываний, после второго дыхания, которое пришло ко мне, я настроился так, что наверное уже и не мог ошибиться или недоработать.
- В одном из интервью накануне старта соревнований в Рио-де-Жанейро вы говорили, что гребной канал там имеет свои неприятные особенности. Как удалось снизить их влияние на результат?
- Главной особенностью канала был боковой левый ветер. И именно это помешало Паше Алтухову взять медаль (на дистанции 500 метров младший товарищ Чебана по сборной Украины пришел к финишу на 5-м месте, - "Апостроф"), потому как он встал не на свою дорожку. Да и двойка на 1000 метров. Если бы был попутный ветер, они бы просто растащили эту Олимпиаду и выиграли ее в одну калитку (Дмитрий Янчук и Тарас Мищук финишировали третьими на 1000 метрах в каноэ-двойке, - "Апостроф").
- После того как вы выиграли второе золото Игр и третью олимпийскую медаль, вы встали в один ряд с такими титулованными и знаменитыми украинскими спортсменами, как, к примеру, Яна Клочкова, которая побеждала на двух дистанциях две Олимпиады подряд - в Сиднее и Афинах. Что думаете об этом?
- Я еще в детстве учился не сравнивать себя с кем-то другим. Каждый человек индивидуален. Да, я, возможно, восхищался кем-то в своем виде спорта, но никогда не подражал никому. У каждого свой стиль. И надо всегда стараться использовать свои сильные стороны, придерживаться своей фишки и фирменного знака.
- Вы вспомнили о Павле Алтухове, который занял пятое место и пока что не реализовал свой шанс подняться на олимпийский пьедестал. Что можете сказать тем вашим партнерам по сборной, которые не дотянули до тройки призеров?
- Все сделали всё, что могли. Девочки в байдарках были готовы завоевать бронзу. Но они недоработали из-за того, что их тренера не взяли на последний сбор, и по факту они готовились в одиночку. Общались с наставником по скайпу. То есть они получали задания виртуально. Вся страна видела, что им не хватило каких-то сотых секунд. Я думаю, что им есть, над чем работать. У них большой потенциал. Главное – не мешать им. Да и вообще не мешать людям. Чтобы человек спокойно делал свое дело.
- А что надо сделать, поменять для того, чтобы создать благоприятные условия?
- Много чего надо менять. В первую очередь, прокладку между стулом и столом.
- В вашем виде спорта сразу несколько спортсменов из Украины представляли другие страны. Как вы к подобному относитесь?
- С одной стороны, я их понимаю, потому как я сам кручусь, как говорится, в этой сфере. Я знаю, что мне приходилось постоянно переступать через какие-то кабинеты, заборы. Проходить своего рода испытания, которые затем подстегивают и пробуждают злость. И благодаря этому ты можешь реализовать себя. Другие же ищут реализацию за счет других вещей – в том числе уезжают из страны. И в первую очередь не за благами, а для того, чтобы найти себя и состояться в спорте. Что касается меня, то если бы я хотел, уже давно добывал бы медали под другим флагом. Каждый делает свой выбор.
- Сразу же после вашего золотого финиша СМИ подхватили сенсационную новость о том, что вы приняли однозначное решение – завершить карьеру. Это соответствует действительности?
- Честно говоря, многое будет зависеть от обстоятельств. В первую очередь, оставят ли 200 метров в программе Олимпиады. За 4 года многое может измениться. Сейчас можно сказать много чего, но это будет на эмоциях и на фоне усталости. Поэтому пока что хотелось бы побыстрее вернуться домой, перевести дух… После таких побед возникают двоякие чувства: проиграй я, меня бы могли уже втаптывать в землю. Но поскольку я победил, сейчас все будут мою попу кружить и кружить. Поэтому, с одной стороны, приятно, с другой – много появляется лицемеров. Но вот те, кто с тобой всегда – в радости побед и в горечи поражений, они то и вдохновляют тебя идти дальше. Их вера заставляет тебя находить силы на это. Так что посмотрим…
К слову, тренер Чебана, 76-летний Вячеслав Сорокин не дал однозначный ответ, будет ли его подопечный принимать участие в Олимпиаде-2020, которая состоится в Токио. Михалыч, как называет его Юрий, перевел все в шутку и ответил с присущим коренному одесситу юмором: "Это зависит от того, будет ли он терпеть меня еще четыре года". Как оказалось чуть позже, в ближайшее время Чебан расстанется с холостяцким статусом и после свадьбы, как он сам признался, будет пытаться достичь новых высот. "Спорт - это в моей крови, но хотелось бы реализовать себя и в других сферах"...