Протесты, которые до сих пор бушуют в США из-за гибели чернокожего американца Джорджа Флойда во время задержания полицейскими, перекинулись на весь мир. Своими требованиями, а точнее - их расплывчатостью - активисты Black lives matter могут надолго завести в тупик всю дискуссию вокруг кардинальных изменений не только в Штатах, но и в других странах мира. Тем более, на фоне множества других проблем - как экономических, так и сугубо политических. В том, что происходит в Штатах, и какие последствия будут иметь эти события, разбирался "Апостроф".
Против системы
После гибели чернокожего американца Джорджа Флойда при задержании полицейскими в Миннеаполисе прошло уже немало времени, но хаос протестов, беспорядков и мародерства, охвативший после инцидента улицы городов Америки, и не думает угасать. В том числе 7 июня в Вашингтоне состоялась самая масштабная после 25 мая (когда, собственно, и произошел инцидент) демонстрация. Большие протесты также состоялись в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиэтле, Чикаго и Лос-Анджелесе.
Несмотря на то, что никто по обе стороны политических баррикад США - как среди демократов, так и среди республиканцев - не отрицает вину полицейских, а политикум страны единодушно высказывается за реформы для недопущения подобных трагедий, схватки и погромы по всей стране продолжаются. Количество штатов и городов, которые ввели чрезвычайное положение уже превзошло 1968 год, когда происходила так называемая "неудачная мировая революция". Сравнение именно с событиями более чем 50-летней давности стало мейнстримом американской аналитики и медиасферы. Очевидно, что протест уже давно вышел за рамки обычного возмущения произволом полицейских и превратился в кое-где романтическую, а иногда откровенно криминальную борьбу с пресловутой "системой".
"Мы не перестанем протестовать. Мы будем продолжать, пока не изменим всю систему правосудия. То, что случилось с Флойдом, происходит каждый день в этой стране, в сфере образования, в сфере здравоохранения и во всех сферах американской жизни. Нам пора встать во имя Джорджа и сказать: "Сними колено с шеи", - заявил над гробом Джорджа Флойда преподобный Эл Шарптон, священник, политик и активист за права чернокожих.
Очень показательным стало заявление известного уличного художника Бэнкси. "Сначала я подумал, что мне лучше заткнуться и послушать, что говорят об этом черные люди. Но почему? Ведь это не их проблема, а моя. Люди другого цвета кожи терпят неудачу из-за системы. Белой системы. Как неисправная труба, которая затапливает квартиры людей, живущих внизу. Эта порочная система превращает их жизнь в страдание, но не их задача ее исправлять. Они и не могут - никто не пустит их в квартиру сверху. Это проблема белых. И если белые ее не решат, кто-то поднимется наверх и выбьет дверь", - написал он у себя в Instagram.
Звучат эти заявления довольно странно, учитывая, что в Штатах давно действует законодательство одинаково для всех - безотносительно цвета кожи. Но эти слова и лозунги повторяют протестанты. И именно в таких амбициозных целях и кроется главная проблема ситуации, в которой оказалось американское общество, и с которой очень трудно будет найти выход.
В первую очередь, проблемой является то, что выступая за "все хорошее против всего плохого", американские протестующие не имеют никаких конкретных целей или задач.
"Под понятием "система" каждый понимает что-то свое. В результате участники протестов в США, и любых протестов по всему миру, выходят на улицы каждый с собственным повесткой дня и отдельными требованиями к власти. Единственный общий знаменатель сводится к тому, что "системой", против которой борются активисты, является современное государство, которое представляет собой определенный аппарат насилия, сформировано путем выборов, но все равно способно оказывать это насилие в чрезмерной степени. Не похоже, что участники протестов, как и те, кто их координирует или подогревает, понимают, что именно они хотят предложить вместо этой системы", - пояснил "Апострофу" эксперт МЦПИ по вопросам международной политики Николай Капитоненко.
Цели протеста в тумане
Хотя четко определить требования протестов в США не выходит, общий вектор их требований очевиден. Это - усиление контроля над действиями полиции и особые практики социальной и культурной политики, направленные на преодоление "расового неравенства". А такие цели, порожденные американскими особенностями исторического и политического развития, в случае своей реализации, как это ни парадоксально, во многом являются попыткой принести на американскую почву так называемые "европейские ценности" в их современной редакции.
"Многие протестующие говорят о том, что хотят, чтобы законы работали так, как в Европе, где таких проблем, как в США, нет. Что в значительной степени приближает идею протестов в ее глубинной сути к "европейским ценностям", которые противопоставляются "американской системе", - убежден эксперт по вопросам международной политики Украинского института будущего Илия Куса.
Впрочем протесты, которые бушуют в США, уже развернулись и в самой Европе. В частности, 3 июня, несколько тысяч человек собрались в центре Лондона, чтобы выразить свой протест гибели Флойда. Люди держали в руках транспаранты с надписями Black lives matter. Несмотря на то, что акция англичан была довольно мирной, без столкновений с полицией не обошлось.
Многолюдные акции протеста также прошли в Париже, Риме, Брюсселе и нескольких городах Испании, в частности в Мадриде, Барселоне, Севилье, Валенсии, Овьедо, Бильбао, Малаге и Сарагосе. Участники протестов в Мадриде призвали полицию усилить борьбу с проявлениями расизма. В Берлине во время кратковременных столкновений с полицией были задержаны около сотни человек.
Реакция на смерть Флойда долетела даже на южное полушарие. В конце прошлой недели толпа людей с лозунгами Black Lives Matter вышла в австралийском Сиднее, поддерживая права "коренных народов Америки".
Конечно же, обеспечить прямую связь между американскими "расовыми протестами" и европейской политикой терпимости, мультикультурализма - а иногда и "позитивной дискриминации", нет возможности. Все же Европа не имела долгой истории рабства, сегрегации и расовых конфликтов. Это в значительной степени различает "революционные" события 2020-го и 1968-го, когда претензии к правительству не ограничивались только расовыми вопросами. К тому же, в 1968-м протесты изобиловали по обе стороны Атлантического океана (а современные акции Black lives matter в европейских столицах - не более, чем символическое проявление солидарности, а также повод немного помародерствовать), тогда как "система" являлась значительно более широким понятием.
Но главной чертой сегодняшних протестов в США является то, что в отличие от своих громких исторических предшественников, протесты 2020 года лишены перспективы дать толчок действительно судьбоносным изменениям. Поэтому, скорее всего, в результате сегодняшних бунтов Штаты только глубже загонят себя в политический тупик.
Америка в огне - что впереди?
"Протесты не имеют выраженных политических лидеров. Как и многие подобные движения, имеющее настоящую, сетевую природу. Что в первую очередь является вызовом для американских властей, которые не совсем понимают, с кем коммуницировать. К тому же, еще есть фактор Дональда Трампа, который значительно больше склонен к разделению общества, чем к его объединению. А без постоянной и качественной коммуникации невозможно будет реализовать запрос на изменения, провести ту же реформу полиции, о которой на улицах постоянно говорят, но до которой никак не доходят руки политиков", - отметил Илия Куса.
На первый взгляд, пламя протестов, охватившее США, должно было найти своего главного покровителя в лице главного оппонента действующей власти - Демократической партии. Действительно, демократы значительно больше симпатизируют протестующим, чем представители правящей партии. Об этом свидетельствуют проявления информационной борьбы, которые появились на фоне протестов за права чернокожих. В частности, на прошлой неделе СМИ упоминали об исследовании журналистов телеканала CNN (симпатизирующего членам Демократической партии), которое выявило наличие "российского следа" в американских протестах. Якобы российские интернет-тролли через свои "представительства" в Гане и Нигерии, создают в социальных сетях условия для организации массовых протестов на расовой почве в американских городах накануне выборов.
Следует отметить, что данное расследование было опубликовано еще 11 апреля, когда в мире никто не знал о существовании Джорджа Флойда. Российские и американские официальные структуры пока никак не прокомментировали результаты исследования. Против версии относительно внешнего управления протестами свидетельствует и тот факт, что толпа с одинаковой упорством разносит магазины как в "демократических", так и в "республиканских" штатах. С другой стороны, брать на себя ответственность за взлом "системы", которую вот-вот, после ноябрьских выборов, есть надежда возглавить - не слишком хорошая стратегия для демократов и главного оппонента Трампа на предстоящих выборах Джо Байдена. А поэтому, даже в случае их триумфа на выборах, вряд ли стоит ожидать, что месседжи сегодняшних "расовых" протестов станут чем-то большим, чем очередной темой для пусть и важных, но не слишком перспективных дискуссий внутри американского политикума.
"Не похоже, что демократы смогут после выборов предложить качественно новый путь к переменам. Ведь не так просто найти связь между конкретным случаем чрезмерного насилия со стороны полицейских и системными проблемами охраны правопорядка в стране, не говоря уже о глубинных "расовых" проблемах. Поэтому в лучшем случае, что удастся сделать, это запустить широкую дискуссию внутри общества по такому очень спорному вопросу. И нет никаких оснований считать, что во время этой дискуссии удастся найти быстрые ответы", - отметил Николай Капитоненко.
К большому сожалению, расовые протесты - далеко не единственная, и вполне возможно, не самая главная проблема Америки. Гибель Джорджа Флойда подняла на поверхность общественного и медийного внимания проблему, которая при всей своей динамичности, является лишь частью целого клубка противоречий и вызовов. Коронавирусная пандемия, экономическая рецессия, расшатанная и разбалансированная внешняя политика в сочетании с избирательной истерией - вот настоящие источники хаоса в США, проявлением которых стали расовые бунты. Понимание этого дает все основания полагать, что ничем хорошим эта история не закончится. И мощнейшую страну планеты еще не скоро перестанет лихорадить.