Пока весь мир с напряжением следит, начнет ли Россия полномасштабное вторжение в Украину, еще один очаг войны в Европе назрел и вот-вот рванет. На прошлой неделе бывший министр иностранных дел Карл Бильдт предостерег, что российская угроза Украине — не единственный потенциальный кризис в Европе в текущем году — на Балканах зреет новый виток конфликта. О том, какая угроза ждет Европу в этом регионе, как она повлияет на вероятность нового российского вторжения в Украину и что нужно делать Западу, чтобы предотвратить выполнение планов Путина, в интервью "Апострофу" рассказал старший аналитик Украинского центра аналитики и безопасности Алексей Киряцев.
- Сейчас фокус мирового внимания и накал страстей сконцентрирован на Украине. В частности, речь идет о концентрации российских войск вокруг украинских границ — весь мир обсуждает вероятность российского вторжения и переговоры Российской Федерации с США в этой связи. Означает ли это, что в Европе нет других точек нестабильности и противоречий, которые могли бы вспыхнуть и разгореться в нечто подобное?
- На мой взгляд, вопрос с возможностью вторжения в Украину российской армии чрезвычайно важен, и это один из ключевых вопросов. Вместе с тем, рассматривая ситуацию с геополитической точки зрения, можно точно сказать, что ситуация, которая развивается на Балканах, а именно в Боснии и Герцеговине, может стать тем триггером, который спровоцирует вторжение России в Украину. Если ситуация на Балканах обострится до такого уровня, что возникнет конфликт, такой как война 1992-1995 годов, то следует понимать, что силы ООН и НАТО, которые были задействованы тогда для остановки войны, насчитывали около 80 тысяч солдат, и это не учитывая другие формирования. То есть это не какой-то маленький локальный конфликт. Для остановки войны коллективному Западу - то есть США и НАТО - надо будет полноценно включиться. И если они включатся, то именно этот процесс и может стать сигналом для России, чтобы обострить ситуацию в Украине, а также сигналом для Китая, который в этот момент может обострить ситуацию на Тайване. То есть, ни США, ни НАТО не будут в силах распылить одновременно силы на три горячие точки.
- Судя по всему, с вами соглашается бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, который совсем недавно предостерег, что российская угроза Украине – не единственный потенциальный кризис в Восточной Европе в этом году, и что Босния и Герцеговина близится к периоду глубоких политических потрясений на фоне важных выборов, запланированных в октябре. На ваш взгляд, почему сейчас пошли такие сигналы и резко заговорили об этой ситуации, в то время как все внимание мировой общественности сфокусировано на Украине?
- Ни в коем случае нельзя говорить о том, что все забыли о Балканах, которые за прошлый год неоднократно давали нам поводы говорить об опасностях обострения и войны. Это ситуация в Сербии с Косово, когда из-за пустяка, а именно необходимости смены номеров при пересечении сербами границы с Косово, чуть не разразился военный конфликт. То же самое произошло с ситуацией, которая была в Черногории, когда при интронизации Митрополита Сербской Православной Церкви возникли большие противостояния, и ситуация могла дойти до серьезного конфликта. Но, чтобы мы понимали, Балканы сами по себе такой регион, в котором накопилось достаточно много взрывоопасной массы, которая готова вспыхнуть.
Ситуация, которую мы видим в Боснии, по сути, не возникла сама по себе. Она во многом подпитывается и инспирируется как раз Россией. Можно посмотреть на ее действия за последний год в этом направлении. Что мы видим? Мы знаем, что управление в Боснии достаточно своеобразное. То есть там существуют не один, а три президента, каждый из которых представляет свой народ. Они отдельно избираются и правят совместно, у них есть свои органы управления. Их объединяет общая армия, полиция, судебная система, налоги. Но, тем не менее, после глобальной войны, которая была в конце XX столетия, примирение Боснии стало возможным только после военного вмешательства в эту ситуацию мировой общественности, которое было санкционировано ООН, после чего была проведена операция НАТО под руководством США.
По сути, гарантами мира в Боснии являются США и НАТО. Именно они сумели остановить то кровопролитие, в результате чего в США были заключены Дейтонские мирные соглашения, которые и установили современное мирное управление Боснией и Герцеговиной. По сути, у Боснии и Герцеговины Конституция является одним из приложений к Дейтонским мирным соглашениям, и чтобы стороны не пошли опять путем эскалации и чтобы эти соглашения соблюдались, было принято решение о создании Совета по выполнению мирного соглашения, с наблюдательным (руководящим) советом во главе. Возглавляет этот совет его Верховный представитель, который, по сути, имеет в Боснии и Герцеговине верховную власть. Он избирается членами Наблюдательного Совета. Именно за ним последнее слово в трактовке Конституции, его решения имеют силу закона в Боснии и Герцеговине, он имеет право увольнять любого человека, независимо от того, избран он, или нет, который мешает соблюдению Дейтонских мирных соглашений, чтобы не привести к вспышке эскалации конфликта.
- Каким образом Россия инспирирует начало этого конфликта вновь?
- В прошлом году первым камнем преткновения в Наблюдательном Совете стал процесс избрания Верховного представителя, на которого и возложено поддержание баланса между тремя президентами и ветвями власти в Боснии и Герцеговине. После более чем 10-летнего пребывания на должности Верховного Представителя Валентина Инцко, на этот пост была предложена кандидатура немецкого политика, бывшего министра продовольствия и сельского хозяйства Германии Кристиана Шмидта. Однако еще до этого Россия начала лоббировать вопрос о том, целесообразно ли существование такой должности, как и необходимость назначения на нее нового представителя в лице Кристиана Шмидта.
- Дайте угадаю: они, наверное, использовали термин "внешнее управление"?
- Да, безусловно, они использовали и этот термин, но прежде всего они пытались ссылаться на другой момент. Стоит отметить, что задача Верховного представителя состоит не в том, чтобы управлять Боснией и Герцеговиной, а контролировать соблюдение мирных соглашений. Не навязывать им, какие партии выбирать, каким им курсом идти. Россия же апеллировала к тому, что политические партии настолько окрепли, что больше нет нужды в Верховном представителе, потому россияне категорически против назначения нового представителя. Это предложение России было отвергнуто всеми членами Наблюдательного Совета, и был назначен новый Верховный представитель Кристиан Шмидт – достаточно известный немецкий политик. Тогда Россия, заручившись поддержкой Китая в Совете безопасности ООН, подготовила совместную с КНР резолюцию о том, чтобы упразднить должность Верховного представителя Наблюдательного совета в Боснии и Герцеговине. Однако в Совбезе ООН никто не поддержал это предложение, кроме России и Китая, разумеется.
Сразу же после вступления Кристиана Шмидта в должность Верховного представителя, Россия заявила, что не признает его в качестве легитимного, и считает что он не имеет никаких прав на совершение своих функций. Это сразу же было подхвачено Милорадом Додиком, лидером боснийских сербов, который будучи членом Президиума от Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины, заявил, что тоже не признает Верховного представителя, тем самым по сути отходя от Дейтонских мирных соглашений. Опасения подтвердились достаточно быстро. Новый Верховный представитель, проанализировав ситуацию, подготовил доклад в Совет Безопасности ООН, в котором четко расписывал, что действия Милорада Додика и его сепаратистские устремления ведут как минимум к расколу Боснии и Герцеговины, к безусловному возобновлению конфликта и необходимости вмешательства мирового сообщества в этот процесс снова. Россия отреагировала на это немедленно. В тот момент рассматривалось продление пребывания международного контингента в Боснии и Герцеговине, который насчитывал всего несколько сотен человек, на этот год. В связи с этим, Россия заявила, что заблокирует в Совбезе ООН продление миротворческой миссии, если там будет хоть какое-то упоминание о Верховном представителе Кристиане Шмидте, в случае официального оглашения этого доклада в Совете безопасности ООН.
- Как они вышли из этой ситуации?
- К сожалению, США и европейские партнеры пошли на поводу у России, и все упоминания о Верховном представителе Кристиане Шмидте были удалены из решения по продлению миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине. При этом сам Верховный представитель назначается не Совбезом ООН. Для Шмидта это был неприятный удар, поскольку его политический вес снизили, показав, что у него нет никакой поддержки. А вот для Додика это был толчок для продолжения его сепаратистских устремлений. Уже через месяц с небольшим это вылилось непосредственно в акт, провозглашенный Народной Скупщиной - парламентом Республики Сербской, в котором было заявлено о намерении создать свои вооруженные силы, подчиняющиеся только Республике Сербской, свою судебную систему и свою полицию. На вопрос, что делать с полицией и вооруженными силами Боснии и Герцеговины, которые там находятся, был дан ответ Республики Сербской, что они будут окружать места, где дислоцируются официальные войска и полиция и вытеснять их.
Мы помним эту тактику по Крыму. Примечательно, что перед принятием этого решения Додик летал в Москву, и в Кремле провел разговор по этому поводу с Путиным. Безусловно, такая позиция не устраивает никого из других президентов, которые входят в президию по управлению Боснией и Герцеговиной. Ну и конечно, такое решение Народной Скупщины вызвало бурную реакцию в европейских странах. Интересной особенностью этого решения стало то, что все озвученные положения в Акте Народной Скупщины должны произойти не более чем через 6 месяцев после принятия решения. Согласно этому положению, 10 декабря уже прошли 6 месяцев, в течение которых это все должно было произойти. Уже буквально через две недели после этого решения Додик заявил, что надо ускорять процесс, и к концу января там должна появиться отдельная судебная система, чтобы все заявления о неконституционности принимаемых Народной Скупщиной решений не волновали Додика. Когда мировая общественность возмутилась и заговорила о возможности вмешательства со стороны миротворческого контингента, то в ответ Додик прямо заявил, что у него есть влиятельные друзья, которые за него заступятся в случае возникновения конфликта. Прежде всего, надо сказать, что он имел ввиду не только Путина, а и тот анклав в Сербии, который Россия создала за последние 3 года.
- То есть, речь пошла непосредственно о государстве Сербия?
- Дело в том, что в Сербии уже давно присутствует идея "сербского мира", и представители сербской власти ее активно продвигают.
- Вы имеете в виду президента Сербии Александра Вучича?
- В свое время Вучич был представителем радикальной партии в Республике Сербской, и активно стоял на этих позициях. Однако с приходом к власти из-за необходимости контактов и налаживания нормальных отношений с Европой, его риторика стала смягчаться. Вместе с тем, его наиболее близкие партнеры, тот же министр внутренних дел, который ранее занимал пост министра обороны Сербии, является активным апологетом "сербского мира".
Что такое "сербский мир"?
- Идея "сербского мира" состоит в том, что все сербы должны объединиться под эгидой Белграда, независимо от того, где они проживают, в единых границах. Эта идея давняя, просто она активно подогревается.
Когда идея "сербского мира" получила наиболее сильный толчок в современных реалиях?
- Наверное, стоит говорить о заявлении министра внутренних дел Сербии Александра Вулина, которые звучали в прошлом и этом году, о необходимости создания "сербского мира" под эгидой Белграда.
- Как на это отреагировала Европа?
- Прежде всего, на это отреагировали соседи Сербии, которые конечно были сильно обеспокоены подобными заявлениями. Более того, с 2019 года Россия начала более активно накачивать Сербию оружием. Если сравнить бюджет Сербии за 2019 и 2018 год, то мы увидим что эта страна начала активно вооружаться. В первую очередь Сербия активно закупает у России оружие, и в большей степени туда поставляются системы противовоздушной обороны, и системы "Панцирь-С", СМИ писали, что были поставки С-400, бронетехники, самолетов МиГ. Сейчас Сербия располагает, наверное, одним из наибольших бюджетов среди своих соседей, и проводит активные военные учения. Примечательно, что прошлогодние летние военные учения Сербии под названием "Удар молнии" представляли из себя учения усиленных тактических групп по проведению нападения. Интересно, что на них президент Сербии Александр Вучич объявил, что за ближайшие 9 месяцев сербская армия должна значительно возрасти по численности. Кроме того, на эти учения пригласили, кого бы вы думали? Милорада Додика. Ему, по сути, демонстрировалась сила Сербии и вселялась уверенность в возможной поддержке всем его движениям.
- С учетом накачки Сербии оружием и политического кризиса в Боснии и Герцеговине, насколько реально начало боевых действий в сложившейся ситуации? Какие вы рассматриваете сценарии? И какие стороны будут участвовать в этом конфликте?
- Как бы дальше не развивалась ситуация, Россия, по сути дела, поставила США, как гаранта безопасности на Балканах, в позицию цугцванга. Поскольку президент и парламент Республики Сербской, которая входит в состав Боснии и Герцеговины, приняли решение о фактическом отделении и создании своей армии, полиции, судебной и налоговой системы, то этот процесс не может пройти безболезненно. Дело в том, что остальные президенты Боснии и Герцеговины от хорватов и от босняков не поддерживают это решение, они категорически против и не считают его легитимным. Соответственно, не намерены выводить ни свои войска, ни полицию, ни свою судебную систему. То есть, не собираются уменьшать свое влияние на Республику Сербскую. Если в данной ситуации коллективный Запад, под которым мы подразумеваем США, НАТО и ЕС, займут ту позицию, которую они в последнее время часто занимают, то есть выразят обеспокоенность или применят какие-то санкции и все в таком духе, то по большему счету, это будет пощечиной тем же США. Ранее, в 1995 году США показали, что они в состоянии решать глубокие мировые кризисы, которые были не в состоянии решить даже миротворцы ООН. Тогда было понятно, что если кто-то нарушает миропорядок, осуществляет передел границ, начинает нападать на какие-то страны или происходит геноцид, то есть силы, которые в состоянии привести в чувство нарушителей. А если сейчас США, НАТО и ЕС не способны повлиять на сепаратистские устремления Милорада Додика в центре Европы и обеспечить выполнение мирных соглашений, которые были заключены, то что можно говорить о способности противостоять Путину и России или Китаю с их геополитическими целями. То есть это будет дискредитация в глазах мировой общественности.
Если же они не пойдут на это, а скорее всего такой удар по своему авторитету коллективный Запад вряд ли готов будет понести, и попытается с помощью миротворческих сил опять эту ситуацию привести в норму, то, во-первых, в данной ситуации можно четко прогнозировать, что это уже не будет происходить под эгидой ООН, поскольку Россия в настоящий момент наверняка заблокирует подобную инициативу. Во-вторых, если это и произойдет, то глубина втягивания Запада в конфликт будет позволять России активизировать свою позицию. Ведь Россия не будет прямым участником этого конфликта. Изначальный конфликт будет происходить внутри Балкан. Безусловно, исходя из предыдущего опыта в Сирии, Центральной и Африки, Россия направит на Балканы так называемых наемников, ЧВК "Вагнер" и т.д.
Примечательно, что многие наемники принимали активнейшее участие в Первой Боснийской войне. Все мы помним Гиркина, который был активным участником Боснийской войны 1992-1995 года. И таких наемников, которые все знают и прошли эту войну, в составе "Вагнера" очень много. В то же время, надо понимать, что отвлечение внимания США на Боснию развяжет Кремлю руки в ситуации с Украиной, поэтому для нас это очень опасно. Кроме того, я прогнозирую, что эта же ситуация будет триггером и для Китая, который тоже поймет, что в этот момент активизация действий по отношению к Тайваню будет стратегически обоснованной, поскольку сражаться на три фронта не сможет никто.
- И все-таки, какова вероятность вооруженного конфликта?
- Вероятность очень велика. Если Босния не признает сепаратизм Додика - мирное решение невозможно. Более того, если мы посмотрим, как географически расположена Республика Сербская, то мы увидим, что мало того, что ее территория разделена округом Брчко, так она граничит только с Сербией одной частью, а другой - нет. Более того, на территории Республики Сербской проживают не только сербы, там проживают граждане Боснии и Герцеговины, которые не поддерживают сепаратизм. Даже при голосовании в Народной Скупщине у Милорада Додика были определенные проблемы, поскольку большинство голосов он получил, но отрыв был совсем небольшой. В частности, из 80 депутатов за отделение проголосовали только 43 депутата, а остальные не стали голосовать. То есть, это решение неоднородно даже в самой Республике Сербской. Поэтому позиция Додика, его четкое и жесткое проталкивание этого решения, однозначно приведет к конфликту.
- С учетом того, что вы назвали связку Балканы-Украина-Тайвань, насколько целесообразно говорить не просто о локальной войне, а о некоем аналоге Третьей мировой войны?
- Здесь следует понимать, что США и НАТО необязательно поддержат всех своих союзников. Они встанут перед выбором, и вероятно для кого-то ограничатся своей обеспокоенностью.
- Как вы думаете, кто из стран под прицелом России может стать жертвой обеспокоенности США и НАТО?
- Полагаю, что задавать этот вопрос не имеет смысла. Я понимаю, что Украина может стать той страной, по поводу которой может быть высказана только обеспокоенность. И этот наиболее неприятный для нас вариант меня больше всего пугает. Учитывая заявления США и НАТО о том, что их вооруженные силы воевать непосредственно не будут, очень хорошо, что они готовы поддерживать нас с материально-технической точки зрения, вооружением. По большому счету, скажу, что для нас этот пункт наиболее важный. Мы готовы воевать за свою страну, скажу за себя, как военнослужащий, как полковник СБУ в запасе. То есть в случае возникновения такой необходимости - Украина готова воевать за свою независимость. Если при этом в Украину будут дополнительно поступать силы и средства, то мы справимся с этим и сами.
- Какие ответные действия, так называемый, коллективный Запад может предпринять сейчас, чтобы конфликт на Балканах не разгорелся? Если же все таки конфликт разгорится, то что Запад будет делать?
- Смотрите, тут используется не совсем верная стратегия, которую старается навязать Россия. Речь идет о стратегии, когда коллективный Запад играет вторым номером и вынужден постоянно отвечать на сложившуюся ситуацию, которую провоцирует Россия. Игра вторым номером не может привести к победе. К победе в игре может привести только наступательная стратегия. В целом, гибридная война предусматривает то, что воздействие необходимо производить не только в месте, где разгорается очаг, необходимо проводить работу заранее в тех болевых местах, которые во множестве присутствуют в самой Российской Федерации, в отношениях с ее другими партнерами, которые, возможно, наконец-то заставили бы Москву заняться своими проблемами и перестать устраивать экспансию в другие страны.