Что значат резкие высказывания США в адрес России, и почему нынешний диалог Владимира Путина и Барака Обамы можно назвать "пацанским", - мнение Андрея Пионтковского для "Апострофа".
В последнем выступлении пресс-секретаря Белого дома Джоша Эрнеста наибольшее внимание СМИ привлекло высказывание о том, что Россия - уже не сверхдержава, и экономика у нее тоже не такая уж сильная, так себе, пожиже испанской будет. Это уже далеко не первый случай, когда пресс-секретарь Эрнест, или иногда даже сам Обама, занимаются таким троллингом.
Россия, действительно, уже не глобальная сверхдержава, а скорее региональная, и показатели ВВП не самые высокие.
Но в дипломатической практике, особенно на самых вершинах власти, такими колкостями не принято обмениваться. Мне кажется, Обама невольно втянулся в некий пацанский диалог с Путиным. Тот же Эрнест давно уже избрал стиль личностных комментариев в отношении Путина, которые, конечно же, подсказаны его шефом. Вспомните, например, его недавние рассказы, как Путин отчаянно добивался встречи с Обамой в сентябре.
Этот стиль стал ответом на вечные приколы и троллинги самого Путина. Такой была и вся его речь на Генеральной ассамблее ООН, и выступление на встрече Валдайского клуба. Там многих наблюдателей особенно позабавила сентенция: "Вот мы, русские, очень духовные, о Боге только и думаем, а Запад погряз в меркантильных интересах". Короче, духовности у вас нет ни ***. Характерно, что даже вся эта прикормленная свора так называемых политологов, привезенная в Сочи, впервые не комментировала развернуто путинскую речь, потому что комментировать там было нечего.
Обама втянулся в такого рода полемику, и я думаю, что это для него не лучший выбор. Он подшучивает над Путиным, задевает его, дразнит, а вот в практических вопросах дипломатии шаг за шагом отступает. Ну вот, например, в организации переговоров по сирийскому кризису. Потребовал Путин, чтобы участвовал Иран - Обама согласился, потребовали Лавров с Путиным, чтобы США сняли пункт об уходе Асада — США сняли.
А если говорить о связке Лавров-Керри (глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри, - "Апостроф") - то это вообще особая песня. Мне кажется, что Керри ну просто законченный идиот. Лавров в этой паре явно доминантный самец и имеет этого Керри, как хочет. Один на один их оставлять нельзя, потому что после часовой встречи Керри начинает говорить все, что нужно Лаврову: "у нас с Россией", "мы с Сэргэем обсудили", "у нас общая концепция", "у нас общие интересы". Какие к черту общие интересы? Россия бомбит и уничтожает физически тех людей, которые как-то ориентируются на Запад, которым Америка, пусть и непоследовательно, но старалась помогать в борьбе с Асадом. А он все равно продолжает - "Сэргэй", "общие интересы". А Обама добавляет, что "это не моя война, а Путина".
Получается, что, с одной стороны, дурацкое мальчишеское задирание, а с другой, по крайней мере, в тактических вопросах Путин с Лавровым переигрывают США. Другое дело, что они все равно терпят стратегическое поражение. Только это уже не достижение Обамы, а закономерное следствие авантюристической российской политики.
Почему так происходит? Потому что Путин просчитал Обаму и нашел его очень легким. Все это началось два года назад, когда была разыграна самая удачная комбинация Путина-Лаврова. Тогда Асад, скорее всего, с подачи Путина нанес химический удар по мирному населению, перейдя тем самым красную черту, которую якобы провел Обама. Он обещал, что если будет применено химическое оружие против оппозиции и мирного населения, то он станет более активно поддерживать оппозицию, нанесет удары по авиации Асада и т.д. Обещать он обещал, но очень ему этого не хотелось.
Тогда Сэргэй и Путин подсунули ему как рояль в кустах идею "химического разоружения". Обама схватился за нее как за спасительную соломинку, позволившую ему умыть руки. И Асад мгновенно превратился из палача суннитской общины в респектабельного государственного деятеля, с которым надо вести серьезные переговоры о разоружении. И на целых два года он снова был спасен. Кстати, чуть ли не вчера Министерство обороны РФ сообщило о том, что у боевиков есть химическое вооружение. А когда Министерство обороны РФ сообщает, что у боевиков есть химоружие, значит, на самом деле оно есть у Асада, и будет скоро снова им применено. Никуда оно не делось, и случаев его применения, зарегистрированных ООН, уже было много. Какие-то бочки перед камерами, может быть, уничтожали и даже вывозили, но в целом химическое оружие у Асада осталось.
Но самое страшное во всей этой эпопее с химическим разоружением было в том, что она нанесла колоссальный психологический удар по умеренной светской оппозиции. Тысячи молодых суннитов были разочарованы такой предательской позицией со стороны Запада и перешли в более радикальные структуры - ИГИЛ, например. Если бы этого не случилось, никто бы сегодня не писал об ИГИЛе. Это была бы маленькая организация, которая существовала бы параллельно с десятком других. Расти же она начала только после того, как, отчаявшись дождаться поддержки Запада, бойцы Свободной сирийской армии и других антиасадовских структур стали в массовом порядке переходить в ИГИЛ.
А сейчас Обама и Керри готовят новый подарок Путину. Верхушка российская, а может быть и сам Путин, уже поняли, что никакой победы в Сирии достичь невозможно. Вся эта болтовня о том, что мы должны уничтожать боевиков ИГИЛа на дальних рубежах, чтобы они не появились в России, уже сошла на второй план, и сейчас Путин больше старается изобразить себя миротворцем. Теперь на российском телевидении изменилась концепция, будет продаваться следующий контент: мы смело и решительно выступили в защиту Асада, и эта наша победоносная операция привела всех за стол переговоров, заставила американцев отказаться от требования насчет ухода Асада, заставила американцев согласиться на участие в переговорах Ирана, и теперь в Женеве мы будем вести долгие и конструктивные переговоры. Были уже Минские соглашения, теперь будут Женевские, вот она - замечательная победа российского оружия и российской дипломатии.
И Обама идет навстречу этой легенде, ведь его она тоже во многом устраивает. Он будет говорить - вот, какой я великий миротворец, я со всеми договорился, Керри с Сэргеем будет переговоры вести. На самом деле, никакое политическое урегулирование между Асадом, уже уничтожившим 250 тыс. суннитов, и суннитским большинством в Сирии невозможно. Но и Путин, и Обама будут своим телезрителям и мировому общественному мнению продавать свою вторую крупнейшую "мирную инициативу" после так называемого, химического разоружения два года назад. А Асад с помощью террористов Хезболлы и Стражей Исламской революции, а также доблестной российской авиации, будет продолжать уничтожать уже третью сотню тысяч суннитов...