Очередная военная эскалация между Азербайджаном и Арменией в битве за Нагорный Карабах, похоже, подходит к концу. Стороны подписали мирное соглашение, которое подразумевает полное прекращение огня и всех военных действий и ряд других условий. Правда, третьей стороной мирного урегулирования конфликта выступила Россия, чьи миротворцы разместятся вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Правда, тут возникли разночтения: Баку заявляет о том, что своих миротворцев должна предоставить и Турция. Означает ли это, что боевые действия могут возобновиться в любой момент, и почему Украине стоит быть внимательнее – разбирался "Апостроф".
От эскалации до мира
Военные действия в Нагорном Карабахе, который в 1991 году при поддержке Армении объявил о независимости от Азербайджана, с новой силой вспыхнули 27 сентября 2020 года. Тогда Азербайджан заявил о провокации Армении, армянская сторона обвинила азербайджанских военных в инициировании наступления. С сентября стороны конфликта несколько раз заключали мирные соглашения, которые предусматривали прекращение огня, но боевые действия не прекращались.
Неожиданно, в ночь на 9 ноября, премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин сообщили о подписании трехстороннего соглашения о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе.
Интересно, что до момента подписания документа Москва демонстрировала явное нежелание помогать Армении. И только когда катастрофа для Еревана стала неминуемой, Кремль решил сыграть в "миротворца". Интересно, что буквально за несколько часов до подписания документа азербайджанцы сбили военный вертолет россиян. Последовали официальные извинения со стороны Баку. Инцидент был исчерпан, а уже скоро стало известно о договоре.
Что предусматривает новое соглашение:
- Полное прекращение огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта, азербайджанские и армянские военные остаются на занимаемых ими позициях.
- Агдамский район и территории, удерживаемые армянской стороной в Газахском районе Азербайджанской Республики, возвращаются азербайджанской стороне до 20 ноября 2020 года.
- Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается миротворческий контингент Российской Федерации параллельно с выводом армянских вооруженных сил. Срок пребывания миротворцев - 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения.
- Армения до 15 ноября 2020 года возвращает Азербайджанской Республике Кельбаджарский район, а до 1 декабря 2020 года - Лачинский район, оставляя при этом за собой Лачинский коридор (шириной 5 км), который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией и при этом не будет затрагивать г. Шушу.
- Планируется строительство нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающего связь между Степанакертом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута.
- Внутренне перемещенные лица и беженцы возвращаются на территорию Нагорного Карабаха и прилегающие районы под контролем Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
- Производится обмен военнопленными и другими удерживаемыми лицами и телами погибших.
- Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе.
Конец войны?
Надежду на это в комментарии "Апострофу" выразил заместитель председателя "Объединенной диаспоры азербайджанцев Украины" Мурад Джафаров. Но очень многое будет зависеть от протестных настроений, которые разгорелись в Ереване после подписания мирного соглашения.
"Я надеюсь, что это конец войны. Но многое сейчас зависит от ситуации в самой Армении. Как мы видим, ситуация там выходит из-под контроля правительства Пашиняна, и "партия войны" требует отказа от капитуляции, подписанной вчера премьер-министром Армении, и продолжения боевых действий. В этом случае Азербайджан вынужден будет продолжить войну до полного разгрома армянской армии", – говорит он.
Введение же российских миротворцев Джафаров называет вынужденной мерой: "В первую очередь это остудит армянскую сторону от попыток провокаций, терактов и продолжения диверсионных действий в регионе".
Меньше оптимистичным в этом вопросе высказал эксперт по международной политике Украинского института будущего Илья Куса. В комментарии "Апострофу" он пояснил, что Азербайджан желает возвращения всей территории Нагорного Карабаха, в то время как в Армении надеются на реванш.
"По моему мнению, это приостановка конфликта. Из того, что мы видим по настроениям в Армении, и в меньшей степени в Азербайджане, где считают данное решение победой, но все-таки не полной. Они бы хотели реализовать обещание Алиева, которое он дал в начале войны, захватить весь Карабах. И я думаю, что для всех эти соглашения ставят определенную точку в военной эскалации, дают передышку, может даже на несколько лет. Но я считаю, что они это рассматривают, как временное явление, и что со временем, особенно подстегиваемые триумфом и имея территориальное преимущество, Баку использует это как плацдарм для дальнейшего наступления и возвращения всего Карабаха", – говорит эксперт-международник.
"Армяне еще более эмоциональны, в Ереване считают подписанные договоренности предательством, и по мнению протестующих, у Армении были силы противостоять и воевать. Часть людей принимают это соглашение хотя бы потому, что оно закончило боевые действия, но они надеются, что когда-нибудь будет взят реванш", – отметил он.
Протестующий в Офисе премьер-министра Армении Пашиняна
Обеспечить долгосрочный мир, как считает Куса, могут Турция и РФ, но даже для них это будет крайне сложно.
"Поэтому, по моему мнению, перемирие – это временное явление, если Турция и РФ не решат конвертировать эти соглашения в нечто долгосрочное. Например, решат статус Нагорного Карабаха или решат устаканить границу, и тому подобное. Но на это потребуются огромные ресурсы, особенно политические, для давления на обе стороны, чтобы заставить их подписать долгосрочный мир. Но это архисложно, и я склоняюсь к тому, что это больше промежуточный мир", – сказал эксперт.
Усиление влияния РФ и свержение Пашиняна
Впрочем, независимо от того, сколько будет длиться перемирие, выгоду от урегулирования конфликта приобрели Турция и Россия, считают эксперты.
"Москва разыграла партию с Анкарой и теперь получила возможность на фоне политического кризиса в Ереване, как минимум, существенно ослабить позиции Николы Пашиняна, сделав его еще более зависимым от Москвы. А максимум, вообще его убрать и поставить кого-то более лояльного. Но все будет зависеть от ситуации в самой Армении", – говорит Илья Куса.
В России же считают Пашиняна антироссийским еще со времени его избрания премьером Армении. В 2018 году Кремль лоббировал на эту должность другого кандидата, но Пашинян выскочил на волне народной любви и поддержки, и россиянам ничего не оставалось, как согласится.
"И в РФ бытует мнение, что Пашинян - политик, который тяготеет к диверсификации внешней политики. То есть отвязывание от однозначной зависимости от Москвы, и попытка наладить отношение с другими центрами силы, особенно с ЕС. Да, у него были попытки выйти на связь с Европой и Штатами, но я бы не сказал, что это выходило за рамки того, что делали его предшественники", – отметил он.
Но для РФ все, кто пытается уйти от ее влияния, становятся врагами, говорит Куса. И Кремль теперь воспользуется ситуацией, чтобы "сделать Пашиняна козлом отпущения и избавиться от него".
Кроме того, России удается сбить опасного для себя политика до того, как в конфликт могли вмешаться США. Дело в том, что вероятный будущий президент США Джо Байден не скрывает своей проармянской позиции. Он часто действовал в интересах армянского лобби и в 1995—2007 годах входил в Группу по армянским делам Конгресса США. Он голосовал за принятие антиазербайджанской поправки №907 и за выделение американской финансовой помощи Армении и Нагорно-Карабахской Республике в 1992—2008 годах.
Но до вступления Байдена в должность еще как минимум несколько месяцев, а в момент жесткой выборной гонки в Штатах, он вряд ли будет заниматься делами Армении. Впрочем, как считает Куса, если в дальнейшем вновь вспыхнет новая эскалация, маловероятно, что Байден придет на помощь.
"В своих предвыборных обещаниях Байден не говорил, что будет помогать Армении, он акцентировал внимание на проблемах внутри страны, которые он будет решать. Поэтому его вмешательство маловероятно. Хотя об этом еще рано говорить", – отметил эксперт-международник.
Джо Байден
В свою очередь Мурад Джафаров рекомендует Армении развивать отношения со своими соседями, а не оглядываться на РФ. Только таким образом можно будет обеспечить мир и процветание для армян.
"В Азербайджане есть пословица: "близкий сосед лучше дальнего родственника." Армения должна понять, что ее близкими соседями являются Грузия, Азербайджан и Турция. Армянское правительство и народ должны отказаться от территориальных претензий ко всем своим соседям, и выстраивать с ними добрососедские партнерские отношения. Это будет залогом мира в регионе, и ключом экономического развития самой Армении", – заявил он.
Предупреждение для Украины
Казалось бы, чем решение конфликта между Азербайджаном и Арменией может отразится на Украине, однако Илья Куса убежден, что для нас это неприятная ситуация.
"Во-первых, это плохой прецедент, когда две страны разыгрывают партию за счет слабого. А Украина, с точки зрения нашего геополитического положения, как раз является в роли Армении, и нас тоже могут разыграть. Во-вторых, это усиливает нарратив РФ, что они являются надежным партнером, способны быть миротворцами и гарантами безопасности, что они за мир и не являются агрессором. Поэтому для нас тут существует определенный риск, вязанный с Донбассом. И мы тут должны усвоить урок, что бывает со слабыми странами, когда международные силы, от которых они зависят, решают усилится за их счет. И мы тут находимся в небезопасной позиции. И нам нужно становиться более независимыми, самодостаточными, чтобы не попасть в такую ситуацию в будущем", – сказал Куса.
Ожидать такого развития событий в данный момент не стоит, говорит эксперт, но история с Нагорным Карабахом может стать аргументом в будущем: "Это усиливает вес РФ в международной политике, с которым считаются другие стороны, например, на переговорах. Это игра в долгую".